Наземные каналы управления передачей данных беспилотных летательных средств | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Технические науки

Опубликовано в

LXXII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2023)

Дата публикации: 23.12.2023

Статья просмотрена: 151 раз

Библиографическое описание:

Солдатенков, С. И. Наземные каналы управления передачей данных беспилотных летательных средств / С. И. Солдатенков. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/506/18283/ (дата обращения: 16.12.2024).



В современном мире все больше внимания на себя забирают беспилотные летательные средства, из-за того, что в их использовании кроется много преимуществ на фоне пилотируемых: нет опасности для жизни пилота, меньшая стоимость, меньший расход топлива, длинна взлетно-посадочной полосы, скорость сборки и ремонта. Но в мире нет ничего идеального, недостатком БВС является то, что его можно подавить или перехватить.

Развитие отрасли беспилотных средств заставляет идти вперед всю индустрию, улучшая качество как самих аппаратов и средств управления, так и защиту против них. Для управления БВС малого класса, представленный на рисунке 1, включая вертолеты, гражданские и пользовательские аппараты, наиболее распространенным является использование надежных и защищенных режимов, так называемых помехоустойчивых и защищенных режимов передачи данных.

Множество систем, предназначенных для борьбы с беспилотными летательными аппаратами малого размера, используют два основных метода: пассивное радио-радиотехническое обнаружение и активное воздействие на оборудование летательного аппарата или наземной постановочной установки. При этом, сигналы, генерируемые НПУ, могут быть обнаружены, а приемное оборудование на борту БВС может быть подавлено.

Таким образом, многие системы противодействия БВС малого класса реализуют методы обнаружения и подавления сигналов, испускаемых из НПУ и самого БВС, а также используют надежные методы передачи данных для управления такими аппаратами.

БВС малого класса

Рис. 1. БВС малого класса

Сейчас более половины производителей в своих выпускаемых аппаратах используют режимы передачи данных с высокой помехоустойчивостью. Изначально эти режимы были разработаны для использования в военных целях, но их применение в гражданской авиации обусловлено особенностями эксплуатации таких аппаратов. Использование менее помехоустойчивых режимов может привести к повышенному риску аварии, падения, повреждения или потери летательного аппарата.

Помехоустойчивый режим является основным способом управления БВС и обеспечивает надежную и эффективную связь между наземной станцией и самим аппаратом. В режиме наземный канал управления использует радиосвязь для передачи данных. Для этого могут использоваться различные типы радиосистем, такие как радиоустройства с усилителями мощности и антеннами высокой чувствительности.

Оператор на наземной станции отправляет команды управления БВС через наземный канал. Эти команды могут включать в себя указания на изменение высоты, направления полета, скорости и других параметров движения БВС, схема работы представлена на рисунке 2. Команды передаются в виде цифровых данных, которые кодируются и передаются через радиоканал.

БВС, в свою очередь, принимает эти команды через свою радиосистему и выполняет соответствующие действия. При выполнении команд БВС может также передавать обратную связь и данные об окружающей среде через наземный канал. Например, БВС может передавать информацию о своем положении, состоянии батареи, сенсорных данных и других параметрах.

Схема работы НПУ — БВС

Рис. 2. Схема работы НПУ — БВС

Особенности помехоустойчивого режима:

– двусторонняя связь между НПУ и БВС для эффективного функционирования системы;

– высокая надежность является важным требованием для системы, чтобы обеспечить стабильную работу и минимизировать возможность сбоев;

– защита от несанкционированного доступа;

– низкая задержка передачи данных в реальном времени;

Можно выделить обобщенные параметры и характеристики ППРЧ режима:

– максимальная «легальная» мощность излучаемого сигнала в канале управления должна быть ограничена на уровне 100мВт;

– Низкая задержка передачи данных в реальном времени является важным требованием для обеспечения мгновенной и отзывчивой связи между НПУ и БВС;

– Модуляция FSK2 обеспечивает эффективное использование доступной полосы пропускания и повышает надежность передачи данных;

– длительность импульса — 500 мкс — 2.5 мс;

– ширина импульса — 300 кГц — 2 МГц;

– символьная скорость передачи данных — 1 000–2 000 кбод;

– полоса сетки ППРЧ 80 МГц обеспечивает достаточное количество доступных частотны ресурсов для передачи данных;

– Количество каналов сетки ППРЧ — 40.

Наземные каналы управления БВС должны обладать высокой степенью безопасности и быть защищенными от внешних воздействий. Для этого могут быть использованы различные методы шифрования данных и аутентификации, чтобы предотвратить несанкционированный доступ и вмешательство в процесс управления летательным аппаратом.

При разработке наземного канала связи с БВС необходимо учитывать несколько важных параметров.

Во-первых, модуль связи должен иметь несколько рабочих каналов, чтобы при появлении шума или заглушки одного их каналов, был автоматическая перенастройка на другой, лучший по качеству сигнала.

Во-вторых, он должен обладать достаточной дальностью связи, чтобы обеспечить эффективное управление аппаратом в различных условиях эксплуатации.

В-третьих, канал должен обеспечивать компактность и небольшой размер, чтобы установка и разборка были быстрыми и удобными.

В-четвертых, нужно учитывать, что видеосигнал так же должен идти четко и стабильно.

Литература:

  1. Антоненков Д. А. Особенности применения микроэлектронных компасов в сложных навигационных системах //Известия высших учебных заведений. Приборостроение. — 2019. — Т. 62. — №. 12. — С. 1087–1091.
  2. Малышев Г. В., Никитский В. П., Свотин А. П., Егоров Ю. Г., Ламзин В. А., Кузнецов А. А. Аэродинамическая интегральная система телекоммуникаций. Патент РФ No 2180767, 20.03.2002.

Похожие статьи

Система спутникового мониторинга подвижных объектов

Дистанционное управление мощными электрическими цепями при помощи коммутационных аппаратов

Навигационные комплексы наземных мобильных средств

Применение волоконно-оптических линий связи в установках газоочистительного производства

Перспективные средства цифровой обработки радиолокационных сигналов в современных радиолокационных станциях

Система синхронизации радиорелейных станций, работающих в режиме временного дуплекса

Воздушные перевозки беспилотными летательными аппаратами

Применение беспилотных летательных аппаратов в локальных конфликтах и войнах

Применение волоконно-оптического гироскопа в инерциальных системах воздушных судов малой авиации

Программное обеспечение оптического комплекса исследования и контроля качества струи распыленного топлива

Похожие статьи

Система спутникового мониторинга подвижных объектов

Дистанционное управление мощными электрическими цепями при помощи коммутационных аппаратов

Навигационные комплексы наземных мобильных средств

Применение волоконно-оптических линий связи в установках газоочистительного производства

Перспективные средства цифровой обработки радиолокационных сигналов в современных радиолокационных станциях

Система синхронизации радиорелейных станций, работающих в режиме временного дуплекса

Воздушные перевозки беспилотными летательными аппаратами

Применение беспилотных летательных аппаратов в локальных конфликтах и войнах

Применение волоконно-оптического гироскопа в инерциальных системах воздушных судов малой авиации

Программное обеспечение оптического комплекса исследования и контроля качества струи распыленного топлива