Влияние введения разговорной лексики на уроках немецкого языка на уровень мотивации к обучению в старших классах | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

XXXVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2022)

Дата публикации: 25.04.2022

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Сайко, И. А. Влияние введения разговорной лексики на уроках немецкого языка на уровень мотивации к обучению в старших классах / И. А. Сайко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 34-38. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/439/17140/ (дата обращения: 24.04.2024).



При изучении немецкого языка одним из решающих факторов успешного овладения им является высокий уровень мотивации учащихся. Мотивация, как безусловная составляющая учебной деятельности, побуждает к действию и определяет готовность ученика к достижению конкретно поставленных учебных задач.

Ключевые слова: разговорная лексика, сленг, различные методики, ученик старших классов.

При изучении немецкого языка одним из решающих факторов успешного овладения им является высокий уровень мотивации учащихся. Мотивация, как безусловная составляющая учебной деятельности, побуждает к действию и определяет готовность ученика к достижению конкретно поставленных учебных задач.

Как утверждает Х. С. Хекхаузен [7], в старшей школе мотивация учащихся сильно видоизменяется по сравнению с начальной ступенью образования. Осознание собственного взросления и приближения важного выбора относительно будущей жизни и карьеры заставляет молодых людей выдвигать на первое место мотивы, касающиеся самоопределения не только в плане профессиональной деятельности, но также мировоззрения и жизненных приоритетов. В этом возрасте учащиеся склонны осознанно ставить перед собой цели в области самообразования.

Также важно отметить, что в этом возрасте мнение взрослых становится более важным, учащиеся перестают бунтовать и начинают прислушиваться к мнению педагога, но в то же время растут требования к личностным и профессиональным качествам своих авторитетов. Именно в этом возрасте важно быть с учениками «на одной волне», поддерживать их и давать понять, что их ценности и цели не чужды преподавателю.

В указанный период обучения разговорная лексика, особенно ее сленговая область, является той частью языка, изучение которой может не только привнести интерес и новизну в школьный урок, но и стать также полезным пластом информации, важной для самореализации личности в будущей профессиональной деятельности.

На современном этапе в лингвистике понятие «сленг» и также его этимология до сих пор не имеет однозначной трактовки. Несмотря на это, по данным О. С. Ахмановой, мнения лингвистов можно разделить на две основные точки зрения на это явление [7].

Рассматривая понятие «сленг», такие лингвисты как И. Р. Гальперин, К. И. Чуковский, И. В. Арнольд [2] трактуют его как негативное явление в языке, которого следует максимально избегать, т. к. оно присуще воровскому сообществу и слоям низшего происхождения, а поэтому обречено на скорое исчезновение в современном обществе. Также получило широкое распространение мнение о том, что сленговые слова — это слова на один день, которые подвержены моде, и с ее сменой выходят из употребления. В подтверждение этого мнения можно процитировать выдержку из произведения К. И. Чуковского «Живой как жизнь»: «В отличие от подлинных слов языка арготические словечки — почти все — ежегодно выходят в тираж. Они недолговечны и хрупки».

Противоположной точки зрения придерживаются ученые, которые считают существование сленга одним из самых ярких показателей живучести, развития языка и его постоянного обновления. Так С. И. Хаякава [4], лингвист из Америки, считает явление сленга «поэзией повседневной жизни», а высказывание о сленге, как о «выражении концентрированной жизненной силы языка» принадлежит Ф.Дж.Уилстэку [6].

Вне зависимости от мнения научного сообщества, сленг является неотъемлемой частью жизни всех слоев населения в Германии и используется там повседневно, в том числе в СМИ и сети Интернет, его изучение в рамках школьного образования дает следующие преимущества:

– разговорная лексика является отражением культуры общества, его знание помогает осознавать современные реалии социума, а также понимать все сферы деятельности различных социальных групп;

– развитие науки и компьютерных технологий также сильно влияет на лексический состав сленга, многие научные и технические термины становятся неотъемлемой частью повседневного общения;

– в современной литературе и кино разговорная лексика используется повсеместно, владение ей значительно облегчает понимание прочитанного или услышанного, а также помогает почувствовать нюансы речи;

– умение употреблять сленг в речи способно улучшить впечатление о молодом человеке на окружающих в немецко-говорящей среде.

В связи с этим предполагаем, что внедрение специальных упражнений, с использованием отобранной, отражающей современные реалии культуры, лексики будет способствовать повышению мотивации изучения немецкого языка.

Арнольд И. В. и Степанова Е. В. утверждают,что новая лексика усваивается быстрее и легче, если ученики связывают её с чем-то приятным и важным для себя [2] [4]. Положительные эмоции, вовлеченность и заинтересованность активизируют способность обучаться. Поэтому актуальная информация, интересная подросткам, информация, полученная посредством изучения интересных текстов, фильмов, книг, презентаций, диалогов и/или дискуссий усваивается легко, быстро и не требует тщательной отработки. Эти приемы позволяют не выделять на разговорную лексику отдельных уроков и не вводить большое количество новых упражнений, а отрабатывать на материале упражнений из учебника, видоизменяя задание, где требуется для ее отработки, и вводить исследуемую сленговую лексику небольшими порциями факультативно.

После введения разговорных единиц, хорошо вписывающихся в контекст темы, изучаемой в данный момент, нами предлагается внести основные изменения в упражнения, имеющие выход в устную или письменную речь:

– в упражнениях на отработку диалоговой речи можно предложить старшеклассникам разыграть диалог с использованием сленга, предложить воображаемые ситуации внезапной встречи с другом или обсуждения актуальных новостей с одноклассниками на перемене;

– задания на монолог также могут быть видоизменены в контексте изучения разговорной лексики, например, попросить прокомментировать текст или ответить на вопросы от лица взрослого (с использованием нейтральной лексики) и от лица подростка (с использованием разговорных элементов).

Проведение уроков, посвященных данной тематике, может оказать благотворное влияние на вовлеченность старшеклассников в процесс обучения.

Таким образом, введение разговорной лексики на уроках немецкого языка в школе повышает вовлеченность старшеклассников в образовательный процесс, увеличивает уровень мотивации к дальнейшему изучению предмета и степень осознания возможности и полезности владения иностранным языком.

Литература:

  1. Арнольд И. В. Стилистика. Современный немецкий язык. М.: Флинта: Наука, 2012. 384 c.
  2. Гальперин И. Р. Стилистика немецкого языка. М.: Высшая школа, 1981. 316 с.
  3. Коблева С. Я. Учет возрастных психологических особенностей старшеклассников // Научная электронная библиотека КиберЛенинка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchet-vozrastnyh-psihologicheskih-osobennostey-starsheklassnikov/ (дата обращения: 28.04.2022).
  4. Снегирёв Ф. В. К вопросу об определении понятия «сленг» // Молодой ученый, 2018. № 9. С. 199–202. [Электронный ресурс]. Режим доступа: htts://moluch.ru/archive/195/48587/ (дата обращения: 04.04.2022).
  5. Степанова Е. А. К вопросу о необходимости изучения сленга при обучении диалогу на уроках немецкого языка в старшей школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2017. Т. 39. С. 1986–1990. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://e-koncept.ru/2017/970724.htm/ (дата обращения: 20.03.2022).
  6. Хекхаузен Х. С. Мотивация и деятельность: Учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология», «Клинич. психология». М.: Педагогика, переизд. 2016. 227 с.
  7. Чуковский К. И. Живой как жизнь // Электронная библиотека RoyalLib.com. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://royallib.eom/read/chukovskiy_korney/givoy_kak_gizn.html#0/ (дата обращения: 04.04.2022).

Ключевые слова

сленг, разговорная лексика, различные методики, ученик старших классов