Медиаискусство и формы его проявления | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 16. Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в

XXXVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2022)

Дата публикации: 23.04.2022

Статья просмотрена: 564 раза

Библиографическое описание:

Глумова, М. Н. Медиаискусство и формы его проявления / М. Н. Глумова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 15-19. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/439/17131/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматривается понятие «медиаискусство», его жанры и примеры использования в реальном времени.

Ключевые слова : новые медиа, медиаискусство, выставки, музеи, медиа-арт.

Современное общество тесно связано с понятием «новые медиа». Наиболее ёмкое определение предложил профессор Рассел Нойман: «Новые медиа — это новый формат существования средств массовой информации, постоянно доступных на цифровых устройствах и подразумевающих активное участие пользователей в создании и распространении контента» [5]. С каждым годом новые медиа активно внедряются в различные сферы и особое их значение прослеживается в искусстве. За счет развития современных технологий и в целом проникновения цифрового мира в повседневную жизнь, зародилось понятие «медиаискусство» — как вид искусства, произведения которого создаются и представляются с помощью современных информационно-коммуникационных или медиа технологий [6]. Данное направление охватывает различные формы современного искусства, которые создаются с помощью новых технологий, и функционирует совсем иначе, нежели его предшественники. Вместе с тем необходимо отметить, что медиаискусство, в зависимости от формы подачи, может упоминаться как «new media art», «электронное искусство» и «цифровое искусство».

Сегодня современное искусство с помощью новых медиа предполагает прямое взаимодействие между художником и аудиторией, что даёт возможность каждому зрителю не только узнать, какой смысл и какие чувства скрываются за тем или иным объектом искусства, но и позволяет погрузиться, максимально прочувствовать его на себе через различные инновационные технологии. С их помощью искусство хранит, отображает и считывает информацию разными способами и для разной аудитории. При этом оно идёт следом за новыми достижениями, постоянно совершенствуется и изменяется.

В данном направлении для более чёткой передачи информации используются разного рода технологии: проекторы, лазеры, звуки, датчики движения и т. п. С помощью разнообразия методов преподнесения информации, можно выделить такие жанры медиаискусства как: инсталляции и медиаперформансы, нет-арт и веб-искусство, компьютерные игры и ASCII-графика, технологии виртуальной и дополненной реальности, 3D-печать и диджитал изображения и многое другое.

Представители медиаискусства — «медиахудожники» — выполняют важную социальную функцию — они «одушевляют» искусство, тесно связывают созданное произведение со зрителем, даже если работа существует только в цифровом пространстве и ее нельзя потрогать или увидеть вживую [5]. Благодаря созданию и использованию в объектах искусства интерактивной реальности и новых технологий, увеличивается спрос и интерес зрителей к предмету внимания. Авторы работ данного направления стали использовать самые разные возможности, чтобы охватить всю сенсорику зрителя для того, чтобы он мог лучше прочувствовать идею, встать на место создателя и найти точки соприкосновения взглядов и переживаний. Исходя из этого, можно заметить некую манипуляционную силу медиаискусства, ведь оно способно притягивать к себе зрителей и активно воздействовать на них.

Медиаискусство окружает нас повсюду, будь то улица, выставка или Интернет. К примеру, в городской среде на зданиях используют технологию мэппинга, которая представляет собой 3D-проекцию на любом объекте окружающей среды, с учетом его масштаба, геометрии и положения в пространстве [4]. Подобная методика прослеживается на известном фестивале «Круг света», когда фасады известных зданий (Большой театр, Манеж, МГУ, др.) используют как объекты мультимедийных и световых инсталляций. Праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге, фестиваль «Спасская башня» в Москве также используют элементы «new media art». Активно медиаискусство внедряют на выставках и в музеях. Так, на мультимедийной выставке «Сальвадор Дали. Король сюрреализма», проводившуюся в центре цифрового искусства Artplay Media, главная задача состояла в том, чтобы «выйти за рамки реальности, попытаться отразить сны, фантазии, мысли» известного художника, используя мультимедийные технологии [3]. Другая выставка «Биеннале искусство будущего» в Мультимедиа Арт Музее, на которой были представлены художественные проекты на основе Индустрии 4.0, использующие 3D-анимацию, нейросети, дополненную реальность и др. [1]. Что касается музеев, то они также активно начинают использовать современные технологии в своих экспозициях. А именно, в музее «Тульский кремль» есть экспозиция, где представлена белая чистая книга, листая которую, мы начинаем видеть на страницах проекцию исторических событий, карт и писем, что особенно заостряет внимание посетителей на экспозицию и всё, что с ней связано. В Пушкинском музее на выставке «Мумии Древнего Египта», за счет видеопроекции, посетители могут ознакомиться с тем, как происходила мумификация; что было найдено в саркофагах; какие тайны скрывали иероглифы и многое другое. Стоит также отметить, что медиа-арт окружает людей и в привычной городской среде, привлекая тем самым внимание не только местных жителей, но и туристов. К примеру, поющие фонтаны, которые представляют собой магическое представление, построенное на взаимодействии света, музыки и потоков воды (поющий фонтан в Олимпийском парке в Сочи; фонтаны Кржижикова в Праге; Магический фонтан в Барселоне; др.). Ещё один необычный пример — инсталляция «Кинетический дождь», в Сингапуре. Данный объект состоит из более чем тысячи бронзовых капель, которые движутся в определённом рисунке под специальную музыку, что напоминает танец. Следует также добавить, что медиа-арт способен приносить сверхприбыль, например, кинематографу, в котором используется компьютерная анимация, графика, визуальные эффекты (фильмы «Матрица»; «Пираты Карибского моря»; «Аватар»; «Гравитация»; др.), в рекламе — выставочные сценографии (работа Гади — витрины магазинов Montblanc, где фирменными ручками пишут и рисуют роботы [2]), 3D-реклама на зданиях (проекция гигантской трехмерной кошки в Токио и др.).

Таким образом, благодаря развитию современного мира, технологий и новых медиа, медиаискусство активно развивается и внедряется в нашу жизнь. В дальнейшем оно продолжит усиливать свои позиции на мировом пространстве и открывать уникальные объекты искусства для привлечения ещё большего числа зрителей.

Литература:

  1. Биеннале «Искусство будущего / Art for the future» // culture.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/events/1566863/biennale-iskusstvo-budushego-art-for-the-future
  2. Media Art: как искусство совершает прорыв в науке c помощью технологий // Forbes.ru [Электронный источник]. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/384237-media-art-kak-iskusstvo-sovershaet-proryv-v-nauke-c-pomoshchyu-tehnologiy
  3. Сальвадор Дали. Король сюрреализма // artplaymedia.ru [Электронный ресурс]. URL: https://artplaymedia.ru/exhibition/page_sur/
  4. 3D-мэппинг // moslenta.ru [Электронный ресурс]. URL: https://moslenta.ru/razvlecheniya/krugsveta.htm
  5. Что такое Новые медиа, или digital-глобализация // AMDG [Электронный ресурс]. URL: https://amdg.ru/blog/new-media/
  6. Что такое медиа арт? // teterin.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.teterin.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=29&Itemid=47

Ключевые слова

выставки, музеи, медиаискусство, новые медиа, медиа-арт