Изучение вопросов противодействия раскрытию и расследованию преступлений является одним из главных в криминалистической науке и практике. Нейтрализация этого явления правоохранительными органами имеет свою систему принципов, соблюдение которых значительно повышает эффективность всей деятельности в рамках данной сферы.
Ключевые слова: криминалистика, раскрытие, расследование, противодействие, принципы, преступление, система.
Актуальность темы обусловлена тем, что пока есть преступление и связанный с ним следственный и судебный процесс, есть способы замести следы преступления, есть разные уловки, призванные уйти от ответственности виновного. В настоящее время эти явления имеют особое значение и повлекли за собой появление такого направления в науке, как противодействие раскрытию и расследованию преступлений.
Если раньше противодействие раскрытию трактовалось прежде всего как сокрытие преступления, то сегодня это понятие приобрело гораздо более широкое значение.
Следует рассмотреть некоторые из имеющихся точек зрения на определение понятия противодействия раскрытию и расследованию преступлений.
Интересный подход В. Е. Корноухова к определению противодействия, под которым он понимает определенный вид преступной деятельности или систему поведенческих действий осевого и/или реакционного характера, направленных на недостижение тактико-правовых целей следователя [3, с. 150].
Исходя из этого определения, противодействие может быть самостоятельным по содержанию видом преступления, а может быть включено в поведенческую систему, обеспечивающую появление «шума» в процессе передачи информации и/или психической самозащиты. А также это коммуникативная деятельность, носящая осевой или взаимный характер, т. е. его целью является передача информации конкретному получателю (осевой процесс) или нескольким получателям (розничный процесс).
По определению Р. С. Белкина, противодействие — это противоправная деятельность лица, заинтересованного в исходе дела, проявляющаяся непосредственно в действиях, направленных на сокрытие преступления и уход от ответственности.
Если целью действий является воспрепятствование объективному следственному процессу, то можно сказать, что это и есть противодействие. Противодействием нельзя назвать поведение лица в целях предотвращения произвола следственного органа, не соответствующего требованиям законодательства [1, с. 200].
В литературе сформулирована следующая точка зрения, что преодоление противодействия есть деятельность антиципации и идентификации, подавления и нейтрализации.
При организации действий, направленных на пресечение противодействия, необходимо учитывать несколько принципов: законность; учет достоверности информации; сочетание явных и скрытых действий по устранению противодействия; сохранение конфиденциальности и защита тайны; определение, где и когда действовать; учет психологических факторов.
Действия следователей по нейтрализации часто можно рассматривать как оказывающие влияние на складывающиеся неблагоприятные следственные обстоятельства. Исходя из этого подхода, его можно разделить на три взаимосвязанных этапа.
Первый этап связан с выявлением резистентности и накоплением информации об этой активности. Следователи сначала анализируют обстановку, в которой реализуются противодействие, определяют субъекты, серьезность намерений, используемые методы.
Второй этап нейтрализации противодействия означает планирование, подготовку и принятие мер по упреждению или преодолению противодействия.
На третьем этапе непосредственно реализуются мероприятия, направленные на устранение противодействия. Это может быть отдельный тактический прием, проведение комплекса оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, принятие заблаговременных мер по упреждению противодействия: предупреждение потерпевшего о возможном влиянии на него обвиняемого и его близких, выявление истинных намерений субъекта в отношении потерпевшего, а также предупреждение адвоката о недопустимости совершения им профессионально-этических проступков, например, передачи данных о своем клиенте соучастнику расследуемого преступления, члену преступной группы и т. д.
Однако при реализации этих трех этапов не следует упускать из виду основные принципы, применение которых наиболее эффективно решает задачи, поставленные перед правоохранительными органами.
Следствие подчиняется принципу законности, что означает, что все следственные действия и оперативные действия, проводимые при раскрытии преступлений, должны соответствовать уголовно-процессуальному законодательству [6, с. 400], должностным и служебным обязанностям, не должны противоречить уголовным, гражданским или административным положениям. Кроме того, правоохранительные органы должны соблюдать основополагающие правовые принципы закона — уважение прав человека (неприкосновенность жилища, право на неприкосновенность частной жизни и общение, презумпция невиновности и др.), гуманизма и другие принципы, закрепленные в Конституции [2], Кодексах, других законах.
По этой причине при планировании расследования лица, осуществляющие расследование (следователи или дознаватели), должны создать такую модель следственного действия, учитывая необходимость соблюдения законов при его проведении, Создание и соблюдение такой модели позволяет выполнять свою работу не только эффективно, но и грамотно, чтобы у виновных лиц не было возможности уйти от ответственности.
Принцип достоверности сведений заключается в выявлении всех обстоятельств дела, которые необходимо провести в принудительном порядке, и включении доказательств, позволяющих выполнить поставленную задачу. Ситуации, имеющие юридическое значение, — это те, которые важны с точки зрения правильного разрешения дела. То есть правоохранительные органы должны оценивать всю имеющуюся информацию системно, не пренебрегая какими-либо деталями.
Принцип сочетания гласных и негласных мер является также значимым в этой системе. Вопросы, возникшие при расследовании, не могут быть полностью решены одними гласными средствами, и, наоборот, решение последних не может быть обеспечено и какими-то скрытыми средствами. Кроме того, противопоставление одних мер другим усложняет работу, приводит к необоснованным затратам, а иногда и к риску раскрытия тайных сил, средств и методов борьбы с преступностью.
Этот принцип отражен в статье 15 Закона об оперативно-розыскной деятельности [7, с. 10], в которой говорится, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе осуществлять эту деятельность открыто и тайно.
Практика показывает, что комплексное применение методов и средств, оптимальное сочетание гласных и негласных мер является залогом эффективного решения задач борьбы с преступностью. Это сочетание определяется в соответствии с реальной рабочей ситуацией и решаемыми задачами. Согласно судебной статистке в 2016 году по ст. 294 УК РФ было привлечено к ответственности только 42 человека, то в 2021 году этот показатель достиг 97 [5]. Также нельзя не отметить повышение уровня раскрываемости преступлений.
Игнорирование или некомпетентное объяснение психологических аспектов снижает эффективность работы правоохранительного органа. Способность разбираться во всех психологических нюансах своей работы характеризует уровень профессиональной подготовки сотрудника.
Ценность изучения средств противодействия раскрытию и расследованию преступлений в рамках разработанной теории о противодействии для криминалистической практики заключается не только в видах и способах противодействия, но и в возможности выявления, своевременного прогнозирования и предотвращения противодействия, реализации эффективных мер по его нейтрализации [4].
Входе исследования мы пришли к выводу, что для преодоления противодействия необходимы более четкие научные рекомендации; в частности, при разработке криминалистических признаков отдельных видов преступлений необходимо определить способы их сокрытия и разработать рекомендации по их выявлению и преодолению. Кроме того, следует задокументировать, как и кто препятствовал расследованию, так как эта информация может впоследствии оказать положительное влияние на процесс расследования.
В заключение следует отметить, что только при системном решении этих вопросов можно добиться положительных результатов в раскрытии преступлений и в борьбе с преступностью в целом.
Литература:
- Белкин Р. С. Противодействие расследованию и пути его преодоления криминалистическими и оперативно-розыскными средствами и методами // Криминалистическое обеспечение деятельности криминальной милиции и органов предварительного расследования / под ред. Т. В. Аверьяновой, Р. С. Белкина. — М.: Новый юрист, 1997. — С. 400–407.
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.; в ред. от 04 июля 2020 г. // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31.
- Криминалистика: учебник / под ред. В. Е. Корноухова. — М.: Юристъ, 2000. — С. 412.
- Рахматуллин Р. Р. Концепция противодействия раскрытию и расследованию преступлений и мер по его нейтрализации / // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2022. — № 2 (48).
- Судебная статистика РФ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://stat.апи-пресс.рф/stats/ug/t/14/s/17. — Дата доступа: 09.04.2023.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства РФ. — 24.12.2001. — N 52 (ч. I). — ст. 4921.
- Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. — N 160. — 18.08.1995.

