Некоторые особенности судебного разрешения наследственных споров в странах романо-германской правовой семьи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XLVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2022)

Дата публикации: 15.10.2022

Статья просмотрена: 56 раз

Библиографическое описание:

Эверест, А. В. Некоторые особенности судебного разрешения наследственных споров в странах романо-германской правовой семьи / А. В. Эверест. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 38-44. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/462/17475/ (дата обращения: 24.04.2024).



Данная статья посвящена анализу особенностей наследственного законодательства ряда стран континентальной Европы по разрешению спорных ситуаций, связанных с принятием унаследованного имущества, признанием завещания недействительным, а наследников недостойными, юрисдикцией судов при наследовании иностранцами.

Ключевые слова: завещание, наследник, наследодатель, обязательная доля, наследство, суд, недееспособность, наследственное законодательство.

Наследственное законодательство многих европейских стран развивалось под влиянием римского частного права, соответственно, основные институты наследования в этих государствах имеют немало общих черт. Присутствуют и особенности, которые необходимо учитывать российским гражданам при осуществлении своих наследственных прав в странах континентальной системе права. Классическим представителем указанной системы является Германия, чей вклад в ее развитие отразился на втором названии этой системы — романо-германская.

Отметим, что в Германии не редки иски о признании завещаний недействительными. Остановимся поэтому сначала на вопросе его составления.

Завещание должно быть либо полностью написано от руки и подписано завещателем, либо должно быть составлено у нотариуса [1]. Однако бывает, что завещатель пишет завещание на компьютере или на пишущей машинке и подписывает его. Этот документ не имеет юридической силы. То же самое касается случая, когда завещатель забывает подписать завещание или подписывает только часть текста, т. е. вносит правку, которую забывает заверить своей подписью.

Гораздо труднее суду принять решение в случаях, когда кто-то утверждает, что наследодатель был психически неспособен составить завещание, отвечающее установленным требованиям, либо из-за слабоумия, либо из-за другого психического заболевания. В этих случаях специальные суды по наследственным делам (Nachlassgericht) обычно поручают психиатру или судебному неврологу провести посмертную экспертизу и представить соответствующее заключение. Суды обычно консервативны в этом отношении, а это означает, что завещания очень редко признаются недействительными из-за умственной отсталости наследодателя. Даже лица с прогрессирующей деменцией иногда считаются способными составить завещание. С точки зрения бремени доказывания, юридическое допущение состоит в том, что лицо считается годным для составления завещания, если только не будет установлено «к полному убеждению суда», что оно «не было способно сознавать значение сделанного им волеизъявления и действовать в соответствии с этим сознанием вследствие патологического душевного расстройства, слабоумия или расстройства чувств» (п. 4 ст. 2229 Германского гражданского уложения) (ГГУ) [1].

Другими словами, правоспособность составить завещание является правилом, а недееспособность — редким исключением. Считается, что лицо способно составить завещание, если имеет хотя бы базовое представление о характере завещания и о том, что оно «приказывает» в нем. Это касается и лиц, находящихся под «законной опекой» (Betreuung).

Оспорить завещание может только тот, кто имеет в этом личную заинтересованность, то есть лицо, которое унаследовало бы имущество умершего, если бы оспариваемое завещание было признано недействительным.

Есть два отдельных процессуальных пути, по которым можно получить решение суда о действительности или недействительности завещания, и кто является законным наследником.

Первый путь предполагает обращение в суд по наследственным делам для выдачи свидетельства о наследстве (Erbscheinsverfahren) (ст. 2353 ГГУ), второй — обращение в районный суд по гражданским делам (Landgericht im Zivilverfahren) (ст. 256 ГПК) [2].

Процедура оспаривания действительности завещания может быть достаточно длительной и утомительной, поскольку имеется возможность обжаловать решение и суда по наследственным делам, и районного суда по гражданским делам в Верховный суд Германии (Oberlandesgericht).

Отсюда, в тех случаях, когда имеется вероятность оспаривания завещания, лучшим способом защиты своих интересов является обращение сразу же в районный суд по гражданским делам, где получить положительное («декларативное») решение по вопросу, кто является законным наследником (Feststellungsurteil).

Процедура рассмотрения наследственного дела в районном суде предполагает изложение сторонами занимаемой правовой позиции и представление доказательств в обоснование своих требований и возражений. Решение суда является окончательным и обязательным, в том числе по отношению к суду по наследственным делам [2].

Следует заметить, что оспаривание завещания сопряжено со значительным финансовым риском, поскольку на проигравшую сторону суд возложит все судебные издержки, включающие оплату государственной пошлины, вызова свидетелей, проведения посмертной экспертизы для оценки умственных способностей наследодателя.

В Германии распространены также иски о лишении наследства. Речь при этом идет о недостойном поведении как основании для лишения права наследования. Согласно ст. 2339 ГГУ, такими основаниями являются:

1) наследник умышленно и противоправно убил или покушался на убийство наследодателя либо поставил его в состояние, в результате которого наследодатель был не в состоянии до своей смерти составить или отменить завещательное распоряжение;

2) наследник умышленно и незаконно помешал наследодателю составить или отменить завещательное распоряжение;

3) наследник обманом или противоправным принуждением побудил наследодателя составить или отменить завещательное распоряжение;

4) наследник виновен в уголовном преступлении, предусмотренном ст. ст. 267, 271–274 Уголовного кодекса [4].

Аналогичные основания для признания наследника недостойным можно найти и в наследственном законодательстве Франции. Как правило, спорные вопросы возникают в связи с тем, что наследник добивается большей доли имущества, чем получает в действительности. В этой связи он пытается доказать, что другой наследник имел неправомерное влияние на умершего; не соблюдены все необходимые формальности, что ставит под сомнение действительность завещания. Не редки случаи и утверждения, что умерший при составлении завещания был «не в здравом уме».

Чтобы таких споров было меньше обычной практикой во Франции является назначение душеприказчика, который наделяется правом управления имуществом наследодателя после того, как он уйдет из жизни. Если душеприказчик не был назначен, суд вправе назначить представителя (администратора), который возьмет на себя урегулирование всех вопросов по поводу распределения наследства.

Важно отметить возможность оспаривания завещания в отношении определенных бенефициаров. Некоторые лица в силу закона не могут получить наследство. Это «представители медицинских и аптечных профессий, а также вспомогательные медицинские работники, оказывавшие помощь человеку во время болезни, от которой он умирает» [5, ст. 909]. К ним, в частности, относятся, врачи и фармацевты. Домашняя прислуга, однако, согласно разъяснению Кассационного суда Франции, не подпадает под эту категорию и потому может наследовать [6]. Этот же Суд счел, что запрет в части наследования не распространяется на опекунов, поскольку это было бы «непропорциональным посягательством на их права собственности», что противоречит положениям французской Конституции [7].

Для отмены завещания во Франции необходимо обратиться в суд по месту жительства лица, его составившего .

Представляет интерес толкование завещания, если в нем предусмотрена неустойка относительно отказа в «мирном разделе наследства». В 2021 году Апелляционный суд Парижа постановил, что: «Неустойка, предусмотренная наследодателем в отношении наследника, отказывающегося дать согласие на мирный раздел наследства, должна считаться неписаной, если она приводит к чрезмерному нарушению абсолютного права, признаваемого за любым сособственником, требовать судебный раздел» [8].

Исключительно велика роль суда в обеспечении принятия наследства наследником. У последнего имеется четыре месяца, чтобы принять (с оговорками или без) или отказаться от наследства. По истечении этого срока и без соответствующего решения с его стороны другой наследник, кредитор умершего, а также лицо, которое наследовало бы, если бы он отказался от наследства и даже государство могут заставить такого наследника принять наследство. Процедура возложения на наследника указанной обязанности следующая. Суд направляет наследнику заказное письмо (акт судебного пристава) с требованием принять решение в отношении наследства в течение двух дополнительных месяцев. Наследник может ходатайствовать о продлении этого срока в Трибунале большой инстанции (TGI). Отсрочка может быть предоставлена при обосновании уважительности ходатайства: к примеру, в связи с тем, что по запросу наследника нотариус еще не завершил инвентаризацию наследственного имущества.

По истечении двух месяцев или дополнительно предоставленного срока считается, что наследник принял наследство.

Вместе с тем существует правило, согласно которому, если наследника никто не заставляет сделать выбор в отношении принятия или отказа от наследства, у него есть 10 лет (30 лет для наследств, открытых до 1 января 2007 года) на принятие соответствующего решения. По истечении этого периода и отсутствия какой-либо реакции в отношении открывшегося наследства считается, что наследник от него окончательно отказался [5].

В Италии оспорить завещание также можно только в силу существенных причин, например, вследствие того, что оно «фальшивое» или исходит от недееспособного лица. В последнем случае необходимо доказать, что умерший на момент написания завещания не мог понимать смысла и объема совершаемого им деяния. При рассмотрении судами споров по этим вопросам Верховный Суд Италии указал, что «аннулирование завещания вследствие естественной недееспособности наследодателя» предполагает существование «не простой аномалии или изменения психической и интеллектуальной способности умершего», а доказательство того, что из-за временной или постоянной болезни или по другой причине наследодатель был абсолютно лишен способности осознания своих действий во время составления завещания [9, 10].

В Швейцарии вопрос о принятии наследства решается по-другому. Здесь действует презумпция молчаливого согласия на принятие наследства со всеми долгами наследодателя, если только наследник в течение трех месяцев не заявит о своем отказе от наследства. Данный срок начинает исчисляться со дня официального извещения наследника судом или нотариусом о наличии завещания (в зависимости от того, где оно хранилось). Право на отказ от наследства утрачивают те наследники, которые его скрывали или растрачивали.

С 1 января 2023 года в Швейцарии вступают в силу поправки, согласно которым родители больше не будут иметь законного права на обязательную долю при наследовании. Предусматривается также, что законные наследники, которые были лишены обязательной доли в наследстве, могут осуществлять «действия по сокращению» наследства, следуя определенному порядку очередности» при требовании возврата наследства от людей, которые получили его непосредственно перед смертью умершего [11].

Важно упомянуть особенность наследственного законодательства Польши, касающуюся получения наследства, находящегося в другой стране. Так, если умерший иностранец оставляет недвижимость в Польше, а наследник не может подтвердить свои права на наследство в суде страны гражданства умершего, то польский суд обладает юрисдикцией в вопросе подтверждения приобретения наследства, независимо от того, является ли наследник гражданином Польши или иностранцем. Заявление о признании права на наследство подается в гражданскую палату районного суда по месту расположения недвижимости в Польше. Судебное разбирательство по установлению того, является ли лицо наследником, включает слушание, которое обычно длится от одного до трех месяцев [12].

Приведенные особенности наследования по завещанию в странах континентальной системы права и защиты в судах наследственных прав граждан в той или и степени характерны и для других стран Европейского Союза. Это необходимо учитывать нашим соотечественникам, находящимся по различным причинам в Западной Европе и прибегающим там к составлению или оспариванию имеющихся у них завещаний.

Литература:

  1. Bürgerliches Gesetzbuch // BGBl. I S. 42, ber. S. 2909, 2003 S. 738.
  2. Zivilprozessordnung //zuletzt geändert durch Gesetz vom 24.06.2022 (BGBl. I S. 959) m.W.v. 01.07.2022.
  3. Gesetz über das Verfahren in Familiensachen und in den Angelegenheiten der freiwilligen Gerichtsbarkeit // zuletzt geändert durch Gesetz vom 24.06.2022 (BGBl. I S. 959) m.W.v. 01.07.2022.
  4. Strafgesetzbuch // zuletzt geändert durch Gesetz vom 11.07.2022 (BGBl. I S. 1082) m.W.v. 19.07.2022.
  5. Code civil // Version en vigueur au 02 octobre 2022.
  6. Cass, Civ 1ère, 25 septembre 2013, № 12–25.160.
  7. Décision № 2020–888 QPC du 12 mars 2021.
  8. Cour d’appel de Paris, Pôle 3 — chambre 1, 26 mai 2021, № 18/16950.
  9. Corte appello Torino sez. II, 29/09/2020, n.951
  10. Corte appello Napoli sez. II, 22/01/2021, n.231
  11. Schweizerisches Zivilgesetzbuch (Erbrecht) // Inkrafttreten der
  12. letzten Änderung: 1. Januar 2023.
  13. Ustawa z 23.4.1964 r. — Kodeks Cywilny // Dziennik Ustaw z 1964 r. Nr 16, poz.93, ze zm.

Ключевые слова

завещание, наследодатель, обязательная доля, суд, недееспособность, наследство, наследник, наследственное законодательство