В статье автор рассматривает специфику документального оформления договора перевозки на примере прямых смешанных перевозок грузов. Автор рассматривает специфику правового регулирования грузоперевозок в транспортных уставах.
Ключевые слова: договор перевозки, перевозка грузов, прямые смешанные перевозки, транспортный устав.
In the article, the author examines the specifics of documenting the contract of carriage on the example of direct multimodal transportation of goods. The author examines the specifics of the legal regulation of cargo transportation in transport charters.
Keywords: contract of carriage, cargo transportation, direct multimodal transportation, transport charter.
Соглашение, заключаемое владельцем груза и первым лицом, принимающим на себя обязанность переместить вверенный груз в пункт назначения, подтверждается транспортной накладной. Этот документ сопровождает груз на всем пути его перемещения любым видом транспорта, в том числе при передаче товаров и иных объектов от одной транспортной структуры, переместившей предметы и вещи на своем этапе, другому лицу, которое перевозит их на своем виде транспорта по определенному маршруту.
Сборники, в которых установлен порядок перемещения грузов, а также тарифы организаций федерального уровня, уполномоченных государством осуществлять повседневное руководство транспортной сферой, содержат также списки с перечнем железнодорожных станций, автостанций, портов и аэропортов, исполняющих функции перевалочных пунктов. О том, что конкретная организация может быть пунктом перевалки грузов, у нее имеется письменное подтверждение от уполномоченных государственных органов.
Правой статус соперевозчиков в нашей стране еще окончательно не оформлен. Эти субъекты, в отличие от первого лица, берущего на себя обязательство доставить груз в пункт назначения, не участвуют в заключении соглашения с владельцем груза и не подписывают транспортную накладную на перемещение в пространстве товаров и иных объектов транспортом разных видов. Поэтому пока не установлено на уровне закона, выступают ли соперевозчики вместе с первым субъектом, берущим на себя обязательство доставить груз в пункт назначения, стороной соглашения или нет.
Связанные с этой проблемой дискуссии ведутся уже несколько десятков лет. Специалисты смотрят на нее по — разному. К примеру, Ю. Б. Маковский полагает, что перевозку грузов по единой накладной разными видами транспорта не следует считать обязательством перед заказчиком, которое едино для всех исполнителей. Автор считает, что такое соглашение состоит из нескольких частей, каждая из которых представляет собой отдельное обязательство, а отношения исполнителей между собой аналогичны отношениям клиента и заказчика [4, c. 377].
С точки зрения В. А. Егиазарова, транспортную накладную следует считать «документом, в соответствии с которым каждый последующий соперевозчик, подписывая ее, заключает договор перевозки с грузоотправителем и предыдущим соперевозчиком и тем самым возлагает на себя обязанность по дальнейшей доставке груза в адрес грузополучателя» [1, c. 139]. Мы позволим себе не согласиться с этим мнением, руководствуясь пунктом 3 статьи 308 Гражданского кодекса России, в котором сказано, что третьи лица, не являющиеся сторонами обязательства, не имеют в связи с ним никаких обязанностей. Это значит, что соперевозчик, не участвующий в заключении соглашения и, возможно, даже не знавший о нем, не может быть обязанным такое соглашение исполнять, так как любой договор заключается на основании свободного волеизъявления его участников.
Определенные вопросы, касающиеся исследуемой нами правовой конструкции, возникают в связи с ситуациями, когда перевозчик не обеспечивает надлежащую сохранность перемещаемого им в пространстве груза. Субъект, взявший на себя обязанность перевезти до определенного места груз в установленные сроки, несет ответственность за сохранность перемещаемых объектов до того момента, пока не передаст их на перевалочном пункте принимающей стороне, которой, соответственно, переходит и обязанность сохранять вещи и предметы. Это установлено статьей 114 Кодекса внутреннего водного транспорта России, статьей 79 Устава железнодорожного транспорта России, статьей 122 Устава автомобильного транспорта России.
В перевалочных пунктах груженые и пустые вагоны охраняют организации, занимающиеся перемещением грузов с одного транспортного средства на другое. В случаях, когда груз повреждается, утрачивается, уменьшается в количестве и вина конкретного субъекта, взявшего на себя обязанность это груз доставить в определенный пункт установлена, все претензии предъявляются данному субъекту.
Статьей 79 Устава железнодорожного транспорта РФ установлен четкий порядок снятия устройств, которые запирают и пломбируют вагоны. В случае нарушения этого порядка, порчи, утраты, повреждения груза, виновным перед получателем груза считается выдающий груз субъект, взявший на себя обязанность переместить объекты в пространстве определенным видом транспорта.
У порядка предъявления письменного требования к перевозчику, ненадлежащим образом исполнившему услугу, есть ряд отличительных черт. В силу статьи 159 Устава автомобильного транспорта России такое требование предъявляется АТП или той организации, которая выдала груз. Если же товары или иные объекты утрачены полностью, претензии следует предъявлять либо АТП, либо той структуре, которая приняла груз для перемещения его в пространстве.
Как установлено пунктом 7 статьи 114 Кодекса внутреннего водного транспорта России, письменное требование в случае ненадлежащего исполнения услуги по перемещению груза транспортом разного вида по единой накладной следует предъявлять субъекту, взявшему на себя обязательство переместить товар или иной объект водным транспортом в речной порт или же субъекту, в ведении которого этот порт находится.
Ряд транспортных уставов и кодексов содержит порядок исчисления срока, установленного законодательством для защиты права по иску лица, право которого нарушено при исполнении соглашения о перевозке груза, перевозимого по единой накладной разными видами транспорта, что привело к утрате груза. В качестве примера можно назвать статью 408 Кодекс торгового мореплавания: исчисление такого срока начинается через 4 месяца после того, как груз был принят для перемещения его в пространстве.
Во многом срок доставки груза зависит от того, насколько быстро товар или иной объект передается в перевалочном пункте с одного вида транспорта на другой. Для повышения скорости этого процесса на основании статьи 799 Гражданского кодекса России заключаются так называемые узловые договоры и соглашения на централизованные ввоз/вывоз товаров и иных объектов.
Среди специалистов по транспортному праву нет единодушия касательно первоначальной правовой сущности соглашений такого рода. К примеру, О. Н. Садиков говорит, что их следует относить к подрядному типу, не считать соглашениями о перемещении грузов в пространстве в силу определенной специфики [2, c. 370], а именно объединения усилий транспортных организаций для оказания услуг субъектам, отправляющим и получающим грузы.
По мнению О. А. Красавчикова, значимым является то, что составными частями организационного отношения выступают неимущественные, неличные, нетрудовые организационные действия. А, значит, оно «имеет своим объектом упорядоченность отношений, связей, действий участников, «организуемого отношения» [3, c. 162]. Это позволяет выделить два вида отношений: 1) организационный; 2) организуемый. Ко второму виду относятся услуги, работы, передача в собственность вещей и предметов.
Все они являются имущественными отношениями, поскольку обусловлены товарно-денежным характером. Организационные отношения, напротив, являются неимущественными. Одним из главных их признаков является сотрудничество сторон по организации и обеспечению имущественных отношений. Цели такого сотрудничества могут быть различны. Например, целью сторон предварительного договора является заключение в будущем основного договора. Договор простого товарищества заключается для извлечения сторонами прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. В случаях с узловыми соглашениями и договорами на централизованный завоз (вывоз) грузов целями сторон является оказание услуг грузоотправителю, грузополучателю. Ни одна транспортная организация здесь не выполняет работы по заданию другой транспортной организации.
Что касается мнения В. А. Егиазарова, то из приведенных выше примеров видно, что организационные договоры достаточно разнообразны и не ограничиваются договорами об организации перевозок, а тем более отношениями, предшествующими приему груза к перевозке. Поэтому представляется некорректным противопоставлять два вида организационных договоров — договоры об организации перевозок и узловые соглашения. Резюмируя сказанное, отметим, что узловые соглашения и договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов являются организационными и не имеют своим предметом ни оказание услуг, ни выполнение работ.
Литература:
- Егиазаров В. А. Транспортное право: Учебник. М.: ЗАО Юстицинформ, 2016. С. 139.
- Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный) / Отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Юридическая фирма «Контракт», ИНФРА-М-НОРМА, 2015. С. 370.
- Красавчиков О. А. Гражданские организационно-правовые отношения // Антология Уральской цивилистики. М.: Статут, 2017. С. 162.
- Транспортное право: Учебное пособие / В. Г. Ермолаев, А. Е. Землянский, Ю. Б. Маковский, Д. О. Сиваков. М.: Былина, 2016. С. 377.

