Развитие агроэкотуризма в потребительской кооперации в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сторожева, И. В. Развитие агроэкотуризма в потребительской кооперации в России / И. В. Сторожева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XLI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 45-50. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/451/17295/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются возможности развития агроэкотуристического кластера в России, его преимущества и перспективы. А также использование кооперативного подхода в формирование агроэкотуризма как национальной туристической отрасли, через развитие существующих форм семейного и малого турбизнеса, с включением в эту систему экономических отраслей и региональной инфраструктуры.

Ключевые слова: агроэкотуризм, туристическая деятельность, внутренний туризм, потребительская кооперация, сельский туризм, экологический туризм.

Последнее время люди осознанно тянутся к экологически безопасным местностям и интересуются натуральными продуктами. Ландшафты, растительность и животный мир могут создать целый агроэкотуристический кластер.

Агроэкотуризм — это отдельная сфера внутреннего туризма, объединяющая продукты деятельности многих отраслей социально-экономической сферы, и создающая широкий спектр предложений. При этом экономическая эффективность внутреннего туризма зависит от объема туристского потока, величины расходов, состояния и развития материально-технической базы.

Понятие «сельский туризм» вводится в законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», подписанным президентом РФ В. В. Путиным в начале июля 2021 года. До 2030 года это будет приоритетным направлением государственной политики в сфере туризма. Уже реализованы проекты мини-гостиниц и коттеджей на селе и в малых городах нашей страны. При этом гостиничные услуги по нормативам отличаются от аналогичных услуг городских отелей. То есть, размещение будет комфортабельным, но условия жизни более простые. Такая государственная политика преследует социокультурные цели — остановить деградацию и запустение сельских регионов страны, а также сохранить и воссоздать культурно-историческое наследие и национальную самобытность регионов. [3]

Агроэкотуризм имеет ряд преимуществ для любителей активного отдыха. Во-первых, возможность отдохнуть недалеко от города, без больших затрат на транспортные услуги и оформление виз. Во-вторых, у туриста есть возможность поучаствовать в сельскохозяйственных работах, поухаживать за домашними животными, заняться рыбалкой, сбором грибов, ягод, познакомиться с региональной кухней, посетить местные достопримечательности, поучаствовать в культурных и фольклорных мероприятиях, узнать историю и культуру края.

Развитие агроэкотуризма в сфере малого семейного бизнеса в сельских провинциях основывается на использовании ресурсов домашних хозяйств и местных туристических ресурсов. Мировой опыт и международная практика показывает, что агроэкотуризм развивает сельский бизнес, сохраняет народные ремёсла, раскрывает гостеприимство, поддерживает благоприятную экологическую среду. В связи с этим, в таких странах как Франция, Испания и Италия агроэкотуризм является ведущим направлением национальной туристической отрасли.

В России наиболее возможным для реализации является создание региональных агроэкотуристских сетей через развитие малых форм агротуристского бизнеса на базе существующих агроэкологических видов туризма: средств размещения (экоотели, экодеревни, экофермы) и инфраструктуры агроэкотуризма (различные рекреационные объекты и виды бизнеса, обслуживающие агроэкотуризм). В таких сетях оказываются задействованными различные экономические отрасли, такие как, транспорт, строительство, связь, сельское хозяйство и производство товаров народного потребления, что стимулирует развитие региона в целом. По своей сути агроэкотуризм является коллективным продуктом и требует партнерских отношений власти, бизнеса и местного сообщества.

Кооперация в создании турпродукта на уровне местной общины сельского поселения приводит к улучшению социально-психологического климата общины, отсекает деструктивные слои и ориентирована на создание условий для успешного развития и количественного роста авангарда местного общества.

Развитие агроэкотуризма создает экономическую основу для популяризации фольклорно-этнографических особенностей национальной культуры. Однако, не следует забывать об опасности чрезмерной коммерциализации «поставленных на поток» этнографических элементов. Важно соблюдать приоритет возрождения культурных традиций над сиюминутными задачами привлечения туристов.

При создании туристического продукта на основе ландшафтного и историко-культурного потенциала территории необходим комплексный подход. Это сделает продукт более презентабельным и увеличит спрос туристов, ориентированных на оздоровительный отдых, эмоциональную разгрузку и изучение национальной культуры. Комплексность и содержательность туристического продукта, в свою очередь, основывается на принципах партнерства и кооперации, что реализуется в туристических кластерах, одной из форм которого является агроэкотуризм.

Инновационным подходом в формировании агроэкотуристского кластера является интерпретация природного и культурного наследия, при которой возможно современное осмысление создания туристического продукта в сельской местности.

Шакирова Э. Н. в своей статье о развитии сельского туризма в России выделяет ряд очевидных преимуществ агротуристского бизнеса [4]:

Преимущества агроэкотуристского бизнеса

Рис. 1. Преимущества агроэкотуристского бизнеса

При кооперативном подходе инициаторами кластера становятся различные участники туристического рынка (хозяева экоотелей, краеведческие музеи, местные власти, экодеревни, сафари-парки, спортивные и SPA-комплексы, прокаты инвентаря, центры экотуризма). Такое партнерство происходит, как правило, на коллегиальной основе.

Туристическая фирма берет на себя функции управления и продвижения в кластере. Все участники кластера должны иметь выгоду от совместной деятельности. Не менее важны и способность потенциальных участников агроэкотуристского кластера к кооперации и обмену информацией, а также уровень их образования и качество оказываемых услуг. [2].

Развитие агроэкотуристического кластера не потребует больших инвестиций, сделает более доступными туристические ресурсы регионов, раскроет местный фольклорно-этнографический потенциал.

Агроэкотуристические кластеры помогут объединить различные сферы туристской деятельности, расширят ассортимент предлагаемых туристических услуг, увеличат эффективность их использования, повысят конкурентоспособность, сделает регион более привлекательным для потенциальных инвесторов и туристов.

Россия обладает колоссальными ресурсами для развития агроэкотуризма. Агроэкотуристские кластеры могут стать самоорганизующей системой, способной решать многие социально-экономические проблемы сельской местности и малых городов.

Развитие агроэкотуристского сектора в российской провинции должно стать экономической, социальной, культурной и духовной точкой роста.

Литература:

1. Воробьева Е. Г. Роль сельскохозяйственной кооперации в решении проблем развития сельского экотуризма в России. Часть 2 // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-selskohozyaystvennoy-kooperatsii-v-reshenii-problem-razvitiya-selskogo-ekoturizma-v-rossii-chast-2 (дата обращения: 02.03.2022).

2. Клицунова, В. А. Агроэкотуризм: учебно-методическое пособие / В. А. Клицунова, Н. М. Борисенко, Я. И. Аношко. — Минск: РИПО, 2014. — 132 с.

3. Развитие и роль аграрного туризма в потребительской кооперации. Создание туристского продукта. Создание образа территории. // [Электронный ресурс]// URL: Развитие и роль аграрного туризма в потребительской кооперации. Создание туристского продукта. Создание образа территории — Студопедия (studopedia.ru) (дата обращения 20.05.2022)

4. Шакирова, Э. Н. Развитие сельского туризма в России / Э. Н. Шакирова. — Текст: непосредственный // Экономическая наука и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 110–112. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/75/3393/ (дата обращения: 20.05.2022).