В статье исследуются вопросы возможности восстановления водных путей сообщения на трансграничной реке Селенга. Анализируется вопрос спроса туристского направления между двумя странами: Российской Федерацией и Монголией.
Ключевые слова: дноуглубление, водные пути сообщения, русловые процессы, транспортная безопасность, анализ русловых переформирований, транспортная инфраструктура, наносы, затопление, подтопление, транспортный флот.
В последнее время, в связи с изменившейся геополитической обстановкой в мире, произошло перераспределение интересов различных сфер в области экономики, бизнеса, в том числе, и туризма. Повысился спрос на внутренний туризм в РФ, а также спрос туристов Азиатских стран на отдых внутри нашей страны. Одним из наиболее привлекательных с точки зрения регионов и достопримечательностей мест, является озеро Байкал. Его уникальные особенности, чистота и красота, всегда привлекали туристов со всего мира. В настоящее время природные особенности озера Байкал выглядят особенно выгодно, в том числе, и в географическом смысле, особенно, для туристов Евро-азиатского альянса. По словам Е. Сливиной, руководителя регионального агентства по туризму Иркутской области [1], с начала 2021 года Иркутскую область посетили 1,1 млн туристов. Туристический поток увеличивается. По данным агентства по туризму Иркутской области [2]: [этот показатель практически сопоставим с допандемийным уровнем. Так, в 2019 году на конец сентября Иркутская область приняла 1 278 000 туристов, в том числе 326,8 тысячи гостей из-за границы. В 2020-м, в разгар пандемии, с начала года по сентябрь включительно, регион посетили 663,7 тысячи человек]. А уже в 2021 году туристский поток начал набирать обороты, вырос и продолжает расти, [чему способствуют подготовленные и воплощаемые предложения в разделе «Туризм» Стратегии социально-экономического развития Иркутской области до 2036 года]. Cогласно данной Стратегии, на ближайшие 5 лет сформированы основные приоритетные направления в развитии организованного туризма и. как следствие данного увеличения, сокращение экологической нагрузки от данной сферы. Главной целью в ближайшей перспективе видится повышение туристско-экскурсионного потока в Забайкальский край и Иркутскую область [к концу 2024 года до 3,3 миллиона человек. На сегодняшний день среди иностранцев, посещающих Байкальский регион, доминируют жители Китая. В последние 2 года каждый второй иностранный турист был китайцем. Туристов из США было около 18 %, Германии — 16 %, Японии — 5 %. Каждый год российских туристов становится больше примерно на 15 %, иностранных туристов — на 6 %. По прогнозам специалистов Россию к 2030 году будут посещать около 20 млн азиатских туристов, и более 10 % захотят посетить именно Байкал] [2].
Успешному развитию туризма способствует выгодное географическое расположение региона, который находится на пересечении транспортных потоков из Европы и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, уникальность озера Байкал, глубина и самобытность культурно исторического потенциала региона и прочее.
С целью развития содействия участию российских туристов, различные сферы туристических объединений в международных программах, совместно с Федеральным агентством по туризму прорабатывают вопросы о проведении различных мероприятий, форумов, фестивалей и других мероприятий, в том числе, в городе Иркутске регулярно проводятся различные совещания администраций государств РФ, КНР и Монголии о реализации международного туристского проекта «Великий чайный путь». Рассматривается вопрос перспективного развития реализации проектов трансграничных туристических маршрутов («Великий Чайный путь», «Треугольник великих озер», «Байкал — Хубсугул»).
Следует отметить, что повысить темп развития туристического направления на озеро Байкал, можно и за счет таких факторов, которые сдерживают его в данный момент, например, недостаточно развитая инфраструктура. Для привлечения туристического потока, в том числе водным транспортом, повышения пассажирских перевозок водным транспортом на Байкале необходимо рассматривать вопросы комплексно: развивать, реконструировать и строить порты, причалы и прочие ГТС. Другой проблемой можно обозначить острый дефицит современных туристских судов в том числе суден на воздушной подушке, круизных теплоходов, и высокую степень износа использующихся транспортных средств.
Река Селенга, впадающая в озеро Байкал, является основной транспортной артерией для поступления водной массы в озеро, играет исключительно важную роль в водоснабжении озера: ее сток ежегодно приносит до половины ежегодного притока воды в уникальное озеро Байкал. Река протекает по территории двух государств: Монголии и Российской Федерации, по оценкам специалистов обладает большим гидроэнергетическим потенциалом, имея в своем бассейне развитую речную сеть, включающую более 30 притоков.
Имея свойственный рекам данного региона дальневосточный тип питания, на реке Селенга в зимнее время наблюдается межень, в весенний период -небольшое половодье, а в летний период за счет обильного дождевого питания резко увеличивается водность. Именно во время летнего периода с циклическими подъемами уровней воды происходят регулярные затопления и подтопления прилегающей к бассейну реки Селенга территории. Эти наблюдения ведутся уже более 150 лет и зафиксированы в литературных источниках, начиная с 1785 г. [3]. В последние десятилетия, если быть точнее, то порядка 60 лет, частота негативных проявлений разлива вод увеличилась. Здесь мы наблюдаем как непродолжительные выходы воды на пойму, свойственные данному гидрологическому типу питания рек, но и катастрофические наводнения и подтопления, в том числе, жилых территорий, приносящими огромный урон как местным жителям, так и муниципалитету. В том числе, опираясь на [4] установлено, что: [… негативному воздействию вод подвержены территории населенных пунктов площадью более 5,0 тыс. га, на которых проживает около 40 тыс. человек. Только прямые ущербы для Республики Бурятия оцениваются в сумму около 37 млрд руб. (в ценах 2008 г.)].
Частота и увеличение разлива и негативного воздействия вод связана с изменением гидрологического и гидроморфологического режимов реки Селенга. В XX веке река Селенга являлась судоходной и, соответственно, в ее русле регулярно проводились путевые работы, в частности, дноуглубительные и дноочистительные. К сожалению, в настоящее время судоходство по реке Селенга практически не осуществляется.
С точки зрения развития туризма и экотуризма, одним из основных направлений следует рассматривать восстановление водных путей сообщения по реке Селенга, являющейся трансграничной рекой, соединяющей два государства-Российскую Федерацию и Монголию. Совместное использование водного пространства реки позволит обеспечить судоходство, восстановит гидрологию и нарушенные повышенной заносимостью экосистемы бассейна реки Селенга. В связи с тем, что река Селенга несет в себе не только жидкий, но и твердый сток, происходит регулярное, стабильное увеличение количества наносов русла реки и выноса твердых частиц к дельте и, непосредственно, в само озеро Байкал. Вынос наносов в озеро влечет за собой негативные факторы и с точки зрения экологического баланса, и с точки зрения химического и биологического состояния воды озера Байкал.
За счет проведения путевых работ по расчистке русла реки, произойдет уменьшение поступления твердого стока и в озеро Байкал, что на данном этапе является так же существенной проблемой. Так же за счет восстановления регулярных работ по расчистке русла реки и восстановления гарантированных габаритов судового хода, произойдет и снижение техногенной нагрузки на прилежащие территории, в том числе, от негативного воздействия разлива паводковых вод.
Стоит так же отметить, что по статистики, водный транспорт является наиболее безопасным и эффективным. При аналитическом исследовании видно, что обслуживание водных путей сообщения обходится дешевле других видов транспорта, в первую очередь авиа, железнодорожного и авто, а пропускная способность выше отдельных видов транспорта. Недостатком, конечно, является сезонность перевозок, но несомненным достоинством является и перевозка негабаритных грузов.
Речной транспорт, обладая рядом преимуществ по сравнению с другими видами транспорта, является важным звеном в сети транспортных коммуникаций России и трансграничных территорий. Обеспечение безопасного судоходства возможно только при регулярном проведении путевых работ [5] в первую очередь, дноуглубительных. Предлагается рассмотреть модель разработки внутренних водных путей (дноуглубление, обеспечение гарантированных габаритов пути) на реке Селенга по ряду причин [3]:
— До середины 60-х гг. функционировало транспортное сообщение по водным путям между Монголией и Россией
— Вызовы современной экономики диктуют свои правила на переориентацию рынков сбыта на Азию
— Транспортировка грузов по водным путям считаются самими не затратными и безопасными. Позволяют перевозить любой негабарит
— С развитием данного сообщения будут развиваться другие отрасли экономики наших стран
На протяжении российско-монгольской границы, протяженность которой составляет более 3 тысяч километров, располагается несколько наземных международных и двусторонних трансграничных переходов. Между странами России и Монголии неуклонно растет туристический пассажиропоток, но маршруты проходят по следующим международным трансграничным переходам:
— Ташанта- Цаганнур (автомобильный)
— Кяхта-Алтанбулаг (автомобильный)
— Наушки-Сухэ-Батор (железнодорожный).
Водных путей сообщения на данный момент времени не существует. Однако ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского района внутренних водных путей» уже в навигацию 2021 и 2022 года запанировало частичную разработку судового хода реки Селенга. Для грамотного выбора выправительной трассы судового хода, отвечающего безопасности судоходства, необходимо выполнение проекта, который должен учитывать технико-экономические показатели привлекаемого пассажиропотока, в том числе, на трансграничной территории бассейна реки Селенга. При нынешних условиях современной реалии, когда практически не используются старые суда, имеющие большой процент износа, а строительство нового современного флота еще не нарастило обороты, специалистами разработаны некоторые предложения по осуществлению перевозок судов транспортного флота с малой осадкой.
Принимая во внимание такие факторы, как: возрастающий спрос туристского направления к озеру Байкал; востребованность грузовых перевозок данного направления; необходимость снижения техногенной нагрузки на Забайкальский край во время подтопления и затопления пойменных территорий (за счет проведения дноуглубительных и дноочистительных работ русла реки Селенга) рекомендуется рассмотреть вопрос о проектировании судового хода и мероприятиям по его содеражанию с целью восстановления судоходства на трансграничной реке Селенга.
Выводы:
Переход реки Селенга в разряд судоходных и активно эксплуатируемых рек повлекут за собой ряд положительных моментов:
- Река будет отнесена к более высокой категории внутренних водных путей, что позволит получить финансирование на дноуглубительные эксплуатационные затраты;
- Будет восстановлен гидрологический режим, тем самым снизится риск создания чрезвычайной ситуации- затопления
- Туристический пассажиропоток между странами повысит экономическую составляющую региона
- Использование водного транспорта и развитие инфраструктуры уменьшит нагрузку на автомобильный транспорт, что повлечет за собой и повышение экологической безопасности, очень важной для Забайкальского края.
Литература:
- https://irkobl.ru/news/1305872/
- Развитие водных путей сообщения на трансграничной территории р.Селенга. Т. В. Пилипенко, Д. Е. Ревазов https://www.researchgate.net/publication/359317727_Development_of_Waterways_in_the_Trans-Boundary_Territory_of_the_Selenga_River
- Развитие туризма в регионе Байкал. Т. В. Бедяева М. Д. Макарова, ОТЧЕТ агентства по туризму Иркутской области,2021 г
- Ресурсы поверхностных вод СССР. Т. 16. Вып. 3. Бассейн оз. Байкал (Забайкалье) / под ред. М. Г. Васьковского. Л.: Гидрометеоиздат, 1973. 400 с.
- Е. Ж. Гармаев, Т. А. Борисова Опыт разработки программы по снижению негативного воздействия вод в бассейне реки Селенги, Водное хозяйство России № 2, 2016 г.
- Гармаев Е. Ж. Водные ресурсы рек бассейна озера Байкал: основы их использования и охраны = Water resources of the rivers of the lake Baikal basin: basics of their use and protection / Е. Ж. Гармаев, А. В. Христофоров; отв. ред. А. К. Тулохонов; [Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Байкал. ин-т природопользования и др. — Новосибирск: Гео, 2010. — 227 c. — ISBN 978–5-904682–15–6 (в пер.).