Современный Таиланд: государственное устройство, экономическое и социальное развитие
Авторы: Шаханин Владислав Александрович, Деревенец Виктория Александровна
Рубрика: 11. География
Опубликовано в
LXXVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2024)
Дата публикации: 26.03.2024
Статья просмотрена: 173 раза
Библиографическое описание:
Шаханин, В. А. Современный Таиланд: государственное устройство, экономическое и социальное развитие / В. А. Шаханин, В. А. Деревенец. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2024 г.). — Казань : Молодой ученый, 2024. — С. 27-35. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/512/18412/ (дата обращения: 17.12.2024).
В настоящей статье дается общее описание государственного устройства, экономического и социального развития современного Таиланда. Особенности государственного устройства страны рассматриваются исходя из положений Конституции 2017 г. Экономическое и социальное развитие характеризуется посредством соответствующих статистических показателей.
Ключевые слова: Таиланд, государственное устройство, монархия, унитарное государство, экономическая сфера, социальная сфера.
Таиланд располагается в Юго-Восточной Азии. Столица страны — город Бангкок. По данным на 2021 г. площадь территории страны составляла 513 140 км², а численность населения — 69 951 000 чел. (из них в столице — 10 350 000 чел.). Таким образом, плотность населения равнялась 136,9 чел./км². Национальная валюта — Бат [1].
В 2017 г. была принята новая Конституция Таиланда, которая имеет следующую структуру:
Преамбула;
Глава I. Общие положения (разделы 1–5);
Глава II. Король (разделы 6–24);
Глава III. Права и свободы тайского народа (разделы 25–49);
Глава IV. Обязанности тайского народа (раздел 50);
Глава V. Обязанности государства (разделы 51–63);
Глава VI. Директивные принципы государственной политики (разделы 64–78);
Глава VII. Национальное Собрание:
Часть 1. Общие положения (разделы 79–82);
Часть 2. Палата Представителей (разделы 83–106);
Часть 3. Сенат (разделы 107–113);
Часть 4. Положения, применяемые к обеим палатам (разделы 114–155);
Часть 5. Совместные заседания Национального Собрания (разделы 156–157);
Глава VIII. Совет Министров (разделы 158–183);
Глава IX. Конфликт интересов (разделы 184–187);
Глава Х. Суды:
Часть 1. Общие положения (разделы 188–193);
Часть 2. Суды справедливости (разделы 194–196);
Часть 3. Административные суды (разделы 197–198);
Часть 4. Военные суды (раздел 199);
Глава XI. Конституционный Суд (разделы 200–214);
Глава XII. Независимые органы:
Часть 1. Общие положения (разделы 215–221);
Часть 2. Избирательная Комиссия (разделы 222–227);
Часть 3. Омбудсмен (разделы 228–231);
Часть 4. Национальная Антикоррупционная Комиссия (разделы 232–237);
Часть 5. Государственная Аудиторская Комиссия (разделы 238–245);
Часть 6. Национальная Комиссия по Правам Человека (разделы 246–247);
Глава XIII. Орган Государственного Юриста (раздел 248);
Глава XIV. Местная администрация (разделы 249–254);
Глава XV. Поправки к Конституции (разделы 255–256);
Глава XVI. Национальная реформа (разделы 257–261);
Переходные положения (разделы 262–279) [2].
Согласно положениям Конституции Таиланд является единым и неделимым Королевством. Таиланд принял демократический режим правления с Королем как главой государства. Суверенная власть принадлежит тайскому народу. Король как глава государства осуществляет такую власть через Национальное Собрание, Совет Министров и суды в соответствии с положениями Конституции. Национальное Собрание, Совет Министров, суды, независимые органы и государственные агентства должны исполнять обязанности в соответствии с Конституцией, законами и с учетом верховенства права для всеобщего процветания нации и счастья общества в целом. Конституция считается высшим законом государства [2].
Король занимает пост главы Тайских Вооруженных Сил. Он отбирает и назначает подходящих лиц на должности Председателя Тайного Совета и не более чем 18 тайных советников для учреждения Тайного Совета. Данный орган обязан давать советы Королю по всем делам, касающимся его функций, по которым он может задать вопрос, и имеет другие обязанности, предусмотренные Конституцией. Отбор и назначение или смещение тайного советника являются королевской привилегией. Однако Председатель Национального Собрания подписывает королевский приказ о назначении или смещении Председателя Тайного Совета. В свою очередь, Председатель Тайного Совета подписывает королевский приказ о назначении или смещении других тайных советников [2].
Положения главы VI являются директивными принципами для государственного законодательства или определения политики администрации государственных дел [2].
Государство разрабатывает национальную стратегию с целью устойчивого развития страны согласно принципу хорошего управления, используемую как рамки для формулирования последовательных и интегрированных планов в соответствующем стремлении к достижению такой цели. Формулирование, определение целей, предписание сроков для достижения таких целей и содержание национальной стратегии должны быть в соответствии с правилами и процедурами, предусмотренными законом. Такой закон также содержит положения, связанные с народным участием и публичными консультациями по каждому разделу. Национальная стратегия вступает в силу после публикации в «Правительственной Газете» [2].
Конституция возлагает на государство обязанность содействовать дружеским отношениям с другими странами путем принятия принципа равенства в договорных взаимоотношениях и невмешательства во внутренние дела друг друга. Согласно Конституции государство должно сотрудничать с международными организациями и защищать национальные интересы и интересы тайского народа в зарубежных странах [2].
Национальное Собрание состоит из Палаты Представителей и Сената. Проект органического закона или закона может быть принят как закон только по совету и с согласия Национального Собрания. После одобрения проекта Национальным Собранием, премьер-министр представляет его Королю для подписания [2].
Палата Представителей состоит из 500 членов, а именно:
1) 350 членов, избранных в округах;
2) 150 членов от партийных списков политических партий [2].
Срок полномочий Палаты Представителей — 4 года со дня выборов. Конституция запрещает слияние политических партий, у которых есть члены — члены Палаты, в течение срока полномочий Палаты [2].
Король имеет королевскую прерогативу роспуска Палаты Представителей для новых всеобщих выборов членов Палаты Представителей [2].
После принятия Советом Министров администрации государственных дел, Король назначает в качестве лидера оппозиции в Палате Представителей члена Палаты, являющегося лидером политической партии в Палате с наибольшим числом членов, но не занимающих должности министра, председателя Палаты или вице-председателя Палаты. Председатель Палаты Представителей подписывает королевский приказ о назначении лидера оппозиции в Палате [2].
Сенат состоит из 200 членов, устанавливаемых путем отбора лицами, обладающими знаниями, экспертными познаниями, опытом, профессией или характеристиками или общими интересами или работающими или имеющими работу в различных сферах общества, из своей среды. Срок полномочий Сената — 5 лет со дня объявления результатов отбора [2].
Проект органического закона может быть внесен только:
1) Советом Министров по рекомендации Верховного Суда, Конституционного Суда или соответствующего независимого органа;
2) членами Палаты Представителей, включающими не менее чем одну десятую всего числа действующих членов Палаты Представителей [2].
Проект закона первый раз представляется Палате Представителей и может быть внесен только:
1) Советом Министров;
2) членами Палаты Представителей, но не менее чем 20;
3) лицами, имеющими право голоса, но не менее чем 10 000, которые представляют петицию о внесении проекта согласно Главе III или Главе V и в соответствии с Законом о публичном представлении проекта [2].
Финансовый проект должен иметь поддержку премьер-министра [2].
Король назначает премьер-министра и не более чем 35 других министров для учреждения Совета Министров, имеющего обязанности выполнять администрацию государственных дел в соответствии с принципом коллективной ответственности. Премьер-министром назначается лицо, одобренное Палатой Представителей. Председатель Палаты Представителей подписывает королевский приказ о назначении премьер-министра. Премьер-министр не может занимать свою должность более 8 лет в целом, независимо от последовательности сроков. Исключением является исполнение обязанностей премьер-министра в случае вакантности должности [2].
Король имеет королевскую прерогативу смещения министра с должности по совету премьер-министра [2].
Король может издать чрезвычайный декрет, который имеет силу закона, с целью поддержания национального или публичного порядка или национальной экономической безопасности или предотвращения общественного бедствия. Издание чрезвычайного декрета осуществляется только тогда, когда Совет Министров считает, что угроза реальна и неизбежна. Совет Министров направляет чрезвычайный декрет Национальному Собранию для рассмотрения незамедлительно [2].
В случае необходимости иметь закон в интересах государства относительно налогов, пошлин или валюты и срочности и конфиденциальности рассмотрения, Король может издать чрезвычайный декрет, который имеет силу закона. Документ подлежит передаче на рассмотрение в Палату Представителей [2].
Король имеет королевскую прерогативу издавать королевский декрет, который не противоречит закону [2].
Король имеет королевскую прерогативу объявлять и отменять военное положение. В случае если есть срочная необходимость объявить военное положение в отдельной местности, военная власть может сделать так согласно закону о военном положении [2].
Король имеет королевскую прерогативу объявлять войну с одобрения Национального Собрания. Резолюция одобрения Национального Собрания принимается голосами не менее чем двух третей общего числа действующих членов обеих палат [2].
Король имеет королевскую прерогативу заключать мирный договор, перемирие и другие договоры с иными странами или международными организациями. Любой договор, который предусматривает изменение в тайской территории или во внешних территориях, над которыми Таиланд имеет суверенное право или юрисдикцию согласно договору или международному праву или который требует принятия закона для имплементации, а также другие договоры, которые могут иметь широкомасштабные последствия для безопасности экономики, общества или торговли или инвестиций страны должны быть одобрены Национальным Собранием. Если Национальное Собрание не рассмотрело документ в установленный Конституцией срок, он считается одобренным [2].
Король имеет королевскую прерогативу даровать помилование [2].
Король назначает и смещает служащих военной и гражданской служб, которые занимают посты постоянного секретаря, генерального директора и их эквиваленты, исключая случаи вакантности должности вследствие смерти, отставки или смещения с правительственной службы в связи с наказанием [2].
Правительственный чиновник и государственный чиновник, занимающие постоянные посты или получающие постоянное вознаграждение и не являющиеся политическими чиновниками, не должны быть политическими чиновниками или занимать другие политические посты [2].
Все законы, королевские рескрипты и королевские приказы, связанные с государственными делами, подписываются министром, если иное не предусмотрено в Конституции [2].
Вознаграждения и другие выплаты для тайных советников, председателя и вице-председателей Палаты Представителей, председателя и вице-председателей Сената, лидера оппозиции в Палате Представителей, членов Палаты Представителей и сенаторов предписываются королевским декретом [2].
Король назначает и смещает судей и магистратов [2].
Суды справедливости имеют полномочия по рассмотрению и разрешению всех дел, исключая те, которые специально отнесены Конституцией или законом к юрисдикции других судов. Имеется Верховный Суд [2].
Административные суды имеют полномочия по рассмотрению и разрешению административных дел, проистекающих из осуществления административной власти, предусмотренной законом, или из выполнения административного акта в порядке, предусмотренном законом. Имеются Верховный Административный Суд и административные суды первой инстанции [2].
Военные суды имеют полномочия по рассмотрению и разрешению дел правонарушителей, подпадающих под юрисдикцию военных судов, и других дел в порядке, предусмотренном законом [2].
Конституционный Суд состоит из 9 судей, назначенных Королем из числа лиц, указанных в Конституции. Срок полномочий судьи — 7 лет. Одно и то же лицо может занимать эту должность только один срок. Конституционный Суд рассматривает и разрешает дела о конституционности законов или их проектов, по вопросу относительно обязанностей и полномочий Палаты Представителей, Сената, Национального Собрания, Совета Министров или независимых органов, имеет другие обязанности и полномочия, предписанные в Конституции [2].
Таким образом, современный Таиланд можно отнести к парламентским монархиям, но с сохранением у Короля определенных весьма существенных полномочий. Система и структура высших органов государственной власти, их компетенция имеют некоторое сходство с тем же самым в таких странах, как Великобритания и Франция. Особый интерес представляют положения Конституции Таиланда об обязанностях государства, о директивных принципах государственной политики и независимых органах.
По площади территории и численности населения Таиланд сопоставим с Францией. Что касается ВВП, то его прирост довольно сильно снизился. В структуре занятости населения около трети работающих приходится на сельское хозяйство. При этом, однако, наблюдается снижение ежегодного прироста численности населения и рост ожидаемой продолжительности жизни при рождении. Как видно из таблицы 2, доля пожилых уже превосходит долю детей. В целом, если основываться только на данных статистики, страна постепенно движется в сторону так называемых развитых государств мира.
Таблица 1
Экономические показатели Таиланда за 2010–2021 гг. [1]
Экономические показатели |
Годы |
||
2010 |
2015 |
2021 |
|
Валовый внутренний продукт, доллары США |
341 105 000 000 |
401 296 000 000 |
542 017 000 000 |
Ежегодный прирост ВВП, % (в ценах 2015 г.) |
7,5 |
3,1 |
2,4 |
ВВП на душу населения, доллары США |
5 076,3 |
5 840,0 |
7 784,7 |
Занято в сельском хозяйстве, % от всех занятых |
38,2 |
32,3 |
31,2 |
Занято в промышленности, % от всех занятых |
20,6 |
23,7 |
22,5 |
Занято в сфере услуг, % от всех занятых |
41,1 |
44 |
46,3 |
Не занято, % от всей рабочей силы |
0,6 |
0,6 |
0,8 |
Экспорт, доллары США |
195 312 000 000 |
214 309 000 000 |
219 084 000 000 |
Импорт, доллары США |
182 393 000 000 |
202 642 000 000 |
188 668 000 000 |
Таблица 2
Социальные показатели Таиланда за 2010–2021 гг. [1]
Социальные показатели |
Годы |
||
2010 |
2015 |
2021 |
|
Ежегодный прирост численности населения, % |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
Городское население, % от численности всего населения |
43,9 |
47,7 |
50,7 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, женщины / мужчины (годы) |
76,6 / 69,8 |
78,9 / 71,6 |
80,6 / 73,1 |
Возрастная структура населения, 0–14 / 60 и старше, % |
19,2 / 12,9 |
18,0 / 15,7 |
16,3 / 20,0 |
Расходы на здравоохранение, % от ВВП |
3,4 |
3,7 |
3,8 |
Расходы на образование, % от ВВП |
3,5 |
4,11 |
нет данных |
Литература:
- Thailand. URL: http://www.data.un.org (дата обращения: 15.03.2024).
- Thailand's Constitution of 2017. URL: http://www.constituteproject.org (дата обращения: 15.03.2024).
Ключевые слова
унитарное государство, Таиланд, социальная сфера, монархия, экономическая сфера, государственное устройствоПохожие статьи
Региональное развитие КНР на примере социально-экономического развития Центрального Китая
В данной статье рассматривается влияние различных факторов на региональное экономическое развитие стран мира и важность экономических регионов Китая для экономики страны. Дается анализ центрального экономического региона и показана его роли в экономи...
Основы регулирования экономического развития в развитых странах
В данной статье рассматривается понятие государственного регулирования экономики, цели этого регулирования и проведен сравнительный анализ экономических показателей развитых стран.
Особенности конституционно-правового статуса человека и гражданина в КНР
В статье рассматриваются особенности конституционно-правового статуса человека и гражданина в КНР. Автором предложены примеры конституционных прав, свобод и обязанностей граждан КНР.
Основные особенности политической системы общества
В данной статье рассматриваются понятие, структурные элементы, теории и функции политической системы общества. Подчеркивается, что понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом Д.Истоном. Отмечается, что Конс...
Сравнительный анализ эволюции политических режимов Аргентины, Грузии и Румынии в контексте третьей волны демократизации
В данной работе будет проведена комплексная оценка политической ситуации в трех государствах, исторически принадлежащих к различным культурам, а также отдалённых c геополитической точки зрения. В частности, в настоящее время существует необходимость ...
Экономическое развитие и рост
В работе рассмотрены проблемы экономического роста России, выявлены основные причины утраты страной своих позиций на мировом и внутреннем рынках. Указанные проблемы связываются с несовершенством правовой политики, а также с финансовым кризисом и общи...
Реформы юридического образования в Республике Узбекистан
В статье рассмотрены и проанализированы реформы юридического образования в Узбекистане. Также обращено внимание на значение этих реформ и их развития в годы независимости.
Делегитимация института монархии в современном Таиланде
Авторы данной статьи рассматривают трансформационные изменения современной политической системы Таиланда, роль института монархии в ней и причины её упадка.
Экономическая политика бывшего советского государства и проблемы развития промышленности Узбекистана (на примере Ферганской долины в 80-е годы ХХ века)
В данной статье освещаются вопросы экономической политики проведённой в бывшем советском государстве, в частности колониальные последствия этой политики для экономики Узбекистана. А также, в этой статье рассматриваются проблемы, возникшие в 80-годах...
Государственное управление социальной сферой: состояние и перспективы развития
В данной статье рассматриваются основные задачи, функции и методы социальной политики государства. Также были проанализированы факторы социально-экономического развития нашей страны и даны рекомендации для перспективы ее развития.
Похожие статьи
Региональное развитие КНР на примере социально-экономического развития Центрального Китая
В данной статье рассматривается влияние различных факторов на региональное экономическое развитие стран мира и важность экономических регионов Китая для экономики страны. Дается анализ центрального экономического региона и показана его роли в экономи...
Основы регулирования экономического развития в развитых странах
В данной статье рассматривается понятие государственного регулирования экономики, цели этого регулирования и проведен сравнительный анализ экономических показателей развитых стран.
Особенности конституционно-правового статуса человека и гражданина в КНР
В статье рассматриваются особенности конституционно-правового статуса человека и гражданина в КНР. Автором предложены примеры конституционных прав, свобод и обязанностей граждан КНР.
Основные особенности политической системы общества
В данной статье рассматриваются понятие, структурные элементы, теории и функции политической системы общества. Подчеркивается, что понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом Д.Истоном. Отмечается, что Конс...
Сравнительный анализ эволюции политических режимов Аргентины, Грузии и Румынии в контексте третьей волны демократизации
В данной работе будет проведена комплексная оценка политической ситуации в трех государствах, исторически принадлежащих к различным культурам, а также отдалённых c геополитической точки зрения. В частности, в настоящее время существует необходимость ...
Экономическое развитие и рост
В работе рассмотрены проблемы экономического роста России, выявлены основные причины утраты страной своих позиций на мировом и внутреннем рынках. Указанные проблемы связываются с несовершенством правовой политики, а также с финансовым кризисом и общи...
Реформы юридического образования в Республике Узбекистан
В статье рассмотрены и проанализированы реформы юридического образования в Узбекистане. Также обращено внимание на значение этих реформ и их развития в годы независимости.
Делегитимация института монархии в современном Таиланде
Авторы данной статьи рассматривают трансформационные изменения современной политической системы Таиланда, роль института монархии в ней и причины её упадка.
Экономическая политика бывшего советского государства и проблемы развития промышленности Узбекистана (на примере Ферганской долины в 80-е годы ХХ века)
В данной статье освещаются вопросы экономической политики проведённой в бывшем советском государстве, в частности колониальные последствия этой политики для экономики Узбекистана. А также, в этой статье рассматриваются проблемы, возникшие в 80-годах...
Государственное управление социальной сферой: состояние и перспективы развития
В данной статье рассматриваются основные задачи, функции и методы социальной политики государства. Также были проанализированы факторы социально-экономического развития нашей страны и даны рекомендации для перспективы ее развития.