Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
Ян Амос Каменский [4]
Вспомните свое детство. Что любит делать ребенок каждый день: играть, петь, танцевать, рисовать, лепить. И прелесть этих занятий в том, что они безусловные, ибо их никто не оценивает. Взрослые пока не придают им особого значения и так, до поры до времени, ребенок свободен творить. Как творит ребенок? Он делает это естественно: когда играет или что-то изучает, осваивает сложные понятия, воссоздавая их в своих детских масштабах. Это весело и принято для него. Прежде всего, нам взрослым, надо помнить, что не бывает неталантливых детей, «золотая жилка» есть в каждом, надо только суметь ее найти.
Наша группа называется «Фантазёры», мы стараемся соответствовать названию: удивлять и радовать друг друга, обмениваться опытом, что-то придумывать, изобретать.
Мы понимаем, что воспитание и развитие дошкольников, в том числе и творческое невозможно без участия родителей. Для того, чтобы родители стали нашими единомышленниками и помогли нам создать необходимые условия, как в группе, так и дома для творческого развития и художественного воспитания своих детей, мы:
— убеждаем их в том, что они на многое способны и что нет увлекательнее и благороднее дела, как учиться понимать ребенка, а поняв, помочь ему;
— объясняем им, что в приобщении ребенка к творчеству главную роль играет терпение, понимание, деликатность, доброта и вера;
— стараемся воспитать в родителях чувство искреннего уважения к любым продуктам детской деятельности.
Разрабатывая план мероприятий, мы поставили перед собой следующие задачи:
— Расширять знания взрослых и детей об использовании разнообразного материала для изготовления поделок.
— Развивать и поддерживать творческую активность детей.
— Заинтересовать процессом совместного с детьми изготовления разнообразных поделок большую часть родителей.
— Способствовать созданию среды творческого общения и ситуации успеха.
— Воспитывать желание удивлять и радовать детей, родителей, гостей группы.
Мы взяли за основу в своей работе проведение конкурсной деятельности, чтобы результат творчества был виден всем и оценен по заслугам. Подобные мероприятия вызывают особый интерес у детей и взрослых, ведь именно в конкурсах просыпается азарт, желание постараться сделать лучше других, получить приз. А как приятно слушать, когда твоей работой восхищаются, за нее голосуют друзья и гости группы. Сколько гордости в этот момент испытывает ребенок за себя и своих родителей, за всю семью в целом.
В процессе работы нами созданы условия успешной организации творческих занятий детей. Это:
— богато насыщенная разнообразными материалами для детского художественного творчества предметно-развивающая среда (уголок искусства);
— свободный доступ к этим материалам и возможность экспериментирования с ними в домашних условиях;
— использование созданных детьми продуктов художественного творчества для оформления дошкольного учреждения, организации выставок и конкурсов, вручение подарков родным и детям младших групп;
— живой интерес родителей к процессу и результатам художественного творчества детей и вовлечение их в этот процесс.
Мы хотим рассказать о творческих конкурсах, которые вызвали наибольший интерес у детей и стали в нашей группе традиционными. Это: «Удивительные фантазии» (рис. 1, 2) — сентябрь, «Новогодняя игрушка» — декабрь, «Веселый огород» (рис. 3) — апрель и другие.
Рис. 1. «Удивительные фантазии»
Рис. 2. «Удивительные фантазии»
Рис. 3. «Веселый огород»
Подготовка и проведение конкурсов, как, правило, проходило в несколько этапов:
- Изготовление экспонатов на предложенную тему.
- Презентация экспонатов детям в группе.
- Оформление выставки.
- Презентация экспонатов гостям (детям других групп) в «часы общения».
- Голосование.
- Подведение итогов, вручение подарков победителям, призов всем участникам.
Конкурсные мероприятия, организованные в детском саду, помогают раскрыть творческий потенциал взрослых и детей, обменяться интересными идеями, получить колоссальный опыт об использовании разнообразного природного и бросового материала.
Мы считаем, что в результате данной работы дети смогут научиться творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрести опыт эстетического восприятия. Они научатся создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, и самостоятельно находить средства для воплощения.
Убеждены, что изготовление поделок совместно с родителями для конкурсов является эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников, что в полной мере подтверждает вся наша практическая деятельность и не теряющие своей актуальности слова скульптора Родена (1840–1917г.):
«…Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде» [4].
Литература:
- Конышева Н. М. Праздник делаем сами.- М., 2005
- Нагибина М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей. Ярославль: «Академия развития», 1998.
- Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль: «Академия развития», 1997.
- https://ru.citaty.net/tsitaty

