Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 августа, печатный экземпляр отправим 20 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Цифровая трансформация российского бизнеса в условиях санкционной политики: новые вызовы и проблемы

17. Менеджмент
3
Поделиться
Библиографическое описание
Галимбекова, А. Г. Цифровая трансформация российского бизнеса в условиях санкционной политики: новые вызовы и проблемы / А. Г. Галимбекова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLII Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/454/17092/.


В статье автор анализирует влияние санкционной политики на процесс цифровой трансформации в российских компаниях при помощи модели оценки уровня цифровой зрелости.

Ключевые слова: цифровая трансформация, санкции, бизнес.

Современный мир активно захватила волна цифровой трансформации, которая меняет традиционные парадигмы управления, трансформирует модели бизнеса и перестраивает логику бизнес-процессов. Российский бизнес за последние 2 года сделал значительный скачок развития в области цифровой трансформации. Во-первых, на 19 % увеличилось количество компаний, которые осознали преимущества четвертой промышленной революции, и перешли к формированию стратегии цифрового развития и тактическим мероприятиям преобразований [4]. Во-вторых, 77 % активно внедряют новые цифровые технологии в свои бизнес-процессы и стремятся выиграть в цифровой гонке [1]. Однако, несмотря на существенные изменения и стремления предприятий Россия по-прежнему занимает 42 место из 64 в рейтинге мировой цифровой конкурентоспособности [5]. По разным оценкам, задержка России в освоении концепции цифровой трансформации составляет 5–10 лет. Однако в новых условиях и беспрецедентной санкционной политике против РФ мы можем ожидать еще большее падение в мировых рейтингах цифровой трансформации и практическое отставание от мировых держав.

Для детального анализа новых вызовов, которые могут повлиять на программы цифровой трансформации российских компаний, будет использована модель оценки цифровой зрелости и составляющих ее элементов. Оценка рассчитана автором на основе исследований PwC, KMDA и World Digital Competitiveness Ranking 2021. Результаты оценки представлены на рис. 1.

Анализ влияния санкционной политики на уровень цифровой зрелости российских компаний [1–2, 4]

Рис. 1. Анализ влияния санкционной политики на уровень цифровой зрелости российских компаний [1–2, 4]

Цифровая стратегия. До современного кризиса российский бизнес не демонстрировал высокий уровень развитости цифровой стратегии. 94 % предприятий не разрабатывали стратегический план, а действовали на уровне отдельных мероприятий и пилотных проектов. Для большей части проекты цифровой стратегии воспринимались как отдельные бизнес-единицы. Лишь 2 % утвердили корпоративную стратегию в рамках цифровой [4]. Соответственно на фоне снижения покупательской способности и закрытия экспортных потоков компании будут активно разворачивать антикризисные мероприятия и стратегии тотального сокращения издержек. А дорогостоящие проекты цифровизации будут отложены до лучших времен.

Цифровая культура. Одной из наиболее значимых проблем в процессе трансформации собственники бизнеса уже не первый год отмечают высокий процент сопротивления изменениям среди сотрудников [1]. Компаниям по-прежнему тяжело выстраивать корпоративные культуры, которые нацелены на инновации и непрерывные преобразования. В новых условиях процесс сопротивления только усилиться, поскольку будут расти тревожность и недоверие сотрудников на фоне глобальной обстановки.

Цифровые компетенции и кадры. Динамика сегодняшних событий уже отмечает массовый отток IT специалистов. Респонденты уже отмечают сокращение сотрудников и приостановку найма [3]. Существующие меры государственной поддержки на данном этапе демонстрируют слабую эффективность, и оценить перспективы возврата высококвалифицированных кадров пока невозможно. Однако уже сейчас можно констатировать тот факт, что число специалистов, необходимых для развития концепции цифровой трансформации, будет снижаться. Но возможно, разработанные государством программы переквалификации в области позволят хотя бы в малом количестве восполнить утрату цифровых компетенций.

Цифровые технологии. Основой цифровой трансформации в России остаются цифровые технологии (Интернет вещей, платформенные решения, роботизация, Big Data, облачные вычисления, аддитивное производство, кибербезопасность). Однако на фоне современных событий блок цифровых технологий пострадает в большей степени на первых этапах, поскольку лидерами среди программного обеспечения, вычислительных технологий, производственных роботов и промышленного интернета вещей являлись зарубежные компании, покинувшие рынок. По разным прогнозам, потребуется время для развития собственного технологического потенциала и перестройки рынка с акцентом на китайские технологии [3]. Более того, уже сейчас возникают проблемы с интеграцией зарубежных и отечественных технологий, возрастают затраты на переход.

Процессы. Процессное управление может стать основой развития российских компаний в ближайшее время, поскольку усилия менеджмента будут направлены на постоянную оценку, пересмотр существующих бизнес-процессов и их оптимизацию. Активно будет развиваться концепция бережливого производства и всеобщий менеджмент качества. Однако существенные сложности могут возникнуть с процессами автоматизации на фоне снижения доступности цифровых технологий и расширения затрат бюджета на программы цифровизации.

Данные и аналитика. Большинство компаний на фоне событий не отказались бы от внедрения новых аналитических методов для выполнения операционных задач и принятия управленческих решений на основе предписывающей и предиктивной аналитики. Такой подход позволит снизить ошибки и повысить эффективность принимаемых решений. Однако внедрение данного подхода предполагает внедрение и развитие моделей искусственного интеллекта, которые и ранее были не доступны для большей части российского бизнеса. В ближайшее время компании смогут себе позволить только применение регрессионного анализа и диагностическую аналитику.

Клиенты. Развитие моделей взаимодействия с клиентами на данном этапе тоже претерпевают изменения. Цифровой маркетинг в России снижают свою эффективность. Закрытие ключевых площадок взаимодействия с клиентами и переход на менее эффективные способы коммуникации оборачиваются для компании потерями. Снижается цифровой клиентский сервис и лояльность покупателей к брендам на фоне высокой ценовой инфляции. Покупатели стали более избирательны и требовательны, удерживать их омниканальностью уже неактуально.

Таким образом, стоит отметить, что крупнейший санкционный кризис в мировой истории существенно усложняет процесс цифровой трансформации для российских компаний. Современные предприятия и ранее не демонстрировали повсеместный успех при переходе к новой модели ведения бизнеса, однако текущее внешнее воздействие лишь усилит отставание. Компании уже сегодня сталкиваются с небывалыми технологическими кризисами и кадровыми вызовами. Сложно спрогнозировать, насколько государственная политика и внешнеэкономическое влияние смогут скорректировать существующие проблемы и насколько оперативными будут эти шаги. Так или иначе, необходимо отметить, в ближайшие годы программы цифровой трансформации на предприятиях будут возможны для крупного бизнеса, малое и среднее предпринимательство будут озабочено иными экономическими проблемами. Более того, даже крупный бизнес сможет продолжать цифровую гонку лишь на фоне мощного инструментария государственной поддержки и развития новых дипломатических отношений.

Литература:

  1. PwC Digital IQ (2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.pwc.ru/ru/publications/digital-iq-2020.html (дата обращения: 31.03.2022).
  2. World Digital Competitiveness Ranking 2021 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.imd.org/centers/world-competitiveness-center/rankings/world-digital-competitiveness/ (дата обращения: 31.03.2022).
  3. РБК Российские бизнес-регаты. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/innovation/623b3de09a794766e19c7e14 (дата обращения: 31.03.2022).
  4. Цифровая трансформация в России — 2020. Обзор и рецепты успеха: Аналитический отчет на базе опроса представителей российских компаний [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://komanda-a.pro/projects/dtr_2020 (дата обращения: 01.04.2022).
  5. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: доклады к XXII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13–30 апр. 2021 г. / Г. И. Абдрахманова и др.; науч. ред. Л. М. Гохберг, П. Б. Рудник, К. О. Вишневский, Т. С. Зинина. — Москва: ВШЭ, 2021. — 64 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
цифровая трансформация
санкции
бизнес

Молодой учёный