В статье автор раскрывает суть системного подхода в управлении образовательным процессом, основываясь на аспектах государственной политики в вопросах совершенствования системы образования.
Ключевые слова: системный подход, качество, образовательный процесс
Система образования в Российской Федерации постоянно находится в развитии, и актуальными становятся факторы, определяющие новые требования к качеству образовательного процесса в образовательных учреждениях.
Стратегические ориентиры государственной политики в вопросах совершенствования системы образования определены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Приоритетной ее задачей выступает обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей обучающихся в соответствии потребностям личности, общества и государства, безопасности образовательного процесса и обеспечении здоровья детей при постоянном развитии профессионального потенциала педагогических работников [1].
Перечисленные аспекты приоритетных задач позволяют сформировать систему управления качеством образовательного процесса в образовательных учреждениях на основе системного подхода.
Применение системного подхода в управлении образовательным процессом рассматривали ряд ученых: В. И. Байденко, М. Г. Рогов, В. П. Сухов и др. [2]. В их трудах система была представлена в целом, как совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, взаимодействие которых приводит к единому целому, обладающему свойством эмерджентности.
На основе системного подхода модель системы управления образовательным процессом включает в себя следующие системные элементы: формулировка цели, разработка задач по ее достижению, методы и технологии обучения, субъект управления (управляющая подсистема), объект управления (управляемая подсистема) и управленческие действия (функции). В системе управления субъект управления целенаправленно воздействует на объект управления с целью перехода его из исходного состояния в желаемый результат. Состояние объекта управления описывается конкретным набором измеряемых характеристик (показателей), и задача управления может быть описана через изменение состояний объекта — значений этих показателей или формирование у объекта управления новых характеристик (придание ему новых качественных свойств). При этом даже если начальное и конечное состояние объекта совпадают, это можно рассматривать как частный случай управления, имеющий целью поддержание стабильного состояния объекта.
На основе вышеизложенного материала, в модели системы управления качеством образовательного процесса в общеобразовательной школе в качестве объекта управления выступает качество образовательного процесса, который описывается некоторой совокупностью свойств (характеристик), определяющих его состояние (начальное, конечное, промежуточное). Для перевода образовательного процесса из одного состояния в другое, субъект управления реализует управленческий процесс как способ выполнения определенных функций: планирование, организация и контроля учебного и воспитательного процесса на основе мотивации труда педагогических работников и учащихся.
Система управления качеством образовательного процесса включает в себя управленческие функции, об этом свидетельствуют результаты научных исследований ученых Т. Ю. Базарова, В. В. Лукашевич, М. М. Поташника, Т. А. Салимовой, П. И. Третьякова [2]. Суть их заключается в следующем: функция «планирование» определяет цели, средства и критерии их достижения; функция «организация» формирует и совершенствует взаимодействие между управляющей и управляемой системами для реализации планов, определяет уровень ответственности и полномочий. Функция «мотивация» создает социально-психологическую среду деятельности педагогов и учащихся на основе разработки мероприятий по стимулированию и их реализации. Значение функции «руководство» заключается в постановке задач подчиненным и оценка их работы, анализ состояния коллектива, принятие решений о поощрении и наказании. Контроль, являясь заключительной функцией управленческого процесса по достижению уровня качества образовательного процесса, осуществляет сбор информации о процессе выполнения намеченных планов на основе мониторинга, т. е. постоянное слежение за результатом достижения целей образования, на основе сравнительного анализа планируемых и фактически полученных результатов качества образовательного процесса.
Следовательно, с позиции системного подхода, важнейшими принципами, характеристиками и условиями управления образовательным процессом как системы являются иерархичность, структурность, целостность, взаимосвязанность, предметность, субъектность, активность, осознанность, мотивированность [3].
Таким образом, системный подход к повышению качества образовательного процесса в образовательном учреждении можно рассматривать как реализацию определенных элементов системы управления, направленных на постоянное улучшение их показателей и разработки корректирующих мероприятий по результатам их анализа.
Литература:
1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. № 204 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //obrazov.cap.ru/
2. Трапицын, С. Ю. Менеджмент в образовании [Электронный ресурс]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С. Ю. Трапицын [и др.]; под редакцией С. Ю. Трапицына. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 413 с. — Режим доступа: https: // biblio-online.ru/bcode/427499/p.24.
3. Казандаев, И. А. Модель управления образовательным процессом в системе среднего профессионального образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://hdl.handle.net/123456789/906