В данной статье рассмотрена модель по формированию нравственных ценностей у младших школьников в процессе изучение произведений В. А. Осеевой. Приведены результаты педагогического исследования, целью которой является выявление уровня сформированности нравственных ценностей у младших школьников.
Ключевые слова: ценности, нравственность, уровни сформированности, опытно-экспериментальное исследования, произведения В. А. Осеевой, младший школьник.
This article considers a model for the formation of moral values in younger students in the process of studying the works of V. A. Oseeva. The results of a pedagogical study are presented, the purpose of which is to identify the level of formation of moral values among younger schoolchildren.
Keywords: values, morality, levels of formation, experimental research, works by V. A. Oseeva, junior schoolboy.
Сегодня вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Воспитание детей в России требует постоянных преобразований, основанных на новой системе формирования нравственной личности школьника.
Для формирования нравственных ценностей в младшем школьном возрасте очень хорошо подходят рассказы для детей В. А. Осеевой.
Большое значение, особенно в младшем школьном возрасте, имеет рассказ при организации ценностно-ориентировочной деятельности. Воздействуя на чувства детей, рассказ помогает им понять и усвоить смысл заключенных в нем нравственных оценок и норм поведения.
В своих рассказах В. А. Осеева преподает человековедение. Её герои задумываются над своими и чужими поступками, учатся анализировать их и делать правильные нравственные выводы. Что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя — об этом рассказы Осеевой, которая умела говорить с детьми прямо, но не скучно. Она озадачивала их, заставляя самих принимать правильное решение, а всем ходом событий подталкивала их к верному выбору.
Проблема исследования заключается в противоречии между требованиями к нравственному поведению личности ребенка со стороны общества и недостаточным формированием нравственных представлений у младших школьников, отсутствием целенаправленной работы учителей в этом направлении на уроках литературного чтения.
В И. Даль трактовал слово мораль как «нравственное учение, правила воли, совести человека». Он считал: «Нравственное противоположно телесному, плотскому, духовному, духовному. Нравственная жизнь человека важнее материальной жизни. «Относящаяся к одной половине духовной жизни, противоположная умственной, но сравнивая общее с ней духовное начало, истина и ложь принадлежат к умственной, добро и зло к нравственной. Добродушный, добродетельный, благовоспитанный, в согласии с совестью, с законами истины, с достоинством человека с долгом честного и чистосердечного гражданина. Это человек нравственной, чистой, безупречной нравственности. Всякий самоотверженный поступок есть поступок нравственности, добрых нравов, доблести. [9, с. 78].
Нравственные понятия — это понятия, отражающие существенные стороны нравственных отношений, то есть отношения человека к другим людям и к обществу. Нравственное сознание человека выражается в нравственных понятиях. Наиболее общие нравственные понятия называются нравственными категориями и рассматриваются наукой о нравственности — этикой. Важнейшими нравственными понятиями являются добро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье. Содержание нравственных понятий связано с оценкой как поступка, так и его мотива.
В системе начального образования уроки литературного чтения обладают особой важностью в формировании у младших школьников духовно-нравственных ценностей.
В отборе произведений для изучения в начальной школе значительное место занимают рассказы В. Осеевой. Именно они формируют духовно-нравственные ценности. Рассказы В. Осеевой дают детям необходимую гамму переживаний, создают особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывают добрые и серьезные чувства.
В собственных произведениях В. А. Осеева демонстрирует ребятам эталоны человеческих отношений, показывает, к чему может привести нехорошее отношение к окружающим, чем чреваты злость и эгоизм.
С целью выявления уровня сформированности нравственных ценностей младших школьников была проведена экспериментальная работа. Опытно-экспериментальная работа проведена на базе МОБУ Средней общеобразовательной школа № 35 в городе Якутске. В экспериментальную группу вошли учащиеся 2 «Д» класса в количестве 13 человек из 26, контрольную группу составили из 26 учащихся 13 учеников 2 «Д» класса: 14 — мальчика, 12 — девочек.
Были выбраны следующие 3 диагностики: диагностика отношения к жизненным ценностям Н. Е. Щурковой, диагностика нравственной мотивации Колмогорцевой Л. Н, анкета «Нравственные понятия» Н. Александровой и Н. Курносовой.
По итогам проведенных методик в экспериментальной группе 4 (30 %) учеников с высоким уровнем, 7 (47 %) учеников со средним уровнем и 2 (23 %) учеников с низким уровнем коммуникативной компетенции. В контрольной группе 2 (24 %) учеников с высоким уровнем, 6 (46 %) учеников со средним уровнем и 4 (30 %) учеников с низким уровнем коммуникативной компетенции.
Процентное соотношение обобщенного результата констатирующего этапа мы можем увидеть на рисунке 1.
Рис. 2. Процентное соотношение обобщенного результата констатирующего этапа
Проанализировав и обобщив все результаты констатирующего этапа, можно сказать, что многие учащиеся 2 класса «Д» показали средний уровень сформированности определение нравственных понятий и нравственной мотивации, что связано со слабым их общим представлением о жизненных ценностях и ориентирах.
Результаты проведенной диагностики дали возможность определить пути и средства для формирования нравственных понятий во 2 классе.
Для того, чтобы вызвать у детей интерес во время учебного процесса необходимо использовать творческие задания, которые активизируют творческое мышление детей. Практика показывает, что ситуационные задачи практической направленности, включающие учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, которые могут стать источником приобретения нравственного опыта, формирования практических умений и навыков ответственности, чуткости, отзывчивости во взаимодействии со сверстниками и окружающими;
В своем исследовании мы в соответствии с компонентами, методами и приемами сформированности нравственных понятий у младших школьников разработали уроки, для формирования нравственных представлений у учащихся 2 класса.
Таблица 1
Уроки для формирования нравственных представлений у учащихся 2 класса
|
Тема занятия |
Дата проведения |
Методы и приемы |
|
«Волшебное слово» В. Осеева |
10.04.23 |
Моральная дилемма. Этическая беседа. Анализ репродукций картин и иллюстраций. Работа с пословицами. Прослушивание нравственно-этической ситуации и анализ событий. Нахождение возможных вариантов решения ситуации. Разгадывание загадок. |
|
«Хорошее» В. Осеева |
11.04.23 |
Моральная дилемма. Этическая беседа. Анализ репродукций картин и иллюстраций. Работа с пословицами. |
|
«На катке» В. Осеева |
14.04.23 |
Моральная дилемма. Этическая беседа. Анализ репродукций картин и иллюстраций. Работа с пословицами. Прослушивание нравственно-этической ситуации и анализ событий. |
|
«Что легче» В. Осеева |
17.04.23 |
Моральная дилемма. Этическая беседа. Анализ репродукций картин и иллюстраций. Работа с пословицами. Прослушивание нравственно-этической ситуации и анализ событий. Нахождение возможных вариантов решения ситуации. Игра. |
|
«Почему?» В. Осеева |
18.04.23 |
Моральная дилемма. Этическая беседа. Прослушивание нравственно-этической ситуации и анализ событий. Нахождение возможных вариантов решения ситуации. |
|
«Отомстила» В. Осеева |
19.04.23 |
Моральная дилемма. Этическая беседа. Прослушивание нравственно-этической ситуации и анализ событий. Нахождение возможных вариантов решения ситуации. |
Занятия проводились по школьному расписанию три раза в неделю, в понедельник, вторник и пятница. Всего апробировано 6 урока.
Короткие повествования Валентины Осеевой дают ребятам образцы человеческих отношений, учат честности, уважению и любви к людям, чуткости к тем, кто нас окружает. В увлекательной форме, на близких детям примерах В. Осеева помогает понять своим юным читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или наоборот, исцелить человека. В своих рассказах-притчах писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками, как решать возникающие «детские» проблемы, которые зачастую кажутся неважными для взрослых. Произведения В. Осеевой помогают увидеть, что такие болезни души как эгоизм, жадность, злоба и предательство отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. Написанные легким, увлекательным стилем, они принесут ребенку немало пользы и обогатят его внутренний мир добрыми, светлыми впечатлениями.
Литература:
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. — М., 1979, т.11. — 116 с.
- Рубинштейн С. Л. Нравственное воспитания школьников [Текст] — М., 1996. — 368 с
- Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О. В. Сухомлинская. — М.: Педагогика, 1990. — 288 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — (Стандарты второго поколения).
- Харламов И. Ф. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 2016. — 210 с.
- Особенности творчества В. А. Осеевой для детей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://obrazovanie-gid.ru/doklady/osobennosti-tvorchestva-oseevoj-dlya-detej-doklad.html

