К вопросу о факторах, влияющих на безопасность работы железнодорожных переездов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

К вопросу о факторах, влияющих на безопасность работы железнодорожных переездов / Д. А. Логунов, Е. С. Булдакова, М. В. Ключников [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/439/17126/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье авторы рассматривают проблему обеспечения безопасности на железнодорожных переездах. Приводится статистика происшествий на переездах за последние 15 лет. Предложена усовершенствованная блок-схема факторов, влияющих на работу переезда.

Ключевые слова: железнодорожный переезд, дорожно-транспортное происшествие, ответственный технологический процесс, блок-схема факторов.

Железнодорожный переезд (ЖДП) представляет собой точку пересечения железнодорожных путей и автодорог в одном уровне, и поэтому является объектом высокой опасности. Несмотря на то, что каждый год сокращается количество железнодорожных переездов в России, количество различных транспортных происшествий остается приблизительно на одном уровне (рис. 1), как и общее число умерших и раненых в таких происшествиях. Также следует отметить, что дорожно-транспортные происшествия (ДТП) на переездах приводят к значительным финансовым потерям.

Число ЖДП и количество ДТП на железнодорожных переездах в России

Рис. 1. Число ЖДП и количество ДТП на железнодорожных переездах в России

Известны разные факторы, воздействующие на функционирование ЖДП [1, 2]. Для определения внутренних и внешних факторов, обладающих действием на работу и безопасность ЖДП необходимо сформировать модель работы ЖДП. Железнодорожный переезд представляется сложной системой, складывающейся из нескольких подсистем и разных устройств, взаимодействующих между собой и обеспечивающих безопасность движения. Разработанная схема работы ЖДП как модели ответственного технологического процесса, позволила выделить основные факторы [3]. Недостатком данной схемы является то, что в ней факторы сгруппированы и нельзя определить взаимное влияние разных факторов. Также схема не позволяет рассматривать отдельные механизмы возникновения ДТП на ЖДП.

Рассмотрим отдельно основные группы факторов, которые могут привести к ДТП. К ним относится состояние водителя, состояние оборудования переезда, погодные условия, видимость, состояние автодороги, ошибка обслуживающего персонала, техническая неисправность автомобиля. Причем существует взаимная связь групп факторов и отдельных факторов между собой. Так погодные условия влияют на видимость, а осадки отдельно влияют на сцепление с дорогой.

Для того чтобы наиболее полно оценить факторы, влияющие на работу и безопасность ЖДП, схема работы ЖДП как модели ответственного технологического процесса была представлена в виде усовершенствованной блок-схемы факторов, влияющих на работу ЖДП (рис. 2).


Блок-схема факторов, влияющих на работу ЖДП

Рис. 2. Блок-схема факторов, влияющих на работу ЖДП


Полученная схема содержит 51 фактор, влияющий на работу ЖДП. Группировка факторов позволяет точнее оценивать их воздействие и значимость в возникновении ДТП на ЖДП.

Для того чтобы определить главные факторы, влияющие на работу ЖДП необходимо выполнить априорный анализ схемы. Одним из возможных методов анализа является метод экспертных оценок. Определение главных факторов, влияющих на безопасность и работу ЖДП позволит усовершенствовать существующую модель движения на ЖДП и спроектировать новые технические средства для повышения безопасности движения на ЖДП.

Литература:

1. Баранов, А. М. Повышение безопасности дорожного движения на нерегулируемых железнодорожных переездах / А. М. Баранов,

2. А. В. Литвинов, А. Н. Зубарев. — Текст: непосредственный // Современные материалы, техника и технологии. — 2018. — № 6 (21). — С. 120–125.

3. Хорошев, В. В. Концепция полносвязного мониторинга инфраструктуры переездов / В. В. Хорошев, Д. В. Ефанов, Г. В. Осадчий. — Текст: непосредственный // Транспорт Российской Федерации. — 2018. — № 1 (74). — С. 47–52.

4. Ахмедзянов, Г. Г. Исследование факторов, влияющих на работу железнодорожного переезда / Г. Г. Ахмедзянов, В. В. Дремин. — Текст: непосредственный // Известия Транссиба. — 2021. — № 3 (47). — С. 130–138.

Ключевые слова

дорожно-транспортное происшествие, железнодорожный переезд, ответственный технологический процесс, блок-схема факторов