Статья посвящена вопросу организации сотрудничества классного руководителя с родителями младших школьников с целью обеспечения успешного обучения и воспитания детей. Рассматриваются важность взаимодействия родителей и учителей, необходимость разработки комплексной программы и эффективных стратегий сотрудничества. Данная статья также описывает перспективы дальнейших исследований в данной области. Целью данной статьи является исследование сотрудничества классных руководителей и родителей младших школьников с целью повышения эффективности образовательного процесса. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: определить роль классного руководителя в образовательном процессе; рассмотреть роль семьи в воспитании и обучении ребенка; изучить существующие формы и методы сотрудничества классного руководителя и родителей; разработать программу сотрудничества классного руководителя и родителей на основе опыта педагогических и научно-исследовательских работ. Великий советский педагог А. С. Макаренко писал, что «истинная сущность воспитательной работы... заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации вашей семьи, вашей личной и общественной жизни и в организации жизни ребенка» [3]. Данное высказывание еще раз актуализирует значимость реализации семьей воспитательной функции.
Ключевые слова: классный руководитель, родители, младшие школьники, сотрудничество, обучение, воспитание.
The article is devoted to the organization of cooperation between the class teacher and the parents of younger students in order to ensure successful education and upbringing of children. The importance of interaction between parents and teachers, the need to develop a comprehensive program and effective strategies for cooperation are considered. This article also describes the prospects for further research in this area. The purpose of this article is to study the cooperation between class teachers and parents of younger students in order to improve the efficiency of the educational process. To achieve this goal, the following tasks were set: to determine the role of the class teacher in the educational process; consider the role of the family in the upbringing and education of the child; to study the existing forms and methods of cooperation between the class teacher and parents; develop a program of cooperation between the class teacher and parents based on the experience of pedagogical and research work. The great Soviet teacher A. S. Makarenko wrote that “the true essence of educational work... lies not at all in your conversations with the child, not in direct influence on the child, but in the organization of your family, your personal and social life and in the organization of life child» [3]. This statement once again actualizes the importance of the implementation of the educational function by the family.
Keywords: class teacher, parents, junior schoolchildren, cooperation, training, education.
Введение. Сотрудничество классных руководителей и родителей младших школьников является важной составляющей образовательного процесса. Взаимодействие педагогов и родителей позволяет решить многие проблемы и достичь большего успеха в учебе и воспитании детей. Однако, не все классные руководители умеют и могут эффективно работать с родителями. Поэтому, эта тема остается актуальной и требует дальнейших исследований.
Изложение основного материала статьи. Роль классного руководителя в образовательном процессе заключается в организации и координации работы социума «класс» на основе социально-педагогического подхода. Классный руководитель на протяжении всего учебного года отвечает за воспитание, развитие, успеваемость, здоровье и безопасность каждого ученика своего класса. Он является своего рода «мостом» между учениками, родителями, педагогами и администрацией школы. Одним из важнейших аспектов работы классного руководителя является поддержка и укрепление доверительных отношений со всеми участниками учебного процесса на основе чувства уважения, заботы и понимания. Своей работой классный руководитель позволяет ребенку вырасти не только в умственном, но и в моральном и этическом аспектах, формируя у него устойчивые нормы поведения и моральные ценности.
Семья является первым и главным институтом воспитания и обучения ребенка. Ее роль в формировании личности ребенка трудно переоценить. Именно в семье закладываются основы мировоззрения и нравственности ребенка, его убеждения и представления о жизни. Семья создает условия и обеспечивает потребности ребенка в любви, заботе, поддержке и защите. Она также оказывает определенное влияние на успехи ребенка в учебе, а именно в установлении его основных мотивов, интересов и направления для учебной деятельности. Семья как социальный институт несет ответственность за необходимость регулирования социального, эмоционального и психологического развития ребенка. Образ жизни семьи, ее нравственные устои, культурная и образовательная среда оказывают позитивное или негативное влияние на восприятие и усвоение изучаемого материала ребенком. Важной задачей классного руководителя является формирование и укрепление партнерских отношений со семьей, продуктивное сотрудничество с которой может значительно улучшить качество образования и воспитания младших школьников.
Ситуация конструктивного взаимодействия младшего школьника, его семьи и классного руководителя в «технологически» организованной учебной и воспитательной деятельности наполнена смыслом, содержанием и эмоционально-волевым тонусом. Она представляет собой процесс, отражающий взаимное критико-преобразующее и созидательно- гармонизирующее воздействие на мышление и социально-ролевое поведение участников, результат совместных действий и процедур по поиску и нахождению содержательных компромиссов, логико-смысловой конкретизации информации и способов деятельности, создающих новые, продуктивные знания и умения [7].
Согласно позиции В. Н. Белкиной, у ребенка, а в большинстве случаев и его родителей в процессе взаимодействия происходит поэтапная смена социальных ролей: «зритель», «соучастник», «деятель», «мыслитель + деятель», «само-деятель», «со-деятель, «со-участник», «со-творец». При этом низшей в данной иерархии является роль «зрителя», а высшей — «со- творца» [2].
Следует также отметить, что взаимодействие классного руководителя и семьи младших школьников реализуется поэтапно. На первом этапе все его участники осуществляют взаимопознание. На основе познанного друг о друге субъекты взаимодействия переходят на этап взаимопонимания, а затем — взаимоотношения. Взаимоотношения материализуются во взаимных действиях, оказывающих на всех участников данных действий взаимное влияние.
Исследователи выделяют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия. Так, В. П. Сергеева называет такие традиционные формы конструктивного взаимодействия классного руководителя и семьи младшего школьника, как посещение семьи, переписка с родителями и родительское собрание [6].
Одной из основных задач классного руководителя является сотрудничество с родителями младших школьников. Методы сотрудничества классного руководителя с родителями включают в себя следующие:
Родительские собрания — встречи родителей с классным руководителем, на которых обсуждаются вопросы организации и проведения учебных занятий, дисциплины и безопасности, а также обмен опытом воспитания и обучения детей.
Индивидуальные консультации — персональные встречи между родителями и классным руководителем, на которых рассматриваются индивидуальные вопросы воспитания и образования ребенка, его успеваемость и проблемы в учебе.
Письменная корреспонденция — обмен письмами с родителями для решения текущих вопросов воспитания и обучения ребенка.
Использование современных технологий — использование электронной почты, мессенджеров и социальных сетей для общения с родителями, рассылки информации о ходе учебного процесса и других важных событиях.
Взаимовыгодное партнерство — совместные мероприятия с родителями, такие как классные дни рождения, дни открытых дверей, творческие конкурсы, спортивные соревнования и другие, чтобы налаживать доверительные отношения между педагогами и родителями, укреплять общество класса и развивать интересы и творческие способности детей.
Каждая из этих методов сотрудничества имеет свои преимущества и недостатки, поэтому классный руководитель должен грамотно комбинировать их, выбирая наиболее эффективные в каждый конкретный момент времени. Однако, для установления качественных и продуктивных отношений между педагогом и родителями, необходимо стремиться к устойчивому и постоянному диалогу во всех формах и методах сотрудничества.
Одной из наиболее распространенных форм являются родительские собрания, которые проводятся несколько раз в год. Эта форма позволяет родителям получить информацию о текущем учебном процессе, задать вопросы и обсудить важные моменты в воспитании детей. Кроме того, родительские собрания могут быть посвящены конкретным темам, таким как методы обучения, здоровье и безопасность и т. д.
Индивидуальные консультации являются еще одной формой сотрудничества между классными руководителями и родителями. Эта форма позволяет обсудить индивидуальные особенности ребенка и найти способы помочь ему в решении проблем в обучении или в поведении.
Письменная корреспонденция также широко используется для общения между педагогами и родителями. Это может быть как обмен электронными письмами, так и обычными письмами на бумажных носителях. Эта форма позволяет родителям свободно общаться с классным руководителем, задавать вопросы, а также получать информацию о жизни класса и текущем учебном процессе.
Также большое значение для установления здоровых отношений между классными руководителями и родителями имеют различные мероприятия, такие как классные вечера и праздники. Проведение таких мероприятий позволяет укрепить традиции класса, создать дополнительные возможности для общения с родителями и взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Современные технологии также позволяют улучшить коммуникацию между родителями и классным руководителем. С помощью интернета могут быть организованы онлайн-консультации, проходят вебинары для родителей, могут быть созданы персональные сайты или страницы школы в социальных сетях.
Конкретным примером может быть использование платформы Google Classroom. Это приложение позволяет учителям создавать виртуальные классы, где они могут выкладывать расписание, задания и материалы для уроков. Родители могут получить доступ к классу, используя личный аккаунт Google, и полностью ознакомиться с информацией, которую предоставляет учитель. Онлайн-консультации могут проводиться через Google Meet, давая возможность учителю общаться со всеми родителями одновременно, сохраняя при этом безопасное социальное расстояние. Таким образом, Google Classroom предоставляет рабочую платформу для общения между классным руководителем и родителями, улучшая коммуникацию и сотрудничество во время обучения на удалении.
Программа сотрудничества классного руководителя и родителей в младших классах может быть разработана на основе опыта педагогических и научно-исследовательских работ. Такая программа должна включать в себя следующие компоненты:
Определение целей и задач программы. Важно определить, какие задачи должны быть решены совместными усилиями педагогов и родителей. Например, целью программы может быть улучшение качества образования, повышение мотивации учащихся к учению, развитие навыков саморегуляции и т. д.
Формирование команды сотрудников школы. Важно определить, кто будет ответственным за разработку и реализацию программы. Обычно это команда из классного руководителя, заместителя директора по УВР, психолога, социального педагога и учителей.
Анализ существующих форм и методов сотрудничества. Команда должна рассмотреть существующие формы и методы сотрудничества между педагогами и родителями, провести анализ их эффективности и выбрать наиболее подходящие для данной школы.
Разработка плана действий. Составление плана действий, в котором будут конкретизированы мероприятия, направленные на достижение поставленных целей. Например, проведение родительских собраний, консультаций, встреч в формате «родительских часов», организация совместных мероприятий (праздников, экскурсий, спортивных мероприятий).
Оценка эффективности программы. Важно провести оценку эффективности программы, чтобы выяснить, достигли ли они поставленных целей и задач. Для этого можно использовать различные методы, такие как опросы родителей, анализ успеваемости учащихся и т. д. На основе полученных результатов можно корректировать программу и улучшать ее эффективность.
Таким образом, разработка программы сотрудничества классного руководителя и родителей может привести к более эффективному взаимодействию между педагогами и родителями, а также помочь в решении различных задач в образовательном процессе.
Выводы. Взаимодействие между родителями и учителями важно для успешного обучения и воспитания младших школьников. Научные исследования показывают, что такое сотрудничество может оказать положительное влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей, а также на их успеваемость в школе.
Однако качество взаимодействия между родителями и учителями может сильно варьироваться. Для улучшения сотрудничества необходимо разработать комплексную программу. Такая программа должна содержать следующие элементы:
Формирование положительной атмосферы взаимодействия. Отношения между родителями и учителями должны строиться на взаимном доверии, уважении и понимании взглядов. Педагоги должны быть готовы учитывать пожелания родителей, а родители в свою очередь, должны понимать цели и задачи учителей.
Разработка общей платформы для сотрудничества. Важно создать общий единый проект или план совместной работы, который будет ясен и понятен для всех участников. Данный проект должен включать в себя задачи, обязанности и права каждого члена команды.
Организация регулярных встреч и консультаций. Организация регулярных встреч между родителями и учителями позволит создать лучшее взаимопонимание. Встречи также могут быть использованы для решения конкретных проблем и вопросов относящихся к обучению и воспитанию.
Работа с детьми и их родителями. Организация совместной работы с детьми и их родителями может помочь учителям и родителям лучше понимать потребности детей и развивать эффективные стратегии обучения и воспитания.
Перспективы развития исследований в данной области связаны с дальнейшим изучением влияния сотрудничества между родителями и учителями на успешность обучения и воспитания детей в младших классах. Фокус исследований может быть уделен, например, влиянию различных форм и методов взаимодействия на успех учащихся, а также на степень удовлетворенности учителей и родителей отношениями между собой. Такие исследования помогут выяснить, какие подходы наилучшим образом подходят к обучению и воспитанию детей в младших классах.
Литература:
- Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / сост. М. Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 558 с.
- Белкина В. Н. Подготовка студентов к педагогическому регулированию взаимодействия детей раннего и дошкольного возраста со сверстниками. Автореферат... дис. докт. пед. наук. Ярославль, 2000. 42 с.
- Варга А. Я. Семейная психотерапия: краткий лекционный курс. СПб.: Речь. 2001. 144 с.
- Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе//Педагогика, № 4, 1996.
- Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего подростка в социуме//Инновационные проекты и программы в образовании. — 2011. — № 1.
- Свирская Л. И. Работа с семьей: необязательные инструкции. М.: ЛИНКА–ПРЕСС, 2007. 194 с.
- Хрусталева Р. Ю. Меморандум взаимопонимания // Учитель и его формирование: исторический опыт передачи образованности и культуры: сб. науч. тр. / под науч. ред. М. В. Богуславского, С. В. Куликовой. Волгоград: Изд-во «Отрок», 2016. С.463–466.

