Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Повседневная жизнь стрельцов

20. История
06.12.2023
483
Поделиться
Библиографическое описание
Близнюк, Е. В. Повседневная жизнь стрельцов / Е. В. Близнюк. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 25-31. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/505/18263/.


В статье автор исследует, как была устроена повседневная жизнь стрельцов.

Ключевые слова: стрелец, слобода, стрелецкий приказ, государева земля, жалование.

Иван Грозный первому стрелецкому приказу «…велел … жити в Воробьевской слободе» [1, c. 532], с этого момента и все последующие созданные приказы поселялись отдельными слободами, которые располагались вблизи городских укреплений.

Поселение стрельцов особой слободой на посаде явилось основной формой их организации. С одной стороны, такой принцип поселения являлся способом держать стрельцов, в отличие от служилого дворянства, компактной массой в определенном пункте военно-административного или стратегического значения и требовать от них непрерывной службы, с другой — давало стрельцам возможность занятия торговлей, ремеслом, черной работой на посаде или сельским хозяйством.

О стрелецкой слободе упоминается в разное время во многих описаниях иностранцев о России: «Четвертая и последняя часть называется Стрелецкой слободой, расположена за Москвой-рекой к югу, в сторону Татарии. Эта часть города укреплена не только деревянными, но и земляными больверками. Здесь живут царские солдаты, или стрельцы (Strelitzen), отсюда и название места» [2], «… обширность ее увеличивает примыкающая к самому городу стенами многолюдная Стрелецкая слобода, обнесенная деревянным забором и потому именуемая деревянным замком; здесь 6ыло жилище людей вооруженных мушкетами, всегда готовых для стражи и обороны столицы» [3], «…с своей стороны придает обширность городу и Стрелецкая слобода («място»), лежащая за рекой Москвой; в ней живет 5 тысяч стрельцов, по их (московитов) счету, 10 приказов, в каждом по 500 человек. На них они полагают наибольшую мощь своего государства…» [4].

По мере увеличения числа стрельцов росло и количество слобод. «Московская разруха» 1611–1613 гг. внесла значительные изменения в расположение городских слобод в столице. Новые стрелецкие слободы теперь сосредоточились на западных окраинах Москвы, откуда теперь исходила главная угроза безопасности города, а в южной части города − в Замоскворечье их численность сократилась. Всего к началу 80 — х годов XVII в. было образовано 26 стрелецких приказов, которые плотным кольцом окружили все подступы к столице [9, c. 207].

Немалая часть жителей слобод состояли из вдов и сирот погибших стрельцов. После смерти мужей они получали единовременные компенсации и их дворы. Однако одиноким женщинам, в большинстве своем, приходилось перебиваться посильными промыслами и наемными работами. Если не удавалось вновь выйти замуж и тем самым улучшить свое положение, вдовы нередко становились нищенками.

Значительно облегчали нелегкую жизнь вдовы раздачи царских и патриарших милостыней, которые проводились в праздничные дни и по случаю каких-либо важных событий. В 1669 г. на дни поминовения скончавшейся царицы Марки Ильиничны проводились раздачи деньгами и продуктами стрелецким вдовам, чьи мужья были убиты или попали в плен во время походов. Им причиталось по 2 алтына, их детям — по 6 денег. Если же мужья умерли на службе или в Москве вдовам выдавалось по 7 денег, сиротам — по 4 деньги. Всего же денег и продуктов в те дни получили 2300 вдов и более 3000 сирот 22 стрелецких приказов. Наибольшее число вдов с проживало в обеих слободах Стремянного приказа — 419. На их иждивении находилось 472 ребенка. В Матвееве приказе Спиридонова на каждую вдову в среднем приходилось по четверо детей [5].

Особой категорий жителей стрелецких слобод были проживавшие в них мужчины, не состоявшие в стрелецком звании. Однако правовой статус и род деятельности этих людей не совсем ясен. Вероятно, это молодые и «непрожиточные» родственники и «подсоседники» стрельцов, еще не взятые по тем или иным причинам на службу. Их предписывалось никуда не распускать из стрелецких слобод, «…а жить им в тех слободах с порукою, пока молодчие с животы посберутся» [11. C. 73].

Так как мир стрелецкой слободы был достаточно замкнут, то «…прихожим и приезжим людем стати на время у стрельцов на дворех, и стрельцом тех приезжих и прихожих людей к себе безъявочно жить и ночевать пускать не велеть… сказывать про них пятидесятнику, а безъявочно прихожих людей однолично не приимать, чтоб всякие люди ведомы были» [6].

Главным административным центром являлась слободская съезжая изба. Здесь вершил сыск и суд стрелецкий голова, тут же содержались арестованные, хранились деловые приказные и слободские бумаги, указы, челобитные, поручные, жилые записи и прочие документы.

Для построения дома на отведенных порожних местах стрельцы получали из казны определенную сумму. В XVI в. — 1 руб., в первой половине XVII в. — 2 руб., во второй половине XVII в. на эти цели в связи с устройством гарнизонов на южных окраинах, где не хватало необходимого строительного материала, выделялось уже по 5 рублей [7].

Дворовое хозяйство стрельцов мало, чем отличалось от подворий простых горожан. Обычно это были двухъярусные срубы, находившиеся в окружении хозяйственных построек — погребов, амбаров, сушил. При некоторых из них могли находиться дополнительные жилые помещения. Границы дворов были обнесены тыном. Размеры их были невелики. По данным 1657 г., в среднем, они составляли вдоль − 7 саженей, поперек − 5,5 саженей. Форма дворов была различной — прямоугольной, трапециевидной, клинообразной. По соседству со стрелецкими слободами размещались огородные места. Земельные угодья отводились стрельцам сразу на целый отряд (приказ, сотню), а уже потом делились на участки для индивидуального пользования, «… они владели сообща теми или другими участками земли и называли себя сябрами, то есть товарищами» [10, c. 243].

Места «выбылых» стрельцов, скорее всего, являлись основным источником для раздачи дворов их преемникам. Когда убыль в стрелецких приказах была велика и пополнение не ожидалось, стрелецким головам предписывалось пустующие дворы «…отдавать в наем всяким людям; а наем имати по большой цене, чтобы выбылых стрелцов земли порозжи не лежали и даром ими не владел никто» [9, c. 84].

Стрелецкие дворы могли переходить по наследству от отца к сыну, при условии, что последний продолжал служить в стрельцах. Государевы земли давались стрельцам только в личное владение на условии их пожизненной службы государству. Отставным стрельцам за их заслуги разрешалось пользоваться своими дворами до смерти. Более того, некоторым из них, в виде особого поощрения, позволялось свои дворы отчуждать на сторону.

Грубость нравов, присущая той эпохе, не могла не отражаться в повседневном стрелецком быте, несмотря на всяческие ограничения, пьянство и все сопутствующие ему явления были для стрельцов обычным делом. Неоднократно в Стрелецком приказе рассматривались дела о жестоких преступлениях, совершенных ими в хмельном угаре. Чаще всего жертвами побоев и поножовщины становились стрелецкие жены. «…И на корчмах пить и зернью играть или иным каким воровством воровать или которую обиду или жонок насильство чинить … наказать, смотря по вине, велеть бить батоги и метать на время в тюрьму» [6]. Из этого отрывка ясно видно, чем злоупотребляли стрельцы.

Стрелец должен был содержать семью, а царского жалованья ему не хватало и тогда приходилось заниматься на посаде мелкой торговлей, ремеслом или промыслом. В повседневной жизни стрельцов они становились неотъемлемой частью и позволяли им пополнять свои скудные доходы, получаемые от казны дополнительными средствами.

От уплаты податей стрельцы были освобождены, а «… с посадскими людми тягла им не платити, и тяглых служеб не служити» [12, гл. XIX. ст.11], не платили они и таможенных пошлин: «…велел государь о том в Московском уезде и в городех учинити заказ крепкой, и послати свои государевы грамоты, чтобы с служилых людей … ни кто ни где мыту и перевозу и мостовщины не имал» [12, гл. IX. ст. 1]. Были у них и другие льготы, среди которых «…. и постоялово в дорогах, в селех и в деревнях, с служилых людей не имати, и о том на Москве учинити заказ крепкой, и биричем велеть кликати по многие дни, и в городы послати государевы грамоты, и велеть в городех о том по тому же учинити заказ крепкой, чтобы с служилых людей однолично нигде никто постоялово не имал» [12, гл. IX. ст. 8]. Кроме этого, предоставлялась стрельцам льгота в уплате торговых пошлин. Служилый люд, занимавшийся ремеслом и торговлей, освобождался от пошлин на производимые и продаваемые товары при их стоимости от полтины до рубля, а «…которые в городех стрелцы торговыми промыслы промышляют, и в лавках сидят, и тем стрельцом с торговых своих промыслов, платити таможенныя пошлины, а с лавок оброк» [12, гл. XIX. ст.11].

Роль стрельцов в торгово — ремесленной жизни посада не всегда одинакова. Нередко оказывается очень скромной даже там, где, казалось бы, общие экономические условия должны били благоприятствовать развитию стрелецких промыслов. Так, в Пскове и псковских пригородах Опочке, Острове, Гдове, Красном, по писцовым книгам 1585–1587 гг., роль стрельцов в торговле и ремесле незначительна. Среди владельцев почти 1300 торговых мест Псковского торга стрельцы фигурируют не более 10–12 раз; в пригородах только 1–2 из сотни стрельцов владеют лавками. Невелико место, занимаемое стрельцами в описании Тульского торга в писцовой книге 1588 г.: 7 лавок из 262 и 15 скамей из 118.

В Великом Устюге в писцовой книге 1626 г. среди 103 лавок и амбаров встречается лишь 1 лавка стрельца да 2 лавки сотника. В Ярославле в 1630 г. было 100 стрельцов, но среди владельцев 791 торгового места — стрельцов лишь 5 и то в мелочной торговле [13].

Видимо в том, что не всюду торговля и ремесло среди стрельцов были сильно развиты, не последнюю роль, играли различные условия жизни стрельцов московских и городовых. Для значительной части последних военный характер их поселения выступает как преобладающая черта. 3начительного втягивания в местный торг и большого развития промысловой деятельности в таких случаях быть не может. Как ни велика была бы потребность в добывании средств к существованию путем торгово-промысловой деятельности существовал ряд причин, тормозящих ее. Обнаружить их нетрудно: помимо общей экономической неустойчивости, узости рынка, завязывавшиеся связи с местным посадом и торгом могли быть легко оборваны длительной полковой службой и перебросками стрельцов. В этих условиях не всегда стрельцы оказывались в состоянии пробить себе дорогу на торге, пробить конкуренцию посада.

Со временем стрелецкие промыслы приводят к углублению различий в материальном положении стрельцов. Среди них выделяется слой богатых стрельцов, близких по — своему социальному положению к городской купеческой верхушке, − владельцы больших лавок, содержатели «торговых бань», мельниц и т. д. Особенно это характерно для Москвы. Там встречаются «… стрельцы люди торговые и ремесленные всякие богатые многие» [14], и которые платят со своих лавок оброк по тем же окладам, каким обложены лавки купцов гостиной сотни, а именно 1 руб. и выше [13].

Вывод по главе: Стрельцы жили отдельными слободами, получая из казны денежное, хлебное жалованье и оружие, не платили подати и имели ряд льгот. Нехватка жалованья заставляла стрельцов заниматься ремеслом и торговлей, что приводило к имущественному расслоению в стрелецкой среде.

Литература:

  1. ПСРЛ. Т. XXII. Русский хронограф. − М.: Языки русской культуры, 2005. − 896 с. / http://obuk.ru/ book/86682_polnoe_sobranie_russkix_letopisej_psrl.htm (Obuk.ru — книжный портал)
  2. Ян Стрейс. Третье путешествие. http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Strejs/frametext31.htm (Восточная литература — библиотека текстов средневековья)
  3. Поход Владислава в Россию, в 1617 и 1618 годах. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Polen/ XVII / 1600–1620/Stosunki/text1.ht (Восточная литература — библиотека текстов средневековья)
  4. Немоевский Станислав. Записки. http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Nemoevskij/text.phtml?id=986 (Восточная литература — библиотека текстов средневековья)
  5. РИБ. Т. XXI. Дела тайного Приказа. Книга I. с. 1460–1461 − СПб, 1907г. http:/ /publ.lib.ru/ARCHIVES/R/ %27 %27Russkaya_istoricheskaya_biblioteka %27 %27/_ %27 %27RIB %27 %27.html#21 (Русская историческая библиотека)
  6. Писцовый наказ стрельцам 7185 (1677) года. /www.vostlit.info/Texts /Dokumenty/Russ/XVII/1660–1680/Strelec_sluzba/text.htm (Восточная литература − библиотека текстов средневековья)
  7. Демидова Н. Ф., Морозова Л. Е., Преображенский А. А. Первые Романовы на российском престоле. С. 168 − М.: ИРИ РАН, 1996.
  8. Котошихин Г. О. О Московском государстве /www.gumer.info/bibliotek Buks/History/kotosh/index.php (Гумер — электронная библиотека)
  9. Романов М. Ю. Стрельцы московские. − М.: типография Государственной публичной исторической библиотеки, 2004. − 351 с.
  10. Павлов — Сильванский Н. Государевы служилые люди. − СПб, 1898. − 330 с. http://mirknig.com/knigi/history/1181283719-gosudarevy-sluzhilye-lyudi- proisxozhdenie-russkogo-dvoryanstva.html (MirKnig.com.)
  11. Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. — СПб.: Тип. Экспедиции заготовления государственных бумаг, 1841–1872. — Загл. тит. л. Дополнений: Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографической коммиссией. — Тип. т. 2–5: Тип. 2-го Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии. Дополнения к актам историческим, собранные и изданные археографической коммиссией. — СПб., 1846–1872. Т. 3. — 1848. — 560 с. разд. паг.
  12. Соборное Уложение 1649 г.
  13. Марголин С. Л. К вопросу об организации и социальном составе стрелецкого войска в XVII в. с. 74–75. // Ученые записки Московского областного педагогического института. Т. XXVII.: Труды кафедры истории СССР. − М.,1953. − С. 63–96. / http://books.reenactor.ru/?bookid=1137 (книжная полка REENACTOR.RU) 01.04.2011г.
  14. Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. Гл. 7. ст. 5.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
стрелец
слобода
стрелецкий приказ
государева земля
жалование

Молодой учёный