Проблема психологической адаптации курсантов военно-морских институтов (теоретический аспект) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Богданов, М. М. Проблема психологической адаптации курсантов военно-морских институтов (теоретический аспект) / М. М. Богданов, А. А. Метелева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 19-25. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/439/17118/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье авторы стараются систематизировать теоретическую информацию по проблеме адаптации личности в целом, и психологической адаптации военнослужащих в частности, а также представить основные факторы, влияющие на процесс психологической адаптации курсантов военно-морских институтов и предложить на основе изложенного систему мер, направленных на улучшение процесса адаптации курсантов военно-морских институтов.

Ключевые слова: адаптация, психологическая адаптация, курсант, адаптированность, физиологическая адаптация, уровни адаптации, стресс.

В современной геополитической обстановке вопрос подготовки высококвалифицированных кадров Вооруженных Сил Российской Федерации является одним из наиболее важных. Современный офицер должен быть не только компетентным в своей области специалистом, но и обладать необходимыми для защиты своей страны чертами, такими как: патриотизм, дисциплинированность, ответственность, стрессоустойчивость, психологическая готовность, военно-профессиональная направленность, а также быть способным и готовым принимать управленческие решения в условиях не только ограниченного времени, но и опасности для жизни и здоровья. Процесс формирования вышеуказанных характеристик в современных реалиях, в большинстве своем, происходит в образовательном процессе военных вузов и ответственность за результат возлагается, в основном, на офицерский и профессорско-преподавательский состав. Им необходимо за пять лет сформировать из вчерашнего школьника высококлассного специалиста гражданина-патриота, высоконравственную и разносторонне одаренную личность, что, в конечном счете и является целью воспитания военнослужащих. При этом следует учитывать, что отдельный период времени уходит на адаптацию курсантов к новым условиям и данному процессу следует уделять особое внимание, поскольку успешность прохождения адаптационного этапа во многом влияет на дальнейшее развитие личности курсанта. Именно проблеме адаптации курсантов военных институтов и будет посвящена данная работа.

Для начала необходимо разобраться, что же понимается под процессом адаптации личности и в чем состоят его особенности. Следует отметить, что данной проблемой занимался и продолжает заниматься по сей день ряд ученых-представителей различных научных отраслей. Соответственно, и подходов к понятию адаптации в настоящее время существует значительное количество. Изначально понятие « адаптация » пришло из биологии, где адаптация трактовалась как механизм биологического приспособления различных видов животного и растительного мира к изменчивым условиям среды обитания.

Возникновение термина «адаптация» (от латинского adaptio — приспособляю) относится ко второй половине XVIII века и связано с именем немецкого физиолога Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения и слуха, выражающегося в повышении или понижении чувствительности в ответ на действия адекватного раздражителя [4, с. 77]. Процесс адаптации рассматривался физиологами с различных позиций и точек зрения. Одна из позиций состоит в том, что со стороны организма адаптация — это чисто пассивный процесс уравновешивания системы «организм — среда», удерживание существенных переменных в одних пределах; другая точка зрения утверждает, что организм должен сам нарушать это равновесие, стремясь активно оптимизировать свои внутренние переменные.

В различное время ученые-физиологи рассматривали адаптацию или как общую реакцию всего организма на изменение окружающей среды при ведущей роли какой-либо одной физиологической системы: нервной (Иван Михайлович Сеченов, Иван Петрович Павлов), эндокринной (Ганс Селье), половой (3игмунд Фрейд), генетической (Феликс Залманович Меерсон) и др., или как специфическую «физиологическую адаптацию», характеризующуюся лишь изменениями чувствительности какого-либо органа.

В свою очередь в философии в определение явления «адаптация» вкладывались общие закономерности и связи между имеющимися обстоятельствами и последовательным становлением личности.

В социологии и психологии «адаптация» ассоциируется с процессом и результатом установления определенных взаимоотношений между личностью и социальной средой. Психологическая адаптация раскрывается как приспособление индивида к условиям и задачам на уровне психических процессов.

Вадим Артурович Петровский под адаптацией понимает тенденцию субъекта к реализации и воспроизведению в деятельности уже имеющихся у него стремлений, направленность на осуществление таких действий, целесообразность которых была подтверждена предшествующим опытом [3, с.27].

В самом общем виде под адаптацией понимается приспособление к изменяющимся внешним и (или) внутренним условиям. Анализируя научные труды по проблеме адаптации, можно сказать, что процесс адаптации человека включает в себя минимум две стороны (аспекта): биологическую (физиологическую) и психологическую. Если под биологической (физиологической) адаптацией понимается приспособление организма к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды: температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и др. физическим условиям, а также к изменениям в организме: различным заболеваниям и т. д., то психологическая сторона адаптации личности подразумевает, прежде всего, приспособление человека как личности к определенному обществу с его нормами, требованиями, устоями и др. В целом, можно сказать, что психологическая адаптация является двусторонним процессом, то есть не только индивид приспосабливается к окружающей действительности, в результате чего происходят изменения в его психике, но и среда меняется под влиянием действий индивида.

Адаптацию военнослужащих к воинской деятельности , в свою очередь, мы будем рассматривать как сложный динамический, многоуровневый и многосторонний процесс перестройки потребностно — мотивационной сферы, комплекса имеющихся навыков, умений и привычек в соответствии с новыми задачами, целями, перспективами и условиями их реализации.

Адаптация военнослужащих — это, прежде всего, двухсторонний процесс взаимодействия между личностью и коллективом, опосредованного совместной воинской деятельностью, результатом которого является адаптированность , которую, Альберт Агабекович Налчаджян характеризует как состояние взаимодействия личности и группы, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность и в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляются к ней, а также переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей [1, с. 98]. В свою очередь, Виталий Александрович Сластёнин и Владимир Петрович Каширин выделили три уровня адаптированности личности:

Внутренняя адаптированность личности характеризуется перестройкой её функциональных структур и систем при определённом изменении среды её жизнедеятельности. Происходит содержательная, полная адаптация. Применительно к курсантам данный уровень можно охарактеризовать не только полным принятием существующих требований и норм в среде военнослужащих, но и перевод их в свою внутреннюю структуру, полное осознание их правильности и необходимости.

Внешняя (поведенческая, приспособительная) адаптированность личности отличается отсутствием внутренней (содержательной) перестройки, сохранением себя и своей самостоятельности. Происходит инструментальная адаптация личности. В данном случае курсанты могут соблюдать принятые нормы, но в случае отсутствия контроля возвращаются к привычному поведению.

Смешанная адаптированность личности частично проявляется перестраиванием и подстраиванием внутренне под среду, её ценности и нормы и частично — инструментальной адаптацией, сохранением своего «Я«, своей самостоятельности, «самости» [2, с.218].

Конечно, в Вооруженных Силах наиболее предпочтительной является полная внутренняя адаптированность личности. Так как этого добиться? От чего, собственно, зависит процесс адаптации? Почему одни военнослужащие легко входят в новый коллектив, усваивают новые обязанности и т. д., а другим для этого нужно гораздо больше времени? По данным проведенного нами опроса среди курсантов первого курса, можно выделить следующие стрессогенные факторы , с которыми они столкнулись и к которым оказались не готовы:

— совершенно иной ритм жизни (строгая регламентация жизнедеятельности, необходимость соблюдения дисциплины и требований уставов);

— высокий уровень как физических, так и психологических нагрузок (возросшая физическая подготовка, несение нарядов, заступление в караулы, гарнизонные мероприятия, отсутствие рядом семьи и близких);

— особенности быта (казарменное положение, коллективизм, необходимость постоянного и самостоятельного поддержания уставного порядка);

— необходимость постоянного обучения (речь идет не только об образовательном процессе, но и об освоении нового круга обязанностей);

— новый коллектив, состоящий из людей с разным уровнем образования и воспитания, появление младших командиров, которые могут быть в одной возрастной категории;

— появление новых ролевых функций (необходимость подчинения командирам различных уровней и степеней) и др.

Помимо вышеуказанных факторов, необходимо отметить также личностные особенности, напрямую оказывающие влияние на процесс адаптации и которые необходимо учитывать:

— неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка. Искаженное представление о себе неизбежно ведет к нарушению адаптации, что, как правило, сопровождается нарушением взаимоотношений, ухудшением работоспособности, изменением состояния здоровья;

— наличие акцентуаций характера, например, демонстративность;

— слабое здоровье, а соответственно неспособность в полной мере выдержать нагрузки;

— особенности характера (тревожность, эгоизм, необязательность, неряшливость и т. д.);

— низкий уровень развития способностей (физических, интеллектуальных, коммуникативных и т. д.);

— эмоционально-волевая или нервно-психическая неустойчивость, а также неумение регулировать собственные психофизиологические состояния, соответственно быстрая и легкая подверженность стрессу;

— несоответствие представлений и ожиданий военнослужащего о реальных условиях его предстоящей жизнедеятельности (расхождение сформированного образа с реальностью, как следствие отсутствие психологической готовности).

В целом, следует отметить, что процесс адаптации включает в себя три стадии :

ориентировочную или первичную (на этой стадии курсанты имеют, в какой-то мере идеализированное представление о предстоящей жизни, как правило, выражают стремление к выполнению требований командиров, проявляют старательность и исполнительность, одновременно с этим, оценивая личностные качества командиров и членов воинского коллектива, вырабатывая стили взаимодействия с ними);

критическую (происходит переосмысление норм и требований. На этом этапе нередко возникают конфликты в воинских подразделениях. Жёсткая психоэмоциональная нагрузка, новый режим жизни, новый коллектив, обязанности военной службы, боевая подготовка, на молодого человека буквально обрушивается — система правил, в следствие чего возникает отторжение, апатия, лень, психосоматика, негативное отношение или непринятие правил и порядков данной системы. Человек может почувствовать себя загнанным в определённые рамки);

завершающую (у курсантов уже вырабатывается устойчивая модель поведения).

Как уже отмечалось ранее, в условиях военно-морских институтов процесс психологической адаптации курсантов возлагается на командный и профессорско-преподавательский состав, которые не только должны учитывать вышеуказанные особенности, но и применять систему действий на всех этапах адаптации курсантов. К таким действиям можно отнести следующие:

— строгий психологический отбор;

— постоянная разъяснительная работа с личным составом об особенностях обучения, службы и жизнедеятельности;

— своевременное выявление лиц с нарушениями адаптационного процесса;

— систематическое проведение мероприятий по сплочению курсантских коллективов, а также профилактике и разрешению конфликтов;

— формирование и развитие коммуникативных способностей курсантов;

— взаимодействие и сотрудничество командного и преподавательского составов;

— равномерное распределение нарядов и иных видов нагрузок;

— организация культурно-досуговой работы в подразделениях;

— обучение методам и приемам саморегуляции и др.

Таким образом, следует отметить, что вопрос решения проблемы психологической адаптации курсантов военно-морских институтов является одним из приоритетных и должен интересовать не только специалистов-психологов, но и командный, а также профессорско-преподавательский составы, систематическая, последовательная, а главное, совместная работа которых может привести к положительному результату.

Литература:

  1. Налчаджян А. А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). / А. А. Налчаджян. — Ереван.: Издательство АН Армянской ССР, 1988. — 264 с.
  2. Сластенин В. А. Каширин В. П. Педагогика и психология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
  3. Петровский, В. А. Психология неадаптивной активности. — М.: 1992. — 224 с.
  4. Профессиональная адаптация военнослужащих по призыву в воинских частях и подразделениях Воздушно-космических сил Вооруженных сил России [Текст] / А. В. Леопа, В. А. Корытков; М-во образования и науки Российской Федерации, Сибирский федеральный ун-т, [Военно-инженерный ин-т]. — Красноярск: СФУ, 2016. — 252 с.

Ключевые слова

адаптация, стресс, курсант, адаптированность, психологическая адаптация, физиологическая адаптация, уровни адаптации