Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Применение игровых технологий в процессе обучения биологии в условиях средней общеобразовательной школы как средство формирования учебной мотивации

24. Педагогика
5
Поделиться
Аннотация
В статье описана сущность использования всего разнообразия игр в учебной и воспитательной работе, который повышает мотивацию учащихся в изучении биологии. Игра рассматривается как форма, средство и метод формирования мотивации.
Библиографическое описание
Хусаинова, И. Р. Применение игровых технологий в процессе обучения биологии в условиях средней общеобразовательной школы как средство формирования учебной мотивации / И. Р. Хусаинова, Д. М. Шагабиева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LII Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/474/17615.


В статье описана сущность использования всего разнообразия игр в учебной и воспитательной работе, который повышает мотивацию учащихся в изучении биологии. Игра рассматривается как форма, средство и метод формирования мотивации.

Ключевые слова: игровые технологии, мотивация, подвижные игры, дидактические игры, компьютерные игры, имитационные игры.

Цель: повысить мотивацию школьников к изучению биологии через вовлечение учащихся в игровую деятельность.

Многие русские писатели и психологи писали об игре как о средстве воспитания. К. Ушинский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. И. Божович, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и другие считали, что игра — это не развлечение, а одно из серьезных средств воспитательного воздействия на детей.

Наверное, каждый знает популярную поговорку: «Вы можете привести лошадь к водопою, но вы не можете заставить ее пить». Эти слова приходят нам на ум, когда мы сталкиваемся с проблемой различного отношения обучающихся к изучению определенного предмета, в нашем случае — к изучению биологии.

Для кого-то процесс изучения биологии является неотъемлемым, необходимым, важным, значимым, у него есть мотивация изучать этот предмет. Стоит отметить, что мотивы могут быть разными: самореализация, мотивация к высоким достижениям, решительность, избегание неудач и поражений; но для некоторых биология — это тяжелое бремя, которое он должен нести, и он не скрывает своей скуки, зевает и просто ждет окончания урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и, честно говоря, часто намеревается обвинить ученика в плохом поведении или неспособности изучать биологию. Но эта ситуация может восприниматься критически настроенным учителем совершенно по-другому: для него это знак, когда он задается вопросом: «Эффективны и действенны ли методы и подходы учителя, а также соответствуют ли они потребностям учащихся?".

Излишне говорить, что умение мотивировать учеников является ключевым навыком учителя. Что такое мотивация? Мотивация — стимул к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека к активному удовлетворению своих потребностей. Мотив — это то, что побуждает человека к действию.

Формирование мотивации к обучению — это решение проблем личностного развития и воспитания. Изменения в мотивации происходят быстро. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, ходили в школу с интересом и желанием. Родители учеников тоже заинтересованы в этом. Но иногда учителям и родителям приходится с сожалением говорить: «Он не хочет учиться», «Он мог бы хорошо учиться, но у него нет желания». В этих случаях мы сталкиваемся с тем фактом, что у учащегося нет потребности в знаниях и он не заинтересован в обучении. Учителя знают, что ученика нельзя успешно обучать, если он относится к обучению и знаниям равнодушно, без интереса и не осознавая этого.

В современной практике и работе различают творческие игры и игры с правилами. Игры с правилами имеют предварительно разработанный контент с заранее заданной последовательностью действий. Их можно разделить по методу и типу проведения.

Дидактическая игра должна давать полезные упражнения для умственного развития детей и их воспитания. Должна быть увлекательная задача, решение которой требует умственных усилий и преодоления трудностей. Обучение в игре должно сочетаться с развлечениями, шутками и юмором. Пословицы и поговорки можно использовать для создания дидактических игр экологического характера.

Викторины — самый распространенный и популярный вид игр в школе. Анкеты создаются по принципу «вопрос-ответ» и на сегодняшний день имеют различные формы.

Ролевые игры — это действия, в которых обучающиеся берут на себя роли (функции) и воспроизводят в специально созданных игровых условиях действия взрослых и отношения между ними. Ученик действует от имени домашнего лица: общественного или политического деятеля, ученого, администратора, судьи или технического специалиста. В ходе игры, отвечая на вопрос о текущей ситуации, учащийся выбирает наиболее убедительные факты и явления. Учителя рекомендуют при выборе темы исходить из реального события в жизни.

Деловые игры — это метод моделирования управленческих решений в различных производственных ситуациях в процессе игры по заранее определенным правилам. Деловые игры предполагают четкое объяснение схемы игры, механизма взаимодействия участников, правил поведения, а также учет не только уровня подготовки участников игры, но и их психологических особенностей.

В последнее время имитационные игры вызывают особый интерес у учителей. Они позволяют моделировать и воспроизводить различные явления, процессы и даже исторический опыт. В динамичной игровой форме можно определить долгосрочные последствия как естественной, так и человеческой деятельности. Игра-имитация позволяет одновременно охватить процессы, происходящие в природе на протяжении десятилетий, «сжать» их в масштабе игрового времени и получить очень полную картину возможных природных и социальных процессов. Как правило, эти игры начинаются с создания условной ситуации. Затем учитель предлагает изменить некоторые параметры этой модели и дает участникам возможность действовать и принимать альтернативные решения.

Компьютерная игра. Учебные программы можно разделить на следующие группы: демонстрационные и имитационные программы. Компьютерное приложение позволяет учителю моделировать сложные биологические, химические, экологические и социологические процессы и выделять их основные моменты.

Практика в современной школе богата множеством ярких форм групповой деятельности. Им не требуется долгосрочное обучение, их организованность очень проста и могут быть эффективно использованы в экологическом образовании.

Использование всевозможных игр в воспитательной работе повышает усвоение знаний и способствует повышению мотивации в целом. Однако следует помнить, что не существует универсальной игры, подходящей для всех учащихся. Одна и та же игра проходит по-разному в разных классах. Необходимо адаптировать его к конкретным условиям мероприятия.

Современная система образования предоставляет учителям возможность выбирать из множества инновационных методов свои собственные, смотреть на знакомые вещи и собственный опыт, представлять эффективную информационную культуру знаний и использовать дополнительные источники информации. Возможно, многие учителя имеют в своем арсенале аналогичные предпочтительные формы обучения, но урок никогда не может быть проведен одинаково.

Важным условием успешного развития творческого мышления учащихся является наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность в классе направлена в первую очередь на развитие интеллектуальных способностей учащихся: способности анализировать, синтезировать, находить причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы и т. д.

На уроках биологии важно создать атмосферу интереса к знаниям, желания искать, исследовать, творить и развивать изобретательность. Следовательно, необходимо искать различные способы и методы для поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде познавательной деятельности в любом направлении.

Литература:

  1. Барышникова, Г. Б. Содержание и создание игровых занятий по школьников // Воспитательная работа в школе. — 2012. — № 1. — с. 58.
  2. Бобылева Л. Д., Бобылева О. В. Природа дарит нам здоровье // Начальная школа. — 2014. — № 5. — с. 83–88.
  3. Николаева С. Н. Теория и методика преподавания биологии образования детей: учеб. пособие / С. Н. Николаева. — М.: «Академия», 2012. — 336 с.
  4. Разанен, А. Е. Юные защитники земли: Игровая программа, посвященная сохранению природных богатств нашей планеты // Читаем, учимся, играем. — 2011. — № 4. — с. 68.
  5. Экологическое образование и воспитание детей / М.: ООО «Новое образование», 2010. — 120 с. (Серия «Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей»).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный