Современный Таиланд: государственное устройство, экономическое и социальное развитие | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шаханин, В. А. Современный Таиланд: государственное устройство, экономическое и социальное развитие / В. А. Шаханин, В. А. Деревенец. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 27-35. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/512/18412/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящей статье дается общее описание государственного устройства, экономического и социального развития современного Таиланда. Особенности государственного устройства страны рассматриваются исходя из положений Конституции 2017 г. Экономическое и социальное развитие характеризуется посредством соответствующих статистических показателей.

Ключевые слова: Таиланд, государственное устройство, монархия, унитарное государство, экономическая сфера, социальная сфера.

Таиланд располагается в Юго-Восточной Азии. Столица страны — город Бангкок. По данным на 2021 г. площадь территории страны составляла 513 140 км², а численность населения — 69 951 000 чел. (из них в столице — 10 350 000 чел.). Таким образом, плотность населения равнялась 136,9 чел./км². Национальная валюта — Бат [1].

В 2017 г. была принята новая Конституция Таиланда, которая имеет следующую структуру:

Преамбула;

Глава I. Общие положения (разделы 1–5);

Глава II. Король (разделы 6–24);

Глава III. Права и свободы тайского народа (разделы 25–49);

Глава IV. Обязанности тайского народа (раздел 50);

Глава V. Обязанности государства (разделы 51–63);

Глава VI. Директивные принципы государственной политики (разделы 64–78);

Глава VII. Национальное Собрание:

Часть 1. Общие положения (разделы 79–82);

Часть 2. Палата Представителей (разделы 83–106);

Часть 3. Сенат (разделы 107–113);

Часть 4. Положения, применяемые к обеим палатам (разделы 114–155);

Часть 5. Совместные заседания Национального Собрания (разделы 156–157);

Глава VIII. Совет Министров (разделы 158–183);

Глава IX. Конфликт интересов (разделы 184–187);

Глава Х. Суды:

Часть 1. Общие положения (разделы 188–193);

Часть 2. Суды справедливости (разделы 194–196);

Часть 3. Административные суды (разделы 197–198);

Часть 4. Военные суды (раздел 199);

Глава XI. Конституционный Суд (разделы 200–214);

Глава XII. Независимые органы:

Часть 1. Общие положения (разделы 215–221);

Часть 2. Избирательная Комиссия (разделы 222–227);

Часть 3. Омбудсмен (разделы 228–231);

Часть 4. Национальная Антикоррупционная Комиссия (разделы 232–237);

Часть 5. Государственная Аудиторская Комиссия (разделы 238–245);

Часть 6. Национальная Комиссия по Правам Человека (разделы 246–247);

Глава XIII. Орган Государственного Юриста (раздел 248);

Глава XIV. Местная администрация (разделы 249–254);

Глава XV. Поправки к Конституции (разделы 255–256);

Глава XVI. Национальная реформа (разделы 257–261);

Переходные положения (разделы 262–279) [2].

Согласно положениям Конституции Таиланд является единым и неделимым Королевством. Таиланд принял демократический режим правления с Королем как главой государства. Суверенная власть принадлежит тайскому народу. Король как глава государства осуществляет такую власть через Национальное Собрание, Совет Министров и суды в соответствии с положениями Конституции. Национальное Собрание, Совет Министров, суды, независимые органы и государственные агентства должны исполнять обязанности в соответствии с Конституцией, законами и с учетом верховенства права для всеобщего процветания нации и счастья общества в целом. Конституция считается высшим законом государства [2].

Король занимает пост главы Тайских Вооруженных Сил. Он отбирает и назначает подходящих лиц на должности Председателя Тайного Совета и не более чем 18 тайных советников для учреждения Тайного Совета. Данный орган обязан давать советы Королю по всем делам, касающимся его функций, по которым он может задать вопрос, и имеет другие обязанности, предусмотренные Конституцией. Отбор и назначение или смещение тайного советника являются королевской привилегией. Однако Председатель Национального Собрания подписывает королевский приказ о назначении или смещении Председателя Тайного Совета. В свою очередь, Председатель Тайного Совета подписывает королевский приказ о назначении или смещении других тайных советников [2].

Положения главы VI являются директивными принципами для государственного законодательства или определения политики администрации государственных дел [2].

Государство разрабатывает национальную стратегию с целью устойчивого развития страны согласно принципу хорошего управления, используемую как рамки для формулирования последовательных и интегрированных планов в соответствующем стремлении к достижению такой цели. Формулирование, определение целей, предписание сроков для достижения таких целей и содержание национальной стратегии должны быть в соответствии с правилами и процедурами, предусмотренными законом. Такой закон также содержит положения, связанные с народным участием и публичными консультациями по каждому разделу. Национальная стратегия вступает в силу после публикации в «Правительственной Газете» [2].

Конституция возлагает на государство обязанность содействовать дружеским отношениям с другими странами путем принятия принципа равенства в договорных взаимоотношениях и невмешательства во внутренние дела друг друга. Согласно Конституции государство должно сотрудничать с международными организациями и защищать национальные интересы и интересы тайского народа в зарубежных странах [2].

Национальное Собрание состоит из Палаты Представителей и Сената. Проект органического закона или закона может быть принят как закон только по совету и с согласия Национального Собрания. После одобрения проекта Национальным Собранием, премьер-министр представляет его Королю для подписания [2].

Палата Представителей состоит из 500 членов, а именно:

1) 350 членов, избранных в округах;

2) 150 членов от партийных списков политических партий [2].

Срок полномочий Палаты Представителей — 4 года со дня выборов. Конституция запрещает слияние политических партий, у которых есть члены — члены Палаты, в течение срока полномочий Палаты [2].

Король имеет королевскую прерогативу роспуска Палаты Представителей для новых всеобщих выборов членов Палаты Представителей [2].

После принятия Советом Министров администрации государственных дел, Король назначает в качестве лидера оппозиции в Палате Представителей члена Палаты, являющегося лидером политической партии в Палате с наибольшим числом членов, но не занимающих должности министра, председателя Палаты или вице-председателя Палаты. Председатель Палаты Представителей подписывает королевский приказ о назначении лидера оппозиции в Палате [2].

Сенат состоит из 200 членов, устанавливаемых путем отбора лицами, обладающими знаниями, экспертными познаниями, опытом, профессией или характеристиками или общими интересами или работающими или имеющими работу в различных сферах общества, из своей среды. Срок полномочий Сената — 5 лет со дня объявления результатов отбора [2].

Проект органического закона может быть внесен только:

1) Советом Министров по рекомендации Верховного Суда, Конституционного Суда или соответствующего независимого органа;

2) членами Палаты Представителей, включающими не менее чем одну десятую всего числа действующих членов Палаты Представителей [2].

Проект закона первый раз представляется Палате Представителей и может быть внесен только:

1) Советом Министров;

2) членами Палаты Представителей, но не менее чем 20;

3) лицами, имеющими право голоса, но не менее чем 10 000, которые представляют петицию о внесении проекта согласно Главе III или Главе V и в соответствии с Законом о публичном представлении проекта [2].

Финансовый проект должен иметь поддержку премьер-министра [2].

Король назначает премьер-министра и не более чем 35 других министров для учреждения Совета Министров, имеющего обязанности выполнять администрацию государственных дел в соответствии с принципом коллективной ответственности. Премьер-министром назначается лицо, одобренное Палатой Представителей. Председатель Палаты Представителей подписывает королевский приказ о назначении премьер-министра. Премьер-министр не может занимать свою должность более 8 лет в целом, независимо от последовательности сроков. Исключением является исполнение обязанностей премьер-министра в случае вакантности должности [2].

Король имеет королевскую прерогативу смещения министра с должности по совету премьер-министра [2].

Король может издать чрезвычайный декрет, который имеет силу закона, с целью поддержания национального или публичного порядка или национальной экономической безопасности или предотвращения общественного бедствия. Издание чрезвычайного декрета осуществляется только тогда, когда Совет Министров считает, что угроза реальна и неизбежна. Совет Министров направляет чрезвычайный декрет Национальному Собранию для рассмотрения незамедлительно [2].

В случае необходимости иметь закон в интересах государства относительно налогов, пошлин или валюты и срочности и конфиденциальности рассмотрения, Король может издать чрезвычайный декрет, который имеет силу закона. Документ подлежит передаче на рассмотрение в Палату Представителей [2].

Король имеет королевскую прерогативу издавать королевский декрет, который не противоречит закону [2].

Король имеет королевскую прерогативу объявлять и отменять военное положение. В случае если есть срочная необходимость объявить военное положение в отдельной местности, военная власть может сделать так согласно закону о военном положении [2].

Король имеет королевскую прерогативу объявлять войну с одобрения Национального Собрания. Резолюция одобрения Национального Собрания принимается голосами не менее чем двух третей общего числа действующих членов обеих палат [2].

Король имеет королевскую прерогативу заключать мирный договор, перемирие и другие договоры с иными странами или международными организациями. Любой договор, который предусматривает изменение в тайской территории или во внешних территориях, над которыми Таиланд имеет суверенное право или юрисдикцию согласно договору или международному праву или который требует принятия закона для имплементации, а также другие договоры, которые могут иметь широкомасштабные последствия для безопасности экономики, общества или торговли или инвестиций страны должны быть одобрены Национальным Собранием. Если Национальное Собрание не рассмотрело документ в установленный Конституцией срок, он считается одобренным [2].

Король имеет королевскую прерогативу даровать помилование [2].

Король назначает и смещает служащих военной и гражданской служб, которые занимают посты постоянного секретаря, генерального директора и их эквиваленты, исключая случаи вакантности должности вследствие смерти, отставки или смещения с правительственной службы в связи с наказанием [2].

Правительственный чиновник и государственный чиновник, занимающие постоянные посты или получающие постоянное вознаграждение и не являющиеся политическими чиновниками, не должны быть политическими чиновниками или занимать другие политические посты [2].

Все законы, королевские рескрипты и королевские приказы, связанные с государственными делами, подписываются министром, если иное не предусмотрено в Конституции [2].

Вознаграждения и другие выплаты для тайных советников, председателя и вице-председателей Палаты Представителей, председателя и вице-председателей Сената, лидера оппозиции в Палате Представителей, членов Палаты Представителей и сенаторов предписываются королевским декретом [2].

Король назначает и смещает судей и магистратов [2].

Суды справедливости имеют полномочия по рассмотрению и разрешению всех дел, исключая те, которые специально отнесены Конституцией или законом к юрисдикции других судов. Имеется Верховный Суд [2].

Административные суды имеют полномочия по рассмотрению и разрешению административных дел, проистекающих из осуществления административной власти, предусмотренной законом, или из выполнения административного акта в порядке, предусмотренном законом. Имеются Верховный Административный Суд и административные суды первой инстанции [2].

Военные суды имеют полномочия по рассмотрению и разрешению дел правонарушителей, подпадающих под юрисдикцию военных судов, и других дел в порядке, предусмотренном законом [2].

Конституционный Суд состоит из 9 судей, назначенных Королем из числа лиц, указанных в Конституции. Срок полномочий судьи — 7 лет. Одно и то же лицо может занимать эту должность только один срок. Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела о конституционности законов или их проектов, по вопросу относительно обязанностей и полномочий Палаты Представителей, Сената, Национального Собрания, Совета Министров или независимых органов, имеет другие обязанности и полномочия, предписанные в Конституции [2].

Таким образом, современный Таиланд можно отнести к парламентским монархиям, но с сохранением у Короля определенных весьма существенных полномочий. Система и структура высших органов государственной власти, их компетенция имеют некоторое сходство с тем же самым в таких странах, как Великобритания и Франция. Особый интерес представляют положения Конституции Таиланда об обязанностях государства, о директивных принципах государственной политики и независимых органах.

По площади территории и численности населения Таиланд сопоставим с Францией. Что касается ВВП, то его прирост довольно сильно снизился. В структуре занятости населения около трети работающих приходится на сельское хозяйство. При этом, однако, наблюдается снижение ежегодного прироста численности населения и рост ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Как видно из таблицы 2, доля пожилых уже превосходит долю детей. В целом, если основываться только на данных статистики, страна постепенно движется в сторону так называемых развитых государств мира.

Таблица 1

Экономические показатели Таиланда за 2010–2021 гг. [1]

Экономические показатели

Годы

2010

2015

2021

Валовый внутренний продукт, доллары США

341 105 000 000

401 296 000 000

542 017 000 000

Ежегодный прирост ВВП, % (в ценах 2015 г.)

7,5

3,1

2,4

ВВП на душу населения, доллары США

5 076,3

5 840,0

7 784,7

Занято в сельском хозяйстве, % от всех занятых

38,2

32,3

31,2

Занято в промышленности, % от всех занятых

20,6

23,7

22,5

Занято в сфере услуг, % от всех занятых

41,1

44

46,3

Не занято, % от всей рабочей силы

0,6

0,6

0,8

Экспорт, доллары США

195 312 000 000

214 309 000 000

219 084 000 000

Импорт, доллары США

182 393 000 000

202 642 000 000

188 668 000 000

Таблица 2

Социальные показатели Таиланда за 2010–2021 гг. [1]

Социальные показатели

Годы

2010

2015

2021

Ежегодный прирост численности населения, %

0,5

0,4

0,3

Городское население, % от численности всего населения

43,9

47,7

50,7

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины / мужчины (годы)

76,6 / 69,8

78,9 / 71,6

80,6 / 73,1

Возрастная структура населения, 0–14 / 60 и старше, %

19,2 / 12,9

18,0 / 15,7

16,3 / 20,0

Расходы на здравоохранение, % от ВВП

3,4

3,7

3,8

Расходы на образование, % от ВВП

3,5

4,11

нет данных

Литература:

  1. Thailand. URL: http://www.data.un.org (дата обращения: 15.03.2024).
  2. Thailand's Constitution of 2017. URL: http://www.constituteproject.org (дата обращения: 15.03.2024).

Похожие статьи

Региональное развитие КНР на примере социально-экономического развития Центрального Китая

В данной статье рассматривается влияние различных факторов на региональное экономическое развитие стран мира и важность экономических регионов Китая для экономики страны. Дается анализ центрального экономического региона и показана его роли в экономи...

Основы регулирования экономического развития в развитых странах

В данной статье рассматривается понятие государственного регулирования экономики, цели этого регулирования и проведен сравнительный анализ экономических показателей развитых стран.

Особенности конституционно-правового статуса человека и гражданина в КНР

В статье рассматриваются особенности конституционно-правового статуса человека и гражданина в КНР. Автором предложены примеры конституционных прав, свобод и обязанностей граждан КНР.

Основные особенности политической системы общества

В данной статье рассматриваются понятие, структурные элементы, теории и функции политической системы общества. Подчеркивается, что понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом Д.Истоном. Отмечается, что Конс...

Сравнительный анализ эволюции политических режимов Аргентины, Грузии и Румынии в контексте третьей волны демократизации

В данной работе будет проведена комплексная оценка политической ситуации в трех государствах, исторически принадлежащих к различным культурам, а также отдалённых c геополитической точки зрения. В частности, в настоящее время существует необходимость ...

Экономическое развитие и рост

В работе рассмотрены проблемы экономического роста России, выявлены основные причины утраты страной своих позиций на мировом и внутреннем рынках. Указанные проблемы связываются с несовершенством правовой политики, а также с финансовым кризисом и общи...

Реформы юридического образования в Республике Узбекистан

В статье рассмотрены и проанализированы реформы юридического образования в Узбекистане. Также обращено внимание на значение этих реформ и их развития в годы независимости.

Делегитимация института монархии в современном Таиланде

Авторы данной статьи рассматривают трансформационные изменения современной политической системы Таиланда, роль института монархии в ней и причины её упадка.

Экономическая политика бывшего советского государства и проблемы развития промышленности Узбекистана (на примере Ферганской долины в 80-е годы ХХ века)

В данной статье освещаются вопросы экономической политики проведённой в бывшем советском государстве, в частности колониальные последствия этой политики для экономики Узбекистана. А также, в этой статье рассматриваются проблемы, возникшие в 80-годах...

Государственное управление социальной сферой: состояние и перспективы развития

В данной статье рассматриваются основные задачи, функции и методы социальной политики государства. Также были проанализированы факторы социально-экономического развития нашей страны и даны рекомендации для перспективы ее развития.

Похожие статьи

Региональное развитие КНР на примере социально-экономического развития Центрального Китая

В данной статье рассматривается влияние различных факторов на региональное экономическое развитие стран мира и важность экономических регионов Китая для экономики страны. Дается анализ центрального экономического региона и показана его роли в экономи...

Основы регулирования экономического развития в развитых странах

В данной статье рассматривается понятие государственного регулирования экономики, цели этого регулирования и проведен сравнительный анализ экономических показателей развитых стран.

Особенности конституционно-правового статуса человека и гражданина в КНР

В статье рассматриваются особенности конституционно-правового статуса человека и гражданина в КНР. Автором предложены примеры конституционных прав, свобод и обязанностей граждан КНР.

Основные особенности политической системы общества

В данной статье рассматриваются понятие, структурные элементы, теории и функции политической системы общества. Подчеркивается, что понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом Д.Истоном. Отмечается, что Конс...

Сравнительный анализ эволюции политических режимов Аргентины, Грузии и Румынии в контексте третьей волны демократизации

В данной работе будет проведена комплексная оценка политической ситуации в трех государствах, исторически принадлежащих к различным культурам, а также отдалённых c геополитической точки зрения. В частности, в настоящее время существует необходимость ...

Экономическое развитие и рост

В работе рассмотрены проблемы экономического роста России, выявлены основные причины утраты страной своих позиций на мировом и внутреннем рынках. Указанные проблемы связываются с несовершенством правовой политики, а также с финансовым кризисом и общи...

Реформы юридического образования в Республике Узбекистан

В статье рассмотрены и проанализированы реформы юридического образования в Узбекистане. Также обращено внимание на значение этих реформ и их развития в годы независимости.

Делегитимация института монархии в современном Таиланде

Авторы данной статьи рассматривают трансформационные изменения современной политической системы Таиланда, роль института монархии в ней и причины её упадка.

Экономическая политика бывшего советского государства и проблемы развития промышленности Узбекистана (на примере Ферганской долины в 80-е годы ХХ века)

В данной статье освещаются вопросы экономической политики проведённой в бывшем советском государстве, в частности колониальные последствия этой политики для экономики Узбекистана. А также, в этой статье рассматриваются проблемы, возникшие в 80-годах...

Государственное управление социальной сферой: состояние и перспективы развития

В данной статье рассматриваются основные задачи, функции и методы социальной политики государства. Также были проанализированы факторы социально-экономического развития нашей страны и даны рекомендации для перспективы ее развития.