Текущая ситуация в стране и мире позволяет говорить о возможности составления завещания в чрезвычайных обстоятельствах с использованием технических средств. Их применение не только позволит определить содержание распоряжения наследодателя на случай смерти, но и установить его личность.
Ключевые слова: завещание, форма завещания, чрезвычайные обстоятельства, простая письменная форма, специальная военная операция, технические средства.
Быстрый рост и развитие современной экономики, информационные технологии в общественной жизни и цифровизация многих направлений деятельности сочетаются в текущее время с ростом числа террористических актов, ухудшением криминогенной обстановки в целом, возникновением глобальных чрезвычайных обстоятельств, коими являются как природные и техногенные катастрофы, так и масштабные эпидемии. Все указанные обстоятельства заставляют граждан все чаще задумываться о возможности распорядиться судьбой своего имущества, в том числе, и на случай смерти.
Одним из базовых правовых институтов современной России является наследование по завещанию. На протяжении многих столетий институт завещания сохраняет свою значимость и актуальность и остается одним из фундаментальных в российском наследственном праве.
Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) отдает приоритет именно наследованию по завещанию, что подтверждается структурой V раздела части третьей.
Важную роль в жизнях людей играет именно завещание, поскольку оставаться безразличными к судьбе своего имущества они не могут и не должны. Завещание — это личное распоряжение гражданина принадлежащим ему имуществом на случай смерти, сделанное в предусмотренной законом форме.
Для того чтобы избежать ситуации, в которой завещание будет признано недействительным, необходимо соблюдать установленные законодательством требования к форме завещания.
Исходя из определения, форма завещания — это установленный законом метод фиксации последней воли наследодателя. Общие требования, касающиеся формы завещания, закреплены в ст. 1124 ГК РФ: письменная форма и удостоверение нотариусом либо иным лицом, наделенным такими полномочиями в соответствии с законом [6].
В Российской Федерации на сегодняшний день существуют несколько видов завещательных распоряжений.
К данным видам относятся: нотариально заверенное завещание; завещания, которые приравнены к нотариально заверенным; завещательное распоряжение в отношении денежных средств, находящихся в банках; завещание, совершенное в чрезвычайной ситуации. Каждому из вышеперечисленных видов завещательных распоряжений посвящена отдельная статья ГК РФ.
Далее рассмотрим один из особых видов завещательных распоряжений для отечественной правовой системы, простую письменную форму завещания, составленного в чрезвычайных обстоятельствах.
В России изложение завещания в простой письменной форме допускается лишь в одном случае — в случае, если гражданин находится в обстоятельствах, явно угрожающих его жизни и здоровью и в силу сложившихся чрезвычайных обстоятельств лишен возможности совершить завещание в надлежащей форме (ст. 1129 ГК РФ).
Существует ряд требований к такому завещанию: во-первых, оно должно быть написано собственноручно завещателем, во-вторых, обязательным условие является то, что при его написании должны присутствовать двое свидетелей, что выступает гарантией действительности такого завещания.
Вопрос определения чрезвычайных обстоятельств, при которых может быть составлено такое завещание, является ключевым, поскольку они обуславливают те условия, в которых такое завещание является действительным. Перечень чрезвычайных обстоятельств нормами права не определен. Суд в каждом конкретном случае определяет наличие таких обстоятельств.
Обратимся к судебной практике. Санкт-Петербургский городской суд в Апелляционном определении определяет чрезвычайные обстоятельства следующим образом: «Само понятие «чрезвычайный» отражает такие специфические качества, которые не должны были проявляться в повседневной устойчивой обстановке. Момент возникновения чрезвычайного явления зависит от степени его воздействия на определенную систему общественной жизни» [3].
Нижегородский областной суд дает более детальное толкование чрезвычайных обстоятельств: «это могут быть внешние факторы, когда человек оказывается отрезанным от внешнего мира либо иным образом угроза жизни исходит извне, в других случаях — это может быть тяжкое заболевание либо травма как результат несчастного случая, аварии, преступного посягательства и т. д». [8].
Полагаем, что четкий перечень таких обстоятельств не может быть законодательно определен, поэтому в каждом конкретном случае наличие чрезвычайных обстоятельств должно устанавливаться с учетом реальной угрозы жизни, наличия возможности пригласить нотариуса.
В настоящее время завещательные распоряжения в чрезвычайных обстоятельствах приобретают особое значение, так как в условиях специальной военной операции, когда военнослужащие находятся в отрыве от своих подразделений, выполняют боевые задачи с риском для жизни, не имеют возможности получить квалифицированную юридическую помощь и в традиционном порядке реализовать активную завещательную правоспособность.
Законодательство Российской Федерации предусматривает участие военнослужащих в боевых действиях, выполнении задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженных конфликтов, а также участие в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности либо пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации, в проведении контртеррористических операций на ее территории, участие их в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, осуществляемых без введения чрезвычайного положения, т. е. в условиях, когда их жизнь подвергается непосредственной опасности, что, в свою очередь, означает, что военнослужащие находятся в особых (исключительных) условиях исполнения обязанностей военной службы.
В связи с отсутствием в законодательстве официально закрепленного понятия «Специальная военная операция» (СВО) возникает вопрос о наличии чрезвычайных обстоятельств при ее проведении.
Министерство обороны Российской Федерации конкретизирует это понятие и определяет термин «специальная операция» следующим образом: «Специальные операции войск (сил) — совокупность согласованных по целям, задачам, месту и времени специальных действий войск (сил), проводимых по единому замыслу и плану для достижения определенных целей».
Министерство обороны РФ в своей формулировке склоняется ближе к понятию «военная операция», а не к понятию «война». Большое отличие от понятия войны, в специальной операции Вооруженных Сил РФ просматривается цель — поражение только военных объектов противника, а для мирных жителей создание коридоров выхода из зоны боевых действий и оказание гуманитарной помощи. Следовательно, военная операция — это оперативные военные действия (удары, маневры, сражения), которые имеют единый замысел и проводятся в конкретный период времени. Это форма ведения военных действий, более локальное понятие, чем война.
Однако, все эти термины и раскрытие понятий СВО не имеют четкой правовой регламентации и вызывают ряд вопросов.
Следует полагать, что действия в ходе СВО отвечают всем признакам чрезвычайности и при составлении завещания в такой ситуация следует говорить о его составлении в чрезвычайных обстоятельствах.
Действительность завещаний, совершенных в чрезвычайных обстоятельствах, ставится законом в зависимость от соблюдения при его совершении ряда обязательных условий.
В случае совершения завещания в простой письменной форме порядок не будет считаться соблюденным, если завещательное распоряжение сделано без участия двух свидетелей. Их присутствие обеспечивает доказательность и достоверность изложенных в завещании распоряжений, а показания, данные ими в суде, будут подтверждать содержание посмертного распоряжения. Отсутствие подписей свидетелей на завещании, совершенном в чрезвычайных обстоятельствах, не порочат сделку в соответствии с п. 3 статьи 1131 ГК РФ, если несущественные нарушения порядка составления, подписания завещания не препятствуют пониманию судом волеизъявления завещателя.
Обязательное присутствие свидетелей при составлении олографического завещания в условиях военных действий может быть затруднительно, поскольку не исключается факт их гибели или полного отсутствия рядом с завещателем, что делает невозможным совершение завещания в исследуемой форме.
Также хочется отметить проблему отсутствия в законе нормы предусматривающей возможность подписания завещания, совершаемого в чрезвычайных обстоятельствах, рукоприкладчиком, когда наследодатель в силу полученных ранений не способен самостоятельно составить и подписать завещание Отсутствие в законе нормы, предусматривающей данные обстоятельства вообще лишает военнослужащего возможности распорядиться своим имуществом на случай смерти, поскольку в силу закона завещание, написанное в чрезвычайных обстоятельствах со слов завещателя другим лицом, а затем подписанное завещателем, влечет абсолютную недействительность сделанного распоряжения.
Законодательство не допускает использование электронных, технических записывающие устройства (мобильные устройства, диктофоны, видеокамеры и т. д.), имеющиеся у всего населения. Возможно было бы предусмотреть запись последней воли завещателя с помощью аудио или видеоаппаратуры, что наиболее актуально в наше время. При этом подобный подход позволил бы суду четко определить допустимость таких доказательств, как: аудиозавещание, видеозавещание и завещание в электронной форме и их достоверность в каждом конкретном случае.
Д. Н. Гук отмечает, что в реальной жизни в случае нахождения военнослужащего в плену вряд ли ему предоставят лист бумаги и ручку, чтобы написать завещание. Нигде законодательно не конкретизируется, на котором должно быть совершено завещание. Исходя из этого можно сделать вывод, что завещание может быть написано на куске материи или коры дерева и т. д. [7].
Полагаем, что в современном информационном развитии нашего общества все эти факты должны подтолкнуть законодателя сделать важный шаг к необходимости детальной проработки формы завещания в чрезвычайных обстоятельствах, а конкретно в условиях СВО.
В связи с этим довольно интересным является вопрос об оформления таких сделок посредством использования аудио и видео средств, в том числе и в электронном виде. Изложение распоряжений на случай смерти перед записывающим устройством, в частности в форме видео-завещания, является, по сути, устной формой сделки, а сама видеозапись — только доказательством ее изложения.
Возможность регламентации данной формы распоряжений на случай смерти никогда не рассматривались юрисдикциями в качестве действительного завещания. В связи с этим применение видео завещаний кажется актуальным, современным и может иметь доказательственное значение. При этом, следует отметить, что данная форма не только позволит определять распоряжение наследодателя на случай смерти, но и устанавливать его личность.
Однако на основании этого могут возникнуть определенные проблемы в связи с возможными злоупотреблениями со стороны третьих лиц в процессе оформления таких завещаний. По нашему мнению, данные проблемы могут решаться посредством назначения экспертизы.
Таким образом, текущая ситуация в стране и за ее пределами, наглядно демонстрирует, что пришло время разработать и законодательно закрепить возможность использования технических средств и информационных технологий при составлении завещания в чрезвычайных обстоятельствах. Кроме этого, записывающие технические устройства могут не только точно отразить распоряжение завещателя, но и идентифицировать его личность и условия, в которых данная запись была совершена.
Литература:
- Паничкин, В. Б. Различие завещания в российском и англо-американском праве и их правовая природа / В. Б. Паничкин. — Текст: непосредственный // Нотариус. — 2017. — № 2. –С. 45.
- Барков, Р. А. Эволюция основных положений о завещании: общие тенденции и перспективы их унификации на постсоветском пространстве / Р. А. Барков, О. Е. Блинков. — Текст: непосредственный // Наследственное право. — 2013. — № 4. — С.41.
- Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 03.04.2019 № 33–6952/2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: [Консультант Плюс].
- Титов, В. В. Совершение военнослужащими завещаний в чрезвычайных обстоятельствах / В. В. Титов. — Текст: непосредственный // Право в Вооруженных Силах. — 2018. — № 2. Ст. 26.
- Елькина, О. О. К вопросу о нетипичных формах составления завещания / О. О. Елькина // Аллея науки. — 2020. — № 1 (40). — С. 547–550.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, № 49, Ст. 4552.
- Гук, Д. Н. Завещание в чрезвычайных обстоятельствах / Д. Н. Гук. — Текст: непосредственный // Право в Вооруженных Силах. — 2007. — № 8.
- Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 22.11.2016 по делу № 33–14241/2016 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: [Консультант Плюс].

