Дворцы Ленинградской области — архитектурные жертвы Великой Отечественной войны | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Травкина, О. А. Дворцы Ленинградской области — архитектурные жертвы Великой Отечественной войны / О. А. Травкина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 160-165. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/499/18149/ (дата обращения: 17.12.2024).



Автор рассматривает послевоенное состояние дворцово-парковых ансамблей Ленинградской области: Петергофа, Пушкина и Гатчины (Красногвардейска) и период их реставрации, чтобы понять степень урона, который нанесли немецко-фашистские войска за время оккупации. В статье приводятся воспоминания архитектора Е. В. Казанской, главного хранителя музея Петергофского дворцово-паркового ансамбля М. А. Тихомировой, поэтессы О. Ф. Берггольц.

Ключевые слова : Петергоф, Пушкин, Гатчина, Великая Отечественная война, дворцы, война, реставрация

Из указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. «Об образовании Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР»: «вероломно напав на Советский Союз, немецко-фашистские захватчики и их сообщники совершают на временно захваченной ими советской территории чудовищные преступления… разрушение памятников искусства и культуры народов Советского Союза и расхищение художественных и исторических ценностей; разрушение зданий и разворовывание утвари религиозных культов». [1]

И действительно, с 1941 по 1944 гг. захватчики уничтожили и вывезли уникальное культурное наследие нашего народа: взорвали дворцы, осквернили храмы, вывезли музейные экспонаты. Хочу акцентировать внимание на ущербе, причиненном дворцово-парковым ансамблям Ленинградской области, а также на великолепной работе советских реставраторов.

Петергоф был освобожден 19 января 1944 года. Не дожидаясь окончания войны, не успев прийти в себя, сотрудники музея начали осмотр того, что раньше было прекрасным дворцом, выдающейся системой фонтанов и парками. Кто-то считал, что Петродворец невозможно восстановить в том виде, каким он был до 1941 года. Другие верили, что это возможно. В начале Великой Отечественной войны дворец сгорел вместе с уникальной деревянной отделкой Растрелли. А при отступлении в 1944 году фашисты взорвали центральную часть дворца и часть верхнего грота Большого каскада. Кроме Большого Петергофского дворца пострадали дворец Марли, Оранжерея, дворец Монплезир, павильон Эрмитаж, дворец «Коттедж», Верхний и Нижний парки. Скульптурная группа «Самсон, раздирающий пасть льва» была вывезена в Германию.

Е. В. Казанцева вспоминала про Петродворец: «…на стенах сохранились фрагменты гипсовой отделки — в Чесменском, Тронном залах, Белой столовой, а также фрагменты лепки в южной части Портретного зала… Также сохранились фрагменты карнизов и детали арок и колонн в вестибюлях 1-го этажа». [2]

Павильон «Эрмитаж» немцы использовали в качестве огневой точки для обстрела кораблей в Финском заливе. В одной из стен для этого пробили проем. Также был уничтожен исторический подъемный стол.

Первой к руинам петергофских дворцов прибыла М. А. Тихомирова. Вот как она изложила масштаб разрушений в 1944 году [3]:

«31 января сего года был произведен беглый осмотр музейных объектов в Петергофе. Осмотрены:

Большой дворец. Представляет собою руины. Средняя часть дворца, корпус под гербом, церковь существуют. Сохранились частично стены боковых частей дворца и части фасада, выходящего на Нижний сад.

Внутреннее убранство. Сохранились фрагменты лепки стен Тронного зала/ Фельтен / и фрагменты стенной росписи парадной лестницы.

Монплезир — сохранилась средняя часть здания и части боковых галерей. Внутреннее убранство — частично сохранился плитчатый пол и фрагменты росписи потолка.

Екатерининский корпус Монплезира — здание сохранилось частично. Осмотр внутренних помещений произведен не был.

Марли представляет собою руины. Имеются только части стен».

Несмотря на колоссальные разрушения, траншеи, воронки от снарядов, противотанковые рвы, огромное количество мин, оставленных отступающими немецко-фашистскими захватчиками, реставраторы смогли восстановить, казалось бы, утраченное культурное наследие.

15 июня 1945 года был открыт для посещения Нижний парк. В 1946 году открыли Большой каскад, золоченые скульптуры которого демонтировали и спрятали в начале войны. «Самсон, раздирающий пасть льва» был заново создан по историческим фотографиям и занял свое место в 1947 году. [4]

Первое открытие Большого Петергофского дворца состоялось в 1952 году, а работы по восстановлению фасада полностью завершились в 1958 году. Залы дворца открывали постепенно, вплоть до 1993 года (когда был открыт Купеческий зал). Реставрация некоторых деталей интерьера дворца затянулась до 2000-х годов. Здание «Готической капеллы» (Церкви святого Александра Невского) закончили реставрировать к 1999 году.

Город Пушкин был освобожден 24 января 1944 года. Ольга Федоровна Берггольц была одной из первых, кто попал в город буквально через несколько часов после его освобождения. В городе не было ни одного местного жителя: «кого замучили и убили, кто умер от голода, кого угнали в Германию. Никому из пушкинцев не пришлось дождаться освобождения в своем городе». [5]

Екатерининский дворец был в руинах. «Из 55 помещений дворца лишь в 16 частично сохранилась внутренняя отделка, четыре парковых павильона были полностью уничтожены, 21 павильон получил серьезные повреждения». [6] Были вырублены деревья и повреждены парки.

В Александровском дворце было обрушено правое крыло, уничтожен правый подъезд у колоннады. [7] В дворцовом парке немцы устроили кладбище, на котором хоронили своих солдат, погибших в 1941 году. Захоронения также были и в Екатерининском парке.

Царскосельский лицей и церковь при нем были целы. Статуи Пушкина не было, ее успели спасти до оккупации.

Были повреждены: «Руина», Арсенал, Турецкая баня. Вывезена в неизвестном направлении Янтарная комната. В Камероновой галерее были заложены четыре трехтонные бомбы, их обезвредили в день освобождения города. [8]

Поиск похищенных предметов начался уже в январе 1944 года и продолжается до сих пор. Награбленное немцами находили в окопах, избах, уцелевших домах г. Пушкина. [9] Потомки немецких солдат, вывозивших музейные ценности, возвращали их обратно в музей-заповедник.

Первые плановые работы по восстановлению Екатерининского дворца были начаты в феврале 1957 года. К 1978 году было открыто 17 залов. Янтарная комната была воссоздана к 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году. А в 2010 году началась реставрация комнат императрицы Екатерины II.

Александровский дворец восстанавливается до сих пор. Первая очередь реставрации была закончена в 2021 году.

Гатчина (Красногвардейск) была освобождена от немецко-фашистских захватчиков 26 января 1944 года.

Секретарь Гатчинского горкома КПСС М. П. Лисина вспоминала: «В 1944 году при отступлении из Гатчины фашисты сожгли дворец, уничтожили планировку парков, разрушили памятники архитектуры». [10]

Главный хранитель С. Н. Балаева с сотрудниками попала во дворец 31 января 1944 года. Они застали уже сгоревшее здание. Вероятно, дворец подожгли 23–24 января 1944 года. Сохранилось лишь Кухонное каре.

В дворцовом парке были взорваны все мосты, вырублены вековые деревья. Березовый дом разграблен, полуразрушен павильон Орла, пострадал Приоратский дворец.

Во дворце немецко-фашистские захватчики 28 октября 1943 года оставили надпись: «Здесь мы были, сюда мы больше не вернемся. Когда придет Иван, все будет пусто». Вероятно, они полагали, что дворец нельзя будет восстановить, а исторические ценности и предметы искусства — не вернуть. Но они ошибались.

Первая выставка во дворце была открыта 20 августа 1944 года. Она прошла с огромным успехом. Ее посетили жители Гатчины, бойцы, освобождавшие город и раненые из госпиталя. [11]

В 1951 году здание дворца было передано под военную школу. Из-за отсутствия необходимых реставрационных мероприятий (была проведена, скорее, лишь консервация), дворец планомерно разрушался.

Реставрация, которую можно назвать возрождением дворца, началась в 1976 году. Те, кто восстанавливали Гатчинский дворец в 1970–1980-е годы, учились на опыте мастеров, которых выпускала уникальная школа реставраторов, сформировавшаяся в послевоенные годы. [12]

Открытие первых трех парадных залов дворца состоялось в 1985 году. Знаменитый подземный ход был полностью расчищен в 1993 году. Павильон Венеры и Водный лабиринт были открыты после реставрации в 2010 году, работы по восстановлению Дворцового парка начались только в 2015 году. В 2020 году были открыты комнаты императора Николая I, в 2021 году — Арсенальный зал, а в 2023 году после реставрации открылись новые залы и Дворцовая церковь. Дворец продолжает восстанавливаться.

Великая Отечественная война самым печальным образом отразилась на дворцово-парковых ансамблях Петергофа, Пушкина и Гатчины. Немецко-фашистские захватчики почти полностью уничтожили императорские дворцы и разграбили исторические и культурные ценности нашего народа. Реставраторами была проведена уникальная работа по восстановлению дворцов, которая не имеет аналогов во всем мире. Нанесенный оккупантами урон был настолько велик, что реставрационные мероприятия в, теперь уже, государственных музеях-заповедниках проводятся и по сей день.

Литература:

  1. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 г. — Текст: электронный // epp.genproc.gov.ru: [сайт]. — URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/veterans-rights/documents?item=1693764 (дата обращения: 01.09.2023).
  2. Казанцева Е. В. «Воспоминания о восстановлении Большого Петергофского дворца». По рукописи из Архива ГМЗ «Петергоф». Архив ГМЗ «Петергоф» Ф. 60. Оп. 1. Д. 150)
  3. Павлов, А. Ю. Определение ущерба, нанесенного дворцам и паркам Петергофа в период оккупации, и начало восстановительных работ / А. Ю. Павлов, Е. В. Потемкина. — Текст: непосредственный // Дворцы и война. К 100-летию начала Первой мировой войны. — Санкт-Петербург: Европейский Дом, 2015. — С. 189–194.
  4. Леонтьев, А. Г. Послевоенная реставрация Большого Петергофского дворца / А. Г. Леонтьев. — Текст: непосредственный // Послевоенная реставрация: век нынешний и век минувший. — Санкт-Петербург: Европейский Дом, 2010. — С. 20–36.
  5. Говорит Ленинград / О. Ф. Берггольц. — Москва: Издательство АСТ. 2021. — С. 249. — (Блокадная книга)
  6. Бои за Пушкин. Освобождение / — Текст: непосредственный // Помнить, нельзя забыть! Дворцы и парки города Пушкина. 1941–1946. — Санкт-Петербург: Русская коллекция, 2020. — С. 299–302.
  7. Берггольц, О. Ф. Указ. соч. С. 254.
  8. Берггольц, О. Ф. Указ. соч. С. 252.
  9. Метелкина, Э. И. Воспоминания о маме, Полине Сергеевне Гуниной / Э. И. Метелкина. — Текст: непосредственный // Помнить, нельзя забыть! Дворцы и парки города Пушкина. 1941–1946. — Санкт-Петербург: Русская коллекция, 2020. — С. 367–372.
  10. Любецкий, И. Г. На ближних подступах к Ленинграду. Гатчина [Красногвардейск] в годы Великой Отечественной войны / И. Г. Любецкий, Н. А. Прохоров. — Ленинград: Лениздат, 1986. — 302 c. — Текст: непосредственный.
  11. Балаева, С. Н. Послевоенные будни дворца. Начало восстановления / С. Н. Балаева. — Текст: электронный // gatchinapalace.ru: [сайт]. — URL: https://gatchinapalace.ru/special/publications/prigorod/beginning.php (дата обращения: 01.09.2023).
  12. Кирпичникова, М. В. Начало реставрации Гатчинского дворца в 1944–1951 годах / М. В. Кирпичникова, И. Э. Рыженко. — Текст: непосредственный // Век реставрации пригородных дворцов. Трагедия и триумф. — Санкт-Петербург: ГМЗ «Петергоф», 2019. — С. 120–129.

Похожие статьи

Взгляд сквозь время: портал Демир-Капы в Бахчисарае

В статье рассмотрен один из аспектов практики создания «новодела» в сфере сохранения и использования культурного наследия России: портал Демир-Капы в Бахчисарае. Анализ некоторых результатов реставрации портала Демир-Капы выполнен на основании их сра...

Историко-революционная тематика в работах алтайских скульпторов ХХ века

Статья включает в себя историографический обзор развития жанра скульптура во второй половине ХХ века на Алтае. Определяется роль и значение скульптуры в изобразительном искусстве. Выявлены имена ведущих алтайских скульпторов, таких как Миронов П. Л.,...

Региональные особенности формирования идентичности советского Архангельска: строительство архангельского Большого драматического театра

Статья посвящена строительству здания драматического театра в Архангельске, возведение которого положило начало полной реконструкции городского центра, на многие годы изменило структуру силуэта Архангельска и привело к потере идентичности старинного ...

Зарождение реконструкторского движения, связанного с Отечественной войной 1812 года, на территории Калужской области (на примере военно-исторического похода 1988 года)

В статье рассматривается военно-исторический поход 1988 года, который стал первым в целом ряду последующих реконструкций событий Отечественной войны 1812 года на территории Калужской области. Приводится краткий экскурс в события данного похода, анали...

Формирование садово-парковой эстетики на страницах путеводителей первой трети XIX века

В статье рассматривается, как на страницах путеводителей формируется садово-парковая эстетика. Особое внимание уделено историко-художественному путеводителю П. Свиньина «Достопямятности Санкт-Петербурга и его окрестностей», связи текста книги как с а...

Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (из опыта работы)

В статье автор останавливается на некоторых результатах изучения истории своей семьи через рассказы и воспоминания, которые оживляют историю, приближают её к нам, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать её специфику и уникальность....

«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина в советской мультипликации

В статье рассмотрены экранизации по мотивам «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина: мультфильм Н. Ходатаева «Органчик» (1933) и мультфильм «История одного города. Органчик» (1991) В. Караваева. Выявлены особенности интерпретации сюжета и обр...

«В Царьграде»: Константинополь глазами Бориса Суворина (июнь 1919 года)

В статье подвергается всестороннему анализу несколько очерков, сделанных российским журналистом Б. А. Сувориным во время посещения Константинополя (ныне — Стамбула) в июне 1919 году с целью реконструкции города в условиях послевоенного времени. Анали...

Трактовка берлинских кризисов конца 1940-х — начала 1960-х гг. в современной отечественной историографии

В статье анализируются труды отечественных ученых, посвященные исследованиям истории берлинских кризисов конца 1940-х начала 1960-х гг. Автор дает характеристику работам Г. Кайдерлинга и П. Штульца, И. С. Ратьковского и М. В. Ходякого, Н. Н. Платошки...

Причины утраты значимых памятников архитектуры Якутска

Статья посвящена анализу процессов и обстоятельств, которые привели к потере значимой части архитектурного наследия города Якутска. Восстановлены судьбы важных архитектурных построек из прошлого Якутска, период их эксплуатации и причины, по которым о...

Похожие статьи

Взгляд сквозь время: портал Демир-Капы в Бахчисарае

В статье рассмотрен один из аспектов практики создания «новодела» в сфере сохранения и использования культурного наследия России: портал Демир-Капы в Бахчисарае. Анализ некоторых результатов реставрации портала Демир-Капы выполнен на основании их сра...

Историко-революционная тематика в работах алтайских скульпторов ХХ века

Статья включает в себя историографический обзор развития жанра скульптура во второй половине ХХ века на Алтае. Определяется роль и значение скульптуры в изобразительном искусстве. Выявлены имена ведущих алтайских скульпторов, таких как Миронов П. Л.,...

Региональные особенности формирования идентичности советского Архангельска: строительство архангельского Большого драматического театра

Статья посвящена строительству здания драматического театра в Архангельске, возведение которого положило начало полной реконструкции городского центра, на многие годы изменило структуру силуэта Архангельска и привело к потере идентичности старинного ...

Зарождение реконструкторского движения, связанного с Отечественной войной 1812 года, на территории Калужской области (на примере военно-исторического похода 1988 года)

В статье рассматривается военно-исторический поход 1988 года, который стал первым в целом ряду последующих реконструкций событий Отечественной войны 1812 года на территории Калужской области. Приводится краткий экскурс в события данного похода, анали...

Формирование садово-парковой эстетики на страницах путеводителей первой трети XIX века

В статье рассматривается, как на страницах путеводителей формируется садово-парковая эстетика. Особое внимание уделено историко-художественному путеводителю П. Свиньина «Достопямятности Санкт-Петербурга и его окрестностей», связи текста книги как с а...

Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. (из опыта работы)

В статье автор останавливается на некоторых результатах изучения истории своей семьи через рассказы и воспоминания, которые оживляют историю, приближают её к нам, позволяют прикоснуться к исторической эпохе, почувствовать её специфику и уникальность....

«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина в советской мультипликации

В статье рассмотрены экранизации по мотивам «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина: мультфильм Н. Ходатаева «Органчик» (1933) и мультфильм «История одного города. Органчик» (1991) В. Караваева. Выявлены особенности интерпретации сюжета и обр...

«В Царьграде»: Константинополь глазами Бориса Суворина (июнь 1919 года)

В статье подвергается всестороннему анализу несколько очерков, сделанных российским журналистом Б. А. Сувориным во время посещения Константинополя (ныне — Стамбула) в июне 1919 году с целью реконструкции города в условиях послевоенного времени. Анали...

Трактовка берлинских кризисов конца 1940-х — начала 1960-х гг. в современной отечественной историографии

В статье анализируются труды отечественных ученых, посвященные исследованиям истории берлинских кризисов конца 1940-х начала 1960-х гг. Автор дает характеристику работам Г. Кайдерлинга и П. Штульца, И. С. Ратьковского и М. В. Ходякого, Н. Н. Платошки...

Причины утраты значимых памятников архитектуры Якутска

Статья посвящена анализу процессов и обстоятельств, которые привели к потере значимой части архитектурного наследия города Якутска. Восстановлены судьбы важных архитектурных построек из прошлого Якутска, период их эксплуатации и причины, по которым о...