Образ Африки в сочинениях европейцев времён колониального раздела
Автор: Ефремов Никита Анатольевич
Рубрика: 20. История
Опубликовано в
LVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2023)
Дата публикации: 21.03.2023
Статья просмотрена: 149 раз
Библиографическое описание:
Ефремов, Н. А. Образ Африки в сочинениях европейцев времён колониального раздела / Н. А. Ефремов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 68-82. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/484/17859/ (дата обращения: 22.12.2024).
Африку недаром называют чёрным континентом. И дело не только в тёмной коже её жителей. «Чёрным», то есть плохо изученным континентом, она оставалась даже в XIX веке. Европейцы знали её северную и северо-восточную части, но районы, покрытые песками и тропическими лесами, оставались загадкой, т. е. большая часть Африки. Древнеегипетская цивилизация была знакома, но распространяла своё влияние только до границы с Суданом. Немного было известно о северо-западном побережье Средиземного моря, большей частью захваченном португальцами, где арабским оставался только Занзибар. Но эти же португальцы не продвинулись вглубь континента. В 1652 г. европейцы заняли мыс Доброй Надежды, но севернее Оранжевой реки не продвинулись. Земли южнее Сахары были тайной для Европы. Освещали «темный континент» и его колонизацию Европой исследователи, политики, евангелисты, наемники, журналисты и магнаты, увлечённые борьбой за добычу, рынки и рабов. Моряки, военные, путешественники, бродяги, врачи — вот источники не всегда правдивых, но чаще всего с претензией на сенсацию сведений (сообщений, анекдотов, драм) об этом заморском «центре работорговли».
Ключевые слова: Африка, Сахара, писатель, работорговля, колонизация, цивилизация.
Африка — это мистика: она дикая; это душный ад; это рай для фотографа. Это то, что вы пожелаете, и она выдерживает все интерпретации. Это последний пережиток «мёртвого мира» или колыбель блестящего нового.
Берил Маркхэм[1]
Большую часть африканского континента занимает Сахара — крупнейшая жаркая пустыня на Земле. Географически Сахара начинается там, где заканчиваются пригодные для возделывания земли, называемые Теллем. С запада Сахара омывается Атлантическим океаном, с севера ограничена горами Атлас и Средиземным морем, а с востока — Красным морем. Южнее располагается Сахель[2] — тропическая саванна в Африке, которая является своеобразным переходом между Сахарой на севере и более плодородными землями на юге — Суданской саванне.
В племени тольба[3] считают, что слово «сахара» происходит от арабского «ухур» — трудноуловимый момент, перед рассветом, когда в период поста можно есть, пить и курить. Обширные пространства Сахары не заселены, оседлый образ жизни ограничен районами оазисов, долинами рек Нил и Нигер. В составе пустыни различают множество регионов и несколько пустынь[4]. Сахара увеличивается: каждый год расширяется к югу на 6–10 км. Из государств Сахары особенно жителей европейского юга притягивал экзотический Алжир.
Пока арабы осваивали Сахару, в Европе о существовании Африки … просто забыли, до 1415 г., когда португальский принц Генрих, прозванный позже «Мореплавателем», узнал во время осады Сеуты от пленных, что к югу от Атласских гор находится огромная пустыня, и что арабы направляют через нее караваны к большой реке, откуда каравеллы доставляют золото, вино и рабов. Так, первыми на этих землях в середине XV в. появились португальцы: купцы, миссионеры, искатели золота, учёные и авантюристы. Сразу возникло соперничество между представителями разных держав за владение землями, особенно — в местах добычи золота, слоновой кости и больших поголовий диких животных с ценным мехом. Став королем, Генрих решил достичь месторождений золота и мест добычи рабов морским путем, обойдя Сахару с запада, по Атлантике океану. В течение сорока лет он посылал для этого одну экспедицию за другой.
Португальцы заняли западное побережье Африки ещё в XV столетии и продолжали поиски морского пути вокруг Африки в Индию. Когда морская экспансия португальцев пошла на убыль (XVI в.), африканцы забастовали против чужого господства, португальцы переместились в Анголу, где в 1575 г. завоеватель Д. ди Новаиш основал город Луанда — административный центр колонии. Оттуда португальцы неоднократно направляли экспедиции вглубь материка — установить связи со своей же колонией в Мозамбике, но безуспешно. В итоге отказались и от мысли исследовать районы Юга Африки.
В получении европейцами сведений о Сахаре огромную роль сыграл Лев Африканский[5]. В начале ХVI в. он выехал в государство Сонгай (в западной части пустыни). После этого побывал в Египте, совершил второе путешествие в Судан. Около 1520 г. возвращавшийся в Марокко из Египта Аль-Хасан у острова Джерба был захвачен сицилийцем Бовадильей и вместе с жирафом подарен папе Льву Х. В Риме Аль-Хасан принял христианство с именем Джованни Леоне, а вскоре получил прозвище «Африканский». В 1526 г. им была закончена книга «Описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть», написанная на итальянском и арабском языках, вплоть до начала ХIХ в. служившая европейцам основным источником знаний об Африканском континенте. В книге содержится в числе прочего и подробное описание Сахары с населяющими ее племенами. Лев Африканский указывает, что многие из кочевников являются «людьми дикими», «чуждыми всякой человечности», «живущими убийствами и грабежами». Вместе с тем он признает, что заниматься набегами их вынуждают нищета, отсутствие каких-либо источников доходов. Одновременно Лев Африканский констатирует, что не все жители пустыни таковы, характеризуя членов отдельных племен как «людей очень храбрых и богатых», «знатных и доблестных», которые «пользуются большим уважением и имеют большое влияние» [5].
Систематические исследования Сахары европейцами начались в к. ХVIII, когда они, закрепившись на побережье Африки, стали продвигаться вглубь континента. В 1847 г. переселенцами из США была основана Либерия — старейшая республика Западной Африки. Великая пустыня интересовала их как район, через который пролегали, согласно легендам, пути к богатым золотом странам. Еще в 1850 г. о ней в европейских школьных учебниках говорилось: «Сахара, столица Агабли »[6]. После первых же, неудачных, попыток проникнуть вглубь пустыни, некоторые их которых завершались трагедиями, возникло устойчивое представление: редкие колодцы, невыносимая жара, обжигающие ветры, облака песка, погребающие целые караваны, миражи, львы, пантеры и гигантские змеи и в довершение всего ужасные люди, готовые перерезать горло любому, кому удалось избежать остальных опасностей. Действительно, от рук кочевников погибло не так уж мало путешественников. Нападения на них объясняются не только «привычкой» к грабежу караванов или ненавистью к неверным, но и вполне обоснованными опасениями, что вслед за исследователями по открытым ими путям придут военные.
Британская африканская ассоциация, основанная в Лондоне в 1788 г., организовала и финансировала несколько экспедиций в Западный и Центральный Судан, в том числе обе экспедиции Мунго Парка (1795–1797 и 1805–1806) и экспедицию Ф. Хорнемана (1797–1801) через Борну. В 1788 г. было организовано «движение за отмену рабства», а целью созданной в Европе Африканской ассоциации провозглашено исследование внутренних территорий материка, якобы для внедрения там цивилизации, которая уничтожит рабство и работорговлю. Географы тогда считали, что Нигер и Конго — одна и та же река, что опроверг Р. Лэндер, проследив путь Нигера к морю, и он же нанёс эту первую африканскую реку на карту, составленную европейскими исследователями. И одним из первых был отправлен в Нигер, к устью теки Гамбия, М. Парк[7], если не считать открытия Д. Брюсом истоков Голубого Нила в Эфиопии (1770 г.)
Путевые заметки и отчёты короне об исследованиях внутренних регионов Африки, Брюса, Дэнхема, Клаппертона, Парка, братьев Лэндеров, не всегда точные, отрывистые, — были обнародованы, доступны и стали очень популярны в Европе своего времени. Из них читатели узнавали и об открытиях, и о трагедиях, которые этому сопутствовали. Так, например, во второй экспедиции Парка на Нигер участвовало 45 человек, ни один не вернулся.
Первыми европейцами, которые смогли пересечь Сахару с севера на юг, стали англичане — врач К. Хью и офицеры У. Аудни и Д. Денем. Их дневники были в 1826 г. изданы в Лондоне под заголовком «Рассказ о путешествиях и открытиях в Северной и Центральной Африке в 1822, 1823 и 1824 гг».
К середине XIX в. родоплеменной уклад Африки стал изживать себя; выделялась правящая верхушка, вожди эксплуатировали соплеменников и обогащались, земли уже делили, и не по справедливости. Зарождались раннефеодальные порядки, народы разделились на богатых и бедных. Самые влиятельные вожди, подчинив себе малочисленные и слабые племена, создавали царства с элементами государственности. Покорённые становились рабами завоевателей и платили дань. Но это было внутреннее рабство: рабы числились членами семьи «низшего ранга», ими не торговали, т. е. форма рабства отличалась от введённой позже арабами, американцами и европейцами. Чем воинственнее и строже были порядки в таких государствах, тем дольше это государство существовало; малые и организованные менее властной рукой были неустойчивы и чаще всего распадались после кончины создателя. И даже радовались приходу иноземцев, полагая, что европейцы с их огнестрельным оружием встанут на защиту притесняемых.
Во всех странах сохранялись традиционные верования: полирелигия, культ предков, вера в духов природы и т. п. У некоторых народов, достигших до колонизации уровня классового расслоения и даже создавших государства (таких как йоруба, моси, ашанти, акан и др.), зарождалось жречество, был культ верховного правителя. Среди разных верований к христианству относились настороженно или даже с неприязнью: многожёнство было признаком мужественности и благополучия, а его христианство запрещало. Распространяться же христианство стало с конца XIX в.- в Западной Африке Постепенно в регионе образовались различные направления: католичество, евангелизм, протестантизм, англиканство.
В 1876 г. образец прогрессивного государства представлял собой Египет. В английской палате общин говорилось, что там «положение крестьян неудовлетворительное, хотя и не такое бедственное, как изображают многие писатели», за что нельзя судить «народ, только выходящий из состояния варварства» — писал Роттштейн»[8]. 1863–1875 гг. — построен Суэцкий канал, прорыто 112 каналов ирригации, с 275 до 1185 миль увеличена сеть ж/д, проведено более 5000 миль телеграфных линий, сооружено 430 мостов. Построена гавань в Александрии, водопроводы в Александрии и Каире, построены доки, маяки, сахарные заводы. Отремонтированы улицы Каира и других городов. У пустыни к 1879 г. были отвоёваны 5425000 акров пахотной земли. Население возросло с 4833000 до 5518000 человек [11, c. 42]. Прогресс был и в других отраслях, например — в проведении административных реформ, таможенном управлении, почтовом хозяйстве, судебной системе, искоренении невольничества и работорговли. В каждом провинциальном округе было по одной начальной школе, и по одной средней школе — в каждом главном городе провинции. Кроме того, — 6 высших школ и 4 военных. Были основаны первые не только в Египте, но и во всей Османской империи школы для девочек, открыт Булакский музей[9]. А главная библиотека страны была пополнена настолько, что стала одной из самых известных в мире. Т. е. прогресс времени правления Исмаила был бесспорным[10].
В 1830–1977 гг., сопровождая процесс французского проникновения в Северную Африку, завоевание Египта, Алжира и Марокко, многие из художников спешили посетить этот край. Туда, в труднодоступные и опасные места, отправился в 1869 г. и немецкий художник, писатель-натуралист, Густав Нахтигаль. Такой интерес был обусловлен в немалой степени модой общества и усиленным вниманием ко всему непривычному, необычному; интерес к Востоку стал частью этой тенденции. Кроме того, работа художников помогала познакомить западное общество с обликом «осваиваемых» (колонизируемых) территорий и их обитателями.
Когда началось французское завоевание Алжира, освещение процесса требовало уже более достоверной информации о новых владениях и глубокого их исследования. Тогда на Алжир обратили внимание учёные: историки и этнографы, археологи и географ, а с ними — вновь художники и литераторы. В этом ряду книги художника Фромантена — «Одно лето в Сахаре» и «Год в Сахеле» можно считать попытками достоверного описания виденной им реальности Алжира.
Произведения эти — путевые дневники, литературно обработанные. В них автор описывал проблемы и противоречия малоизученной тогда стороны света, как понимал, будучи европейским художником, но больше показал читателю Алжир глазами француза, не всё знающего и ещё меньше понимающего в менталитете населяющих Сахару регионов [14, c. 356]. Но Фромантен был одним из первых «понаехавших» из Франции представителей творческой интеллигенции. И это нашло отражение в его взглядах и оценках увиденной жизни Африки, будь то быт людей, экономика или политика.
Экспедицией, по праву вошедшей в анналы географических открытий, стало путешествие англичанина Дж. Ричардсона и сопровождавших его немецких ученых А. Овервега[11] и Г. Барта[12]. Отправившись в 1845 г. из Туниса в Триполи, Ричардсон собирал сведения о туарегах[13]. Вернувшись в Лондон, опубликовал в 1849 г. работу в 2-х томах «Путешествия по великой пустыне Сахара» [18]. Следующей целью был Чад, но Ричардсон так и не добрался до озера: 4 марта 1851 г. он умер в местечке Нгурутуа. Барту удалось доставить его дневники в Лондон, где они были опубликованы в 1853 г. под заголовком «Рассказ о миссии в Центральной Африке» [18]. В одиночестве Барт, продолжив исследования, добрался до Чада, став после первым европейцем, увидевшим озеро. За шесть лет пребывания в Сахаре и Судане он преодолел 20 тыс. км [17]. Опубликованный им в 1855–1858 гг. пятитомный труд «Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африке в 1849–1855 гг.». и сейчас рассматривается как эталон описаний Великой пустыни и Сахельской зоны [15. C. 167].
Со второй половины ХIХ в. Сахару оккупируют французы: покорив Северный Алжир, они стремятся теперь присвоить сахарские племена и установить связь с завоеванным ими Сенегалом. В 1859–1861 гг. в алжирскую Центральную Сахару сумел проникнуть А. Дюверье, описавший свои впечатления в работах, посвященных туарегам.
В конце 1800-х Африку «разрезали и проглотили» шесть европейских держав. Великобритания, Франция, Германия, Италия, Португалия и Бельгия обрели 30 новых колоний и 110 миллионов подданных. Все страны Центральной и Западной Африки, кроме Либерии и Эфиопии[14], были колонизированы европейскими державами. Но к середине XIX в. не было открыто ни одного из великих восточноафриканских озёр. Не были найдены истоки Нила, о Конго и Замбези было известно только об их устьях. Усилиями параллельных по времени исследований (Левингстона — с юга и запада, Бейкера, Бертона, Гранта и Спика — с востока и севера, Стенли — по Конго) в период с 1850-х по 1877 гг. эти и другие основные тайны Африки были Европой разгаданы [9, c. 89]. В 1857 г. Д. Левингстон издал книгу о своих путешествиях. Написанные в сдержанном, но красочном стиле «Путешествия и исследование миссионера в Южной Африке» заняли в истории издательского дела такое же незаурядное место, как и в истории географических открытий. Возвратившись в Британию летом 1864 года, Ливингстон вместе со своим братом Чарльзом написал свою вторую книгу, «Повесть об экспедиции к Замбези и её притокам» (1865). Писали и такие исследователи как X. Клаппертон, Д. Денэм или братья Р. и Дж. Лэндеры, А. Лэнг или В. Камерон, на протяжении XVIII-XIX вв. составляли и уточняли географическую карту Африки.
Такие события, как обнаружение истоков Нила, Нигера и Конго или пересечение Африканского континента на разных широтах от одного океана до другого, привлекают читателя. Но географические исследования оказываются началом колониальных захватов. В любом случае, экспедиции требовали от их участников мужества, выносливости и целеустремленности путешественников, искренне убежденных в научном и даже «цивилизаторском» характере своих экспедиций. Так произошло и с Густавом Нахтигалем.
Гу́став На́хтигаль (1834–1885) — германский государственный деятель, учёный, путешественник, исследователь Центральной Африки. Первоначально он был военным врачом в Кёльне, однако болезнь легких заставила его переехать в 1861 г. в Алжир, с его мягким климатом. Болезнь отступила. В 1863 г. он перебрался в Тунис, где в должности лейб-медика местного бея изучал страну, арабский язык, нравами и обычаями населения. Больше всего его заинтересовала протянувшаяся через весь континент пустыня — Сахара. Европейцы о ней практически ничего не знали. Да и сами жители африканского побережья имели о ней слабое представление. В январе 1869 г. Г. Нахтигаль направился из Триполи в Мурзук, но продвинуться оттуда дальше к югу не смог: путь преградили отряды воинственно настроенных бедуинов. Тогда он решил отправиться на юго-восток в населенную тубу таинственную страну Тибести, где не побывал еще ни один европеец. После этого вернулся в Мурзук и в 1870 г., закончив пересечение Сахары, достиг Борну, где прожил 3 года в качестве гостя местного султана. В апреле 1870 г. Г. Нахтигаль начал свои путешествия по территории Чада, проводил исследования земель и областей, народов и языков центрального Судана. В течение года он странствовал по стране, которая лишь в 1909 г. была завоёвана французскими войсками, открыл новые земли, куда не вступал еще ни один европеец (районы центральной Сахары, озера Чад и др.). В ноябре 1875 г. Нахтигаль приехал в Каир. В научном отношении Нахтигаль был не очень хорошо подготовлен, но написал 3 тома книги «Сахара и Судан» (1879–1881)[15]. Нахтигаль не только детально записывал свои наблюдения по ходу путешествия, но по мере надобности суммировал все географические данные о стране, ее истории и культуре. В этом он превзошел своих предшественников и встал в ряд с крупнейшими немецкими географами.
В 1882–1884 гг. Нахтигаль — генеральный консул Германской империи в Тунисе. В 1884 году Бисмарк[16] отправил Нахтигаля как имперского комиссара в Западную Африку якобы для заключения торговых соглашений, но фактически для помощи в установлении германского протектората над Тоголендом и Камеруном. Летом 1884 — го Нахтигалем были подняты германские государственные военные флаги на побережье современных Того и Камеруна.
Нахтигаль впервые познакомил Европу с громадным районом африканского континента, в котором сосредотачивались важнейшие торговые пути, ведущие на север — к Средиземному морю, и на юг — к дельте Нигера. Его наблюдения отличала тщательность и точность фиксации. Он же нарисовал яркую и правдивую картину состояния населения Центрального Судана в период, непосредственно перед началом колониального раздела Африки.
Шестилетнее путешествие Нахтигаля по Центральному и Восточному Судану в определенном смысле завершало изучение обширного района, прилегающего к озеру Чад. Эта часть Африки привлекала внимание разных европейских путешественников еще на рубеже XVIII и XIX вв., но и после них оставались необследованными обширные области к северо-востоку от озера и к востоку от него. Такое «белое пятно» на карте Африки и ликвидировал Нахтигаль, который сумел, начав свой маршрут в Триполи, завершить его на берегу Нила.
Время, в которое Нахтигаль оказался в Центральном Судане, нельзя назвать спокойным. Непрерывные военные столкновения между народами, напряженность на западной границе — все это создавало обстановку неуверенности и разрухи. К 70-м гг. XIX в. и Борну, и Вадаи, и Багирми вступили в полосу упадка. Ослабление центральной власти сопровождалось династическими усобицами, в которые охотно вмешивались соседи, поддерживая тех или иных претендентов на верховную власть. К этому добавлялось резко усилившееся давление со стороны арабских племен, численность которых в регионе заметно возросла. От пришельцев плохо приходилось и оседлому населению, и кочевникам — не арабам. Помимо обычных форм эксплуатации кочевниками земледельцев распространение получили и набеги, которые часто были войнами с неверующими.
Нахтигаль проявил живой интерес к истории и природе тех стран, в которых ему удалось побывать. Научную и практическую ценность имели географические и метеорологические результаты его исследований ещё и потому, что Нахтигаль не имел никакой подготовки, за исключением медицинской. Однако целеустремленность, наблюдательность и упорство сделали из него натуралиста. Существенный интерес представляет то, как Нахтигаль оценивал культуру и политический строй тех народов, с которыми ему пришлось иметь дело. Его отношение к тем же борнуанцам отличали и уважение трудолюбия, предприимчивости этих людей, и умение высоко ценить дружественные отношения с ними. В его записках очень редко можно встретиться с тем высокомерно снисходительным взглядом на африканцев, который в то время был характерен для британских современников Нахтигаля (за исключением Ливингстона). И примечательно, что такие редкие примеры почти все относятся к сахарским кочевникам.
Название Чад, как оно звучит у канури, вероятно, означает на диалекте сао «большая вода». На языке же островных жителей озеро называется Кули. Оно лежит примерно на 270 м. выше уровня моря и занимает дно обширной, неглубокой котловины, края которой в разных местах имеют различную высоту и расположены на различных расстояниях от воды, а склоны имеют различную крутизну. Чад имеет форму неправильного треугольника с округленной вершиной, обращенной на северо-северо-запад, и основанием, повернутым на юго-юго-восток. Площадь озера — около 27 тыс. кв. км. Его поверхность далеко не всюду представляет собой открытую воду, а примерно на третью часть состоит из архипелага многочисленных обитаемых островов [9, c. 224]. Чад обладает особенностью, удивительной и необъяснимой: его воды совершенно пресны, тогда как все реки приносят в море соль, а те, что впадают во внутренние озера, постепенно превращают их в соленые. При этом почва всей этой местности богата солью.
В однотомник путевых дневников французского писателя, художника и искусствоведа Эжена Фромантена (1820–1876) вошли две книги — «Одно лето в Сахаре» и «Год в Сахеле». Основной материал для своих книг Фромантен собрал в 1852–1853 гг., когда побывал в тех районах Алжира, которые до него не посещал ни один художник-европеец.
Книга интересна и сама по себе, как путевые заметки, переносящие в Африку, и как «мир глазами художника». Путевые заметки написаны живо, путешествие можно полностью прочувствовать на себе. Автор затрагивает массу вопросов быта, обычаев, условий жизни, климатических элементов, а также вопросов питания и развлечения, о мародерстве французских войск. Фромантен сумел абстрагироваться от оценочных суждений и при этом передать весь колорит африканских странствий.
Критики испытывали затруднения с определением жанра алжирских дневников, отмечая их живописное начало. В тексте дневников нет прямых высказываний на злобу дня, отражения социальной проблематики, этнографические же реалии подчас весьма условны и могут быть вымыслом. Автор придерживается самого бесстрастного подхода к описанию событий. Принимая во внимание своеобразие стиля Фромантена-художника, эмоциональные описания, лирические отступления, сравнения с библейскими мотивами, его заметки можно считать этнографическим очерком в попытке описания быта и обычаев простого народа, а также важным историческим источником для понимания Северной Африки французами [14, c. 357]. Описывая враждебность местного населения ко всем приезжим, Фромантен показывает арабов пострадавшей от вторжения колонизаторов стороной, имеющей право на такую враждебность.
Автор в гуще событий: общается, наблюдает, местами додумывает, придавая художественную форму диалогам, сухим фактам, официальным сводкам. Таким образом, документальное содержание у Фромантена едино с художественным обрамлением повествования. Он, оценивая себя как начинающего писателя, местами иронизирует над другими и над собой, описывая события с долей иронии и оптимизма. Ему не свойственно высокомерие других французских путешественников — литераторов того же времени — Г. Флобера, Т. Готье, А. Дюма, в чьих описаниях путешествий видны по отношению к местным жителям любопытство, сочувствие, насмешки и даже пренебрежение.
Автор сумел представить обобщенный образ действительности. Основа метода Фромантена и в живописи, и в литературе — симпатия к предмету изображения и доскональное его изучение, независимо от того, идет ли речь о пейзаже или о слившихся с этим пейзажем людях. Его проницательность была тесно связана с изначальной доброжелательностью и отсутствием предвзятости по отношению к алжирцам.
Внося в описание путешествия по Африке свое художническое восприятие в тех случаях, когда речь идет о пейзаже, предметах и красках, Фромантен проявляет себя как квалифицированный психолог, когда речь заходит об обычаях, нравах и индивидуальных портретах, описаниях этикета жителей пустыни, национальных танцев, местных блюд, одеяний, взаимосвязей между особенностями общественных отношений, пейзажем и национальным характером.
Писателя особенно восхищает арабское гостеприимство. Он даже склонен идеализировать восточные обычаи как более естественные и человечные по сравнению с западными. Писатель говорит о «библейской» простоте обычаев жителей Сахары. Не без некоторой наивности Фромантен высказывает даже пожелание, чтобы европейцы позаимствовали лучшие из арабских обычаев.
Главное своеобразие и достоинство «Одного лета в Сахаре» в том и состоит, что эта книга была написана живописцем, чей профессиональный взгляд видел тысячи мелочей, на которые, может быть, не обратил бы внимания писатель, не говоря уже о путешественнике-любителе. Благодаря этому запечатленные в книге образы особо рельефны, наполнены красками. В центе внимания Фромантена были познание и попытки понять экзотическую цивилизацию, взаимодействие её культур, психологий, духовных миров, типов поведения, соотнести это с привычными европейцу стандартами. Он одним из первых попытался описать поиски путей взаимопонимания разных народов [14, c. 361].
Мировоззрение Фромантена достаточно демократично и лишено националистических предрассудков: он занимает нейтральную позицию в вопросах колониальной политики своей родины. Стремясь объективно описывать события и факты, он в ряде случаев способен вызвать антиколониалистские чувства у читателя.
«Год в Сахеле», вторая книга путешествий, вышла в 1859 г. В ней описывается северный, приморский Алжир, города Алжир, Блида и их окрестности, природа, быт. Автор не всегда верно подмечает обстоятельства в сравнении жизни Алжира — до и во время колонизации. Так, он пишет, что французские предприниматели от сельского хозяйства лучше обрабатывают землю, чем местные работники. И забывал, а, возможно, и не знал, что начиная с XVII в. сельское хозяйство в Алжире было организовано настолько хорошо, что позволяло не только кормить страну, но и снабжало хлебом Францию. Опять же, автор прав в том, что французы внесли полезный вклад, открыв новые источники воды и применив новые методы обработки земель.
Дави́д Ливингсто́н (1813, Шотландия — 1873, Читамбо, к югу от оз. Бангвеулу[17]) — шотландский миссионер, исследователь Африки, посвятивший этому жизнь. Вошёл в историю как путешественник, открывший миру ряд загадочных прежде мест континента и заполнивший на картах несколько белых пятен. По праву пользовался уважением местного населения и был борцом с работорговлей. Считал торговлю в Африке и приобщение африканцев к цивилизации путём прогресса и культуры, а они оказались для большинства англичан, предпринимателей, торговцев новыми удобными способами наживы. Т. е. деятельность Левингстона, вопреки его убеждениям, способствовала британской экспансии, по его стопам пошли вооруженные отряды настоящих колонизаторов.
Прибыл в Кейптаун в 1841 г. и следующие пятнадцать лет провёл в путешествиях по внутренним районам Южной и Центральной Африки. К лету 1842 г. Ливингстон продвинулся на север вглубь пустыни Калахари дальше, чем кто-либо из европейцев до него, знакомясь с местными языками и обычаями. В 1843 г. основал собственную миссию в Колобенге в Стране бечуанов (Тсвана)[18].
В зарождающихся колониях Британии труд рабов из местного населения составлял основу хозяйствования и приносил солидный доход господам на европейских островах. Что не мешало правительству представить миру отмену рабства как благородное дело человеколюбия. Но Левингстон принимал это за истину и верил в пользу своей миссионерской деятельности. Не будучи профессиональным географом, Левингстон внёс большой вклад в развитие науки. В Англии он стремился в Африку, но его воспоминания омрачали мысли о работорговле. Особый гнев вызывали у него христиане, занятые этим бизнесом: португальцы, французы, которые пополняли запасы рабочей силы колоний «вербовкой добровольных переселенцев из Африки» [9, c. 207].
Ливингстон посвятил Африке бо́льшую часть своей жизни, пройдя преимущественно пешком свыше 50 тыс. км. Он первым решительно выступил в защиту темнокожего населения Африки на столь высоком уровне. Африканцы почитали Ливингстона, однако его жизненная трагедия заключается в том, что открытия великого исследователя были использованы британскими колонизаторами, пытавшимися подчинить Британской колониальной империи сплошные территории от Египта до Южной Африки. Ливингстон был убеждён в великом будущем африканских народов и их возможности полноценной интеграции в мировое сообщество.
В те времена было мало известно об истории культуре народов Центральной Африки, и наблюдения Левингстона казались настоящими откровениями.
В заключительной главе второй книг о своих путешествиях и исследованиях он выступал против всяческих замаскированных попыток относить африканцев к низшей расе: «Африканец — такой же человек, обладающий всеми признаками, свойственными роду людскому. Физически он крепок почти так же, как и европеец, это удивительно выносливая раса». [9, c. 208-209] .
Ливингстон дал название реке Арувими — правому притоку Конго[19]. В честь Давида Ливингстона названы города Ливингстония в Малави и Ливингстон в Замбии, а также водопады в нижнем течении Конго и горы на северо-восточном берегу озера Ньяса[20]. Блантайр, крупнейший город Малави с населением более 600 000 человек, был назван так в честь родного города Ливингстона. Имя английского исследователя Давида Ливингстона останется навсегда в истории примером самоотверженного подвига во имя науки и служения человечеству. «Если мои географические открытия действительно приведут к ликвидации работорговли на восточном побережье Африки , — заключал в конце жизни Д. Левингстон, — то я считал бы это куда большим свершением, чем открытие всех истоков рек, вместе взятых».
Литература:
- 300 путешественников и исследователей. Библиографический словарь. М., 1966. 271 с.
- Барков А. С. Последние дневники Давида Ливингстона по Центральной Африке. Путешествие по реке Замбези. СПб. — М, 1948 г. / Предисловие к: Давид Ливингстон, Путешествия и исследования в Южной Африке с 1840 по 1855 гг.
- Горнунг М. Б., Липец Ю. Г., Олейников И. Н. История открытия и исследования Африки. М., 1973. 454 с.
- Ланге П. В. Континент коротких теней. М., 1990. 285 с.
- Лев Африканский. Африка. Третья часть света. Предисловие Д. И. Ольдерогге Д. И. Л., 1983. 814 с.
- Ливингстон Д . Дневники исследователя Африки. М., 2011. 480 с
- Ливингстон Д. Путешествия и исследования в Южной Африке с 1840 по 1855 г. М., 1955. 392 с.
- Нахтигаль Г. Сахара и Судан: Результаты шестилетнего путешествия по Африке. М., 1987. 312 с.
- Непомнящий Н. Н. Левингстон. Исчезнувший в дебрях Африки. М., 2014. 288 с.
- Подцероб А. Б. Открытия Сахары. //Вестник СПбГУ. Сер. 13, 2009, вып. 2
- Роттштейн Ф. А. Захват и закабаление Египта. М., 1959, 368 с.
- Страны и народы: Научно — популярное географо — этнографическое издание в 20-ти т. Западная и Центральная Африка. М., 1979. 301 с.
- Филимонова Е . Великие первопроходцы. // Загадки истории. 2019. № 31.
- Фромантен Э . Сахара и Сахель. Предисловие В. А. Никитина, послесловие Р. Г. Ланды. М., 1990. 367 с.
- Göttler G. Libyen: Von Leptis Magna Zum Wau an Namus. Leck, 1995.
- Krämer W. Neue Horizonte. Das Zeitalter der Groβen Entdeckungen. Jena; Berlin, 1972.
- Два столетия освоения пустынь. // Geo.ru, на http://www.artkhachik.geo.ru/journalarticle/item/id/564/.
- James Richardson (explorer of the Sahara), on http://en.wikipedia.org/wiki/James_Richardson_(explorer_of_the_Sahara).
[1] Кенийская лётчица британского происхождения, путешественница, автор мемуаров. Стала первым человеком, совершившим одиночный полет над Атлантическим океаном с востока на запад без остановок.
[2] Сахель в переводе означает «берег», «граница» или «побережье».
[3] Тольба — неточный перевод «фульбе» - название племени в Западной Африке на территории Мавритании, Замбии, Сенегала, частично – Судана, на южной окраине Сахары.
[4] Аравийская, Алжирская, Ливийская, Нубийская, пустыня Талак.
[5] Лев Африканский, настоящее имя Аль-Хасан ибн Мухаммед аль-Ваззан (1495 — ок. 1550 гг.) — испанский писатель, учёный, путешественник арабского происхождения, автор одного из первых арабо-еврейско-латинских словарей.
[6] На самом деле так назывался крошечный оазис, затерянный в районе Ин Салаха в Алжире.
[7] Утонул в Нигере в 1805 г
[8] Роттштейн Фёдор Аронович (1871-1953) – российский журналист, политолог. В 1891 г. в возрасте 20 лет эмигрировал из России в Англию и вёл там 30 лет жизнь учёного, журналиста, пропагандиста как член РСДРП. Будучи активным большевиком, принимал участие в английском рабочем движении. Изучая историю международного рабочего движения, издал книгу о Египте.
[9] Первое название Египетского музея древностей. Булак – один из районов Каира.
[10] Исмаил-паша (1830-1895) – правитель Египта 1863-1879 гг. под властью Османской империи, низложен турками. Последние годы его правления были уже временем царствования агентов европейских кредиторов.
[11] Адольф Овервег (1822-1852) - немецкий астроном, геолог, путешественник. В составе миссии он стал первым европейцем, кто совершил путешествие по озеру Чад на лодке.
[12] Генрих Барт (1821- 1865 гг.) - немецкий писатель, путешественник, основоположник классических исследований Судана и пустыни Сахара, автор труда «Странствования по побережьям Средиземного моря».
[13] Племя группы берберов в Алжире, Мали, Нигере и др.
[14] Стали независимыми в 1847 и 1878 гг. соответственно.
[15] Том 3 книги был издан посмертно, в 1889 г.
[16] Бисмарк Отто фон (1815-1898) — немецкий государственный и политический деятель, первый канцлер Германской империи, объединивший Германию.
[17] Ныне — на территории государства Замбия.
[18] Будущий протекторат Бечуаналенд, ныне — государство Ботсвана
[19] Когда достиг этой реки и спросил туземцев, как она называется, а в ответ услышав: «Арувими», что на местном наречии означает «Что он сказал?».
[20] За красоту игры на воде солнечных зайчиков Д. Левингстон назвал озеро Ньяса «озером звёзд».
Похожие статьи
Письменность Древнего Египта
Народы, живущие в речной долине Нила, одними из первых в истории древнейших цивилизаций достигли высокого уровня культуры, овладели силами природы, частично покорив её, и образовали древнейшее в мире государство. Длительное время их история была мало...
Расширение горизонтов знаний о географии ойкумены и увеличение территории Римской империи: причинно-следственная связь
На протяжении всей истории человечества развитие географических знаний и представлений о масштабах пространства нашего дома — планеты Земля — шло в ногу с развитием культуры и течением политических процессов. И во все времена народы динамика цивилиза...
Вера в магию и духов у индейцев Северной Америки
Война была неотъемлемой частью существования индейцев Северной Америки, она пропитывала все стороны их жизни от рождения до смерти, потому как тесно соприкасалась с их мировосприятием. Не изучая военную концепцию североамериканских индейцев, с учётом...
Экзистенциализм: о «процессе по делу обо всей вселенной»
При жизни Кафки немногие его рассказы публиковались в журналах и выходили отдельными изданиями («Наблюдение», 1913; «Приговор» и «Кочегар», 1913; «Превращение», 1916; «Сельский врач», 1919; «Голодарь», 1924). Несмотря на это обстоятельство, он уже в ...
Влияние феодальной раздробленности на культуру древнего Новгорода
Искусство Новгородской республики занимало одно из самых видных мест в культуре средневековой Европы. Великорусское искусство в значительной степени сформировалась в Новгородской земле. Новгородская республика на протяжении длительного времени была с...
Древний Египет как старейший центр астронаблюдений
Тысячи лет назад, когда часть Европы была покрыта ледниками, а часть — труднопроходимыми лесами, где не было ещё ни городов, ни пашен, а редкое население в виде немногочисленных племён ютилось по долинам рек и на морских побережьях, на Востоке и Юге ...
История парфюма, или Парфюм в истории. Часть 1. Эволюция индустрии ароматов как зеркало истории цивилизаций
Сферу деятельности по изготовлению парфюмерной продукции, начиная от замысла аромата и заканчивая выпуском готового товара, можно именовать промышленным производством, но вернее будет назвать особым видом искусства. В этом мире были и есть свои закон...
Культ хлеба как знаковой субстанции русской культуры
Вся история русского народа в мирных занятиях, в сражении с силами природы — это история земледелия. С тех пор, как осознал себя, россиянин был хлебопашцем. «Полянами», т. е. жителями полей называли себя первые славяне, населявшие теперь регионы Укра...
Планеты — гиганты!
Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды — это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вселенная безгранична во времени и п...
Значимость хлопка и хлопковых продуктов во внешней торговле стран Средней Азии до 60-х годов XIX века
В этой статье рассматривается значимость хлопка и хлопковых продуктов во внешней торговле стран Средней Азии в период до 60-х годов XIX века. Даются точные факты и примеры того, как высок был спрос в царской России на узбекские ткани разных видов, и ...
Похожие статьи
Письменность Древнего Египта
Народы, живущие в речной долине Нила, одними из первых в истории древнейших цивилизаций достигли высокого уровня культуры, овладели силами природы, частично покорив её, и образовали древнейшее в мире государство. Длительное время их история была мало...
Расширение горизонтов знаний о географии ойкумены и увеличение территории Римской империи: причинно-следственная связь
На протяжении всей истории человечества развитие географических знаний и представлений о масштабах пространства нашего дома — планеты Земля — шло в ногу с развитием культуры и течением политических процессов. И во все времена народы динамика цивилиза...
Вера в магию и духов у индейцев Северной Америки
Война была неотъемлемой частью существования индейцев Северной Америки, она пропитывала все стороны их жизни от рождения до смерти, потому как тесно соприкасалась с их мировосприятием. Не изучая военную концепцию североамериканских индейцев, с учётом...
Экзистенциализм: о «процессе по делу обо всей вселенной»
При жизни Кафки немногие его рассказы публиковались в журналах и выходили отдельными изданиями («Наблюдение», 1913; «Приговор» и «Кочегар», 1913; «Превращение», 1916; «Сельский врач», 1919; «Голодарь», 1924). Несмотря на это обстоятельство, он уже в ...
Влияние феодальной раздробленности на культуру древнего Новгорода
Искусство Новгородской республики занимало одно из самых видных мест в культуре средневековой Европы. Великорусское искусство в значительной степени сформировалась в Новгородской земле. Новгородская республика на протяжении длительного времени была с...
Древний Египет как старейший центр астронаблюдений
Тысячи лет назад, когда часть Европы была покрыта ледниками, а часть — труднопроходимыми лесами, где не было ещё ни городов, ни пашен, а редкое население в виде немногочисленных племён ютилось по долинам рек и на морских побережьях, на Востоке и Юге ...
История парфюма, или Парфюм в истории. Часть 1. Эволюция индустрии ароматов как зеркало истории цивилизаций
Сферу деятельности по изготовлению парфюмерной продукции, начиная от замысла аромата и заканчивая выпуском готового товара, можно именовать промышленным производством, но вернее будет назвать особым видом искусства. В этом мире были и есть свои закон...
Культ хлеба как знаковой субстанции русской культуры
Вся история русского народа в мирных занятиях, в сражении с силами природы — это история земледелия. С тех пор, как осознал себя, россиянин был хлебопашцем. «Полянами», т. е. жителями полей называли себя первые славяне, населявшие теперь регионы Укра...
Планеты — гиганты!
Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса, так как все неведомое, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Солнце, Луна, звезды — это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вселенная безгранична во времени и п...
Значимость хлопка и хлопковых продуктов во внешней торговле стран Средней Азии до 60-х годов XIX века
В этой статье рассматривается значимость хлопка и хлопковых продуктов во внешней торговле стран Средней Азии в период до 60-х годов XIX века. Даются точные факты и примеры того, как высок был спрос в царской России на узбекские ткани разных видов, и ...