Развитие физической выносливости студентов на уроках физической культуры | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: 25. Физическая культура и спорт

Опубликовано в

XXXVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2022)

Дата публикации: 25.04.2022

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Колгунов, В. В. Развитие физической выносливости студентов на уроках физической культуры / В. В. Колгунов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 38-42. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/439/17132/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматриваются вопросы развития физической выносливости студентов в процессе занятий физической культурой в институте. Целью работы является выявление наиболее эффективного комплекса упражнений по развитию выносливости. В данной научной работе были поставлены следующие задачи: рассмотреть комплексы беговых упражнений по развитию физической выносливости, проверить эффективность работы данных комплексных упражнений, а также выявить наиболее продуктивные беговые упражнения. Тренировочный процесс, рассматриваемый в данной статье, длится 5 учебных занятий. На основании полученных данных был выявлен наиболее эффективный комплекс упражнений. Практические рекомендации, указанные в данной статье, помогут увеличить физическую выносливость организма обучающихся и улучшить их тренировочный процесс.

Ключевые слова: выносливость, беговые упражнения, работоспособность, улучшение спортивных показателей.

На уроках физической культуры и спорта обучающемуся необходимо развивать физические качества, которые необходимы ему для занятия спортом. Не менее важным является и правильное развитие качеств, которые укрепляют здоровье студента. Выносливость — это одно из основных физических качеств человека. Под этим понятием всегда понималась способность человека длительное время продолжать эффективно заниматься физическими нагрузками, без потери продуктивности и несмотря на наступающее переутомлении.

В данной статье будет рассматриваться физическая выносливость, проявляемая преимущественно в двигательной деятельности человека. Уровень выносливости обучающегося оценивается от времени, в течении которого он может выполнять физические упражнения. Чем дольше обучающиеся выполняют эти упражнения, тем больше их выносливость. Данное качество пригодится в видах спорта, где студент должен преодолевать длительные дистанции, такие как бег, лыжные гонки, езда на велосипеде, плавание и др. Также выносливость нужна в интенсивных играх, где человек постоянно находится в движении, например: футбол, баскетбол, хоккей или определенные виды единоборств.

Основная задача развития физической выносливости — это увеличение функциональных возможностей организма обучающихся, которые ограничивают процесс роста выносливости. По мнению многих специалистов, лучшим способом роста выносливости будут длительные аэробные упражнения. Проводя тестирование, Гавриленко В. М. пришел к выводу, что группа, которая использовала циклический метод тренировок может добиться большего прироста в выносливости, чем другие.

Один из лучших инструментов развития выносливости — это бег, т. к. именно это аэробное средство развития выносливости является максимально простым, доступным и удобным для освоения студентам вузов. Еще одним плюсом будет то, что преимущественно во многих видах спорта так или иначе задействованы беговые упражнения. Выполнение беговых упражнений, одинаковых по своей нагрузке, оказывают положительное воздействие на физическую выносливость организма студента. Данные упражнения следует равномерно распределять по числу повторений и интервалам для отдыха. Результативней всего будет совмещать беговые задания с легкоатлетическими упражнениями и спортивными играми, что окажет влияние не только на рост выносливости, но и на общий настрой обучающихся во время проведения занятия.

Одна из самых эффективных методик была написана И. С. Козловым, состоящая из двух этапов развития выносливости.

1) методика обучения рациональному дыханию (на два шага вдох через рот, на два шага выдох через рот) и равномерному преодолению дистанции, а также повышения мотивации и развития волевых качеств

2) собственно методика развития выносливости.

Основные положения данной методики:

1) процесс развития выносливости должен быть непрерывным;

2) объём и интенсивность нагрузки в течение учебного года и времени обучения в вузе должны постепенно увеличиваться;

3) в течение учебного года, месяца, недели нагрузка должна изменяться волнообразно;

4) применение средств и методов развития общей выносливости должно носить цикличный характер; это позволит добиться величины стимула, достаточной для выраженной реакции организма, и обеспечит преемственность в развитии выносливости при исчерпании резервов адаптации к одному виду нагрузки и замене её другим.

Средства развития роста выносливости:

1) Физические упражнения, которые требуют умеренного напряжения но выполняются продолжительное время.

2) Циклические упражнения такие как: бег, ходьба, чередование ходьбы и бега в переменном темпе.

3) Подвижные игры с повышенной моторной плотностью.

4) Прыжки через скакалку — 3 раза по 1 мин с последующими увеличениям.

5) Челночный бег — 5x10 с последующим увеличением.

6) Продолжительная игра (футбол, баскетбол, волейбол и др.).

Наиболее универсальная программа тренировок физической выносливости:

Таблица 1

Занятие

Содержание тренировки

1

Бег 5–10 мин, общие развивающие упражнения — 5–10 мин, специальные упражнения — 5–10 мин, кросс в переменном темпе с ускорением — 20 раз по 100 м или 20 раз по 100м

2

Общие развивающие упражнения — 5мин, специальные упражнения — 5мин, кросс в равномерном темпе или с включением ходьбы — 10–15 км.

3

Бег 10 мин, общие развивающие упражнения — 5 мин, специальные упражнения — 5 мин прыжки, метание, баскетбол или футбол — 2 раза по 15 мин или кросс в равномерном темпе 20–30 мин

4

Бег на улице с препятствиями (весна, осень, лето), лыжный бег (зимой) совмещая с общими развивающими упражнениями — до 60 мин

5

Бег 10 мин, челнок 10x10м, специальные упражнения на развитие силовых показателей (отжимания, пресс, планка, подтягивания и др.) –25–30 мин

Цель данной работы была достигнута, а именно был рассмотрен вопрос развития выносливости и составлена наиболее эффективная программа тренировок обучающихся для дальнейшего роста показателей общей физической подготовки.

Таким образом, анализ научно-методической литературы доказывает то, что длительное и циклическое выполнение физических упражнений на повышение выносливости улучшает общее физическое и психологическое состояние организма, а так же положительно влияет на самочувствие и работоспособность студентов вузов.

Литература:

  1. Агеев В. В. Физическая культура. М., 2005.
  2. Ильинчина В. И. Физическая культура студента. — М.:, 2009.
  3. Лотоненко А. В. Физическая культура, спорт, работоспособность студентов. Воронеж, 1986.
  4. Мильнер Е. Г. Выбираю бег. — М.:, 2008.
  5. Виленский. М. Я. Горшков. А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студентов: Учебное пособие для вузов/ Гардарити — 2007г.

Ключевые слова

выносливость, работоспособность, беговые упражнения, улучшение спортивных показателей