Политейнмент в контексте медиатизации политики
Автор: Василенко Ярослава Игоревна
Научный руководитель: Быков Илья Анатольевич
Рубрика: 21. Политология
Опубликовано в
XXXIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2022)
Дата публикации: 26.02.2022
Статья просмотрена: 300 раз
Библиографическое описание:
Василенко, Я. И. Политейнмент в контексте медиатизации политики / Я. И. Василенко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 32-37. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/427/17019/ (дата обращения: 15.11.2024).
Рассмотрен феномен политейнмента как проявление общемировой тенденции медиатизации политики. Политейнмент представлен как процесс сращения политики, журналистики и развлечений, нацеленный на завоевание внимания аудитории под влиянием эмоционального впечатления и визуального восприятия, который активно используется как новейшая технология политической коммуникации.
Ключевые слова: политейнмент, медиатизация политики, политическая коммуникация.
В современном мире функционирование гражданского общества все больше подвергается воздействию со стороны политических и масс-медийных системных механизмов. Поставляя соответствующую социальную, политическую и культурную информацию, СМИ включаются в процесс социально-политической коммуникации, способствуя поддержанию, трансформации картины мира субъекта, интерпретируя этот мир и тем самым воздействуя на общественное сознание.
С одной стороны, политикам жизненно необходимо медийное пространство для пропаганды своих идей, завоевания общественной поддержки и самоутверждения. С другой стороны, медиа нуждаются в «эксклюзивной» информации для повышения своей привлекательности и расширения аудитории. Все это приводит к неизбежному симбиозу политики и медиа, то есть медиатизации политики .
В целом, для современного общества процесс медиатизации является одним из главных и рассматривается как исторический процесс, который сопровождает все этапы информационной революции. Медиатизацию рассматривают как процесс социальных изменений, в котором масс-медиа оказывает сильное воздействие на разные сферы общества. Современное медиапространство усложняется и трансформируется: традиционные формы коммуникации адаптируются к новым — цифровым формам средств массовой коммуникации [1, с. 24].
Впервые данную тенденцию как общемировую обозначили американцы Л. Беннет и Р. Энтман, отметив примеры чрезмерного вторжения СМИ в политические процессы в разных странах. [2, с. 14]
Говоря о медиатизации политики, имеют в виду, прежде всего, расширение и упрощение доступа к политически значимой информации для огромных слоев населения. Именно СМИ формируют «повестку дня», превращают одни события в важные и существенные, а другие — в малозначительные и не заслуживающие внимания. СМИ самостоятельно выбирают и варьируют политический контент, акцентируя внимание на определенных информационных поводах. Опасность состоит в том, что, тот, кто контролирует ведущие СМИ, может попытаться навязать свои политические предпочтения гражданам. С другой стороны, это приводит к повышению независимости СМИ от политиков, что делает невозможным полный контроль политиков за созданием и трансляцией сообщений, адресованных широкой аудитории.
Медиатизированная политика по сути есть виртуальная реальность, представляемая и создаваемая средствами массовой информации, а медиатизация политики — процесс установления этой реальности. Этот процесс представляет собой совокупность массовых явлений информационного воздействия и взаимодействия как внутри политической сферы (с помощью формальных или неформальных управленческих технологий), так и при ее переплетении со сферой СМИ — то есть через публичные презентации политических смыслов. Иными словами, медиатизация политики — не что иное, как процесс проникновения политического поля в медийное, и наоборот. [2, с. 254]
Медиатизированная политика становится не набором скучных текстов, а ярким, иногда веселым спектаклем. Этот феномен известен как политейнмент , и его появление напрямую связывают с процессом медиатизации политики. В целом западные исследователи отмечают тенденцию смещения вектора развития и медиа, и политики в сторону политейнмента.
Политейнмент (Politainment) — термин, возникший из соединения слов politics ( англ. политика) и entertainment (англ. развлечения), который описывает связь между политикой, журналистикой и культурой развлечений. Это понятие отображает наличие (или превалирование) развлекательного компонента на уровне политики, то есть слияние политики и шоу-бизнеса, когда политические процессы воспринимаются как единство новости, развлечения и рекламы. Политейнмент и политический театр, относящиеся к индустрии политического развлечения, являются стратегическими формами или видами политической коммуникации, которые рассчитаны на получение массовой поддержки политика и власти с помощью политического шоу. [3, с. 18]
Политическая игра, хотя внешне подчеркивает политические аспекты передаваемой информации, в значительной мере опирается на методы поп-культуры и журналистики, чтобы сделать сложную информацию более доступной или убедительной и отвлечь внимание общественности от политически неблагоприятных тем. Кроме того, политическая коммуникация в виде политейнмента представлена в развлекательной форме, что значительно повышает эффективность ее усвоения, поскольку существенно возрастает эмоциональный компонент восприятия.
Политическая игра может быть (1) коммуникационным инструментом для политиков и политтехнологов, который они используют в интересах собственной партии и в ущерб политическому противнику, или (2) стратегией для издателей новостей, журналистов и т. д. для продвижению их СМИ и журналистской работы. Ярким примером считается «трампизм», который с его сильной анти-интеллектуальной массовой привлекательностью оказал влияние на оба направления.
С избранием Д. Трампа президентом США, который был не классическим политиком, а скорее шоуменом, в избирательных кампаниях по всему миру начали проявляться новые тренды. По всей Европе приобрели популярность и приходят к власти так называемые «антисистемные» партии и «несистемные» политики, например, Э. Макрон во Франции, Дж. Трюдо в Канаде, движение «Пять звезд» в Италии, А. Бабиш в Чехии, которые работают с разочаровавшимся в политике избирателем и получают отличный результат. Эту тенденцию продолжил В Зеленский, профессиональный актер и комик, неожиданно для всех победив на президентских выборах в Украине в 2019г.
Увлечение общества политической игрой возникло как следствие широко распространенного разочарования в политике и общемировой тенденции усталости общества от традиционных политиков и их риторики.
Однако многие исследователи отмечают, что вышеупомянутый эмоциональный компонент политейнмента несет немалый вредный и даже деструктивный потенциал. Так, основанное именно на эмоциональном восприятии явление персонализации политики, ориентирует на внешний фактор личной привлекательности лидера и отводит на второй план содержание политических программ. Вследствие, главными действующими лицами являются не политические партии с четко определенными экономическими и мировоззренческими принципами, а их лидеры, в основном ориентированные на собственные амбиции и конъюнктурные интересы [4].
В результате распространения технологии политейнмента, в борьбе за власть решающим становится не объективная оценка личности кандидатов, не их жизненный бэкграунд, а эмоциональное восприятие созданного талантливыми имиджмейкерами образа и качества подготовленного профессиональными режиссерами политического шоу. В современном мире политейнмент стремительно превращается в главный инструмент борьбы за приверженность избирателей, средство продвижения и отстаивания политических интересов. При кажущейся безобидности, он может быть средством манипулирования массами вплоть до политической психологической войны.
Развлекательный формат транслирования политической информации, обращение к эмоциям, распыление внимания электората на проделки шоуменов от политики мешает критическому мышлению и отвлекает от выявления истинных намерений конкретных государственных деятелей, политиков и политических партий. Обращение к подсознательному, тенденциозное освещение неоднозначных вопросов, скандальные заявления и эпатажные поступки всегда приносили дивиденды популистам во всем мире, а политейнмент позволил им подняться на новый уровень.
Основная цель политейнмента — это не сам коммуникативный акт, а завоевание внимания аудитории, под влиянием эмоционального впечатления, ориентация на визуальное, а не на вербальное восприятие. Для политейнмента характерен политический перформанс — комплексное коммуникативное действо, в котором равноценными являются роли действующих лиц, и, собственно, аудитории. Общественно-политические перформансные акции могут быть от простейших театрализаций до сложных сценариев, требующих профессионализма исполнителей. Важным аспектом политических перформансов является зрелищность, театрализация действительности, при этом граница между исполнителем и зрителем специально стирается, акцент делается на взаимодействии «сцены» и «зала для зрителей». Благодаря перформансу политическая мобилизация достигает тех слоев населения, которые не интересуются политикой, привлекает их к политической деятельности путем предоставления политического участия через элементы игры [3].
Вместе с тем, политейнмент может служить и вполне конструктивным целям. Широкое использование социальных сетей, современных приемов создания и транслирования контента способствует вовлечению в активную политику молодежи, предоставляет политическому процессу динамизм, открывает новые возможности общественной коммуникации, что в совокупности с развитием общей медиа грамотности граждан способно превратиться в эффективный инструмент обновления политических элит.
Таким образом, процесс медиатизации политики, т. е. растущее вмешательство СМИ в политическое пространство, запрос на упрощенную, доступную форму политической информации в развлекательной форме породил феномен политейнмента (сращение политики, журналистики и развлечений), который активно используется как политическая технология в избирательных кампаниях и политическом процессе. В то же время растущее вмешательство масс медиа в политическое пространство во многих странах приводит к тому, что СМИ узурпируют функции политических институтов. Благодаря новым информационным и развлекательным технологиям, политикам проще манипулировать общественным мнением, внедрять популистские идеи в массовое сознание.
Литература:
- Бодрунова С. С. Медиакратия: СМИ и власть в современных демократических обществах / С. С. Бодрунова. Автореф. дис… доктора наук. СПб, 2015. — 48 с.
- Дзялошинский И. М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. Монография. / И. М. Дзялошинский. — М.: Издательство АПК и ППРО, 2013. — 479 с.
- Драгун Е. М. Инфотейнмент как явление современной медиакультуры / Е. М. Драгун. Автореф. дис… канд. наук. М. — 2015. — 34 с.
- Закиров М. Политейнмент в структуре политических коммуникаций / М. Закиров. URL: http://nbuviap.gov.ua/index. php?option=comcontent&viewarticle&id=5000:politejnment
Похожие статьи
Медиакультура как современный социальный феномен
Растущая роль медиакультуры и информационно-коммуникационных технологий, воспринимаемая как фактор, влияющий на общество и личную психологию, политику, экономику и систему государственного управления. Это создает новые проблемы для медиа исследований...
Гуманистический маркетинг как новый этап развития общества
В статье выявлен новый этап становления маркетинговых реалий, обусловленный глобальными изменениями существующего общества. Автор рассматривает становление гуманистического маркетинга на примере тренда бодипозитива и его использования в рекламных кам...
Вербальная репрезентация осознанности в медийном дискурсе (на примере российских и американских журналов)
В данной статье рассматривается вербальная репрезентация концепции осознанности в медийном дискурсе, особое внимание уделяется журналам в российской и американской культурах. Концепт осознанности, уходящий корнями в буддийские традиции, привлек значи...
Медиапространство в рамках современного политического дискурса
Данная статья посвящена рассмотрению роли современного медиапространства в рамках пространства политического дискурса.
Коммуникация как инструмент транслирования этических ценностей в современных организациях
В статье автор рассматривает взаимодействие этических ценностей персонала в современных организациях в рамках процесса коммуникации.
Мониторинг как инструмент предиктивной аналитики в образовании
В статье автор разворачивает дискуссию вокруг использования предиктивной аналитики в сфере образования, подчеркивая её роль в персонализации учебного процесса и в прогнозировании успехов студентов, что становится ключом к созданию более гибкой и отзы...
Влияние глобализации на культуру
В статье рассматриваются проблемы проникновения информационных технологий в различные культуры и их развитие под влиянием компьютеризации. Автор считает, что с помощью средств массовых коммуникаций происходит проникновение одной культуры в другую и ч...
Модель формирования позитивного имиджа образовательной организации
В статье исследуется вопрос формирования позитивного имиджа в образовательных организациях и рассматривает PR-деятельность как систему внутренних и внешних коммуникационных процессов. Подтверждается актуальность применения связей с общественностью в ...
Идиомы и метафоры в репрезентации концепта «контроль» (control) в современном политическом медийном дискурсе
Представленное исследование культурно важного концепта «Контроль» (Control) раскрывает его новое когнитивное развитие в современном британском политическом медийном дискурсе. Концепт, представленный в этом типе дискурса, указывает на увеличение значи...
Слактивизм как источник возникновения и развития конфликтов в современном обществе
Данная статья рассматривает влияние инструментов «слактивизма» на общественные процессы, беря за основу конфликты в современном обществе.
Похожие статьи
Медиакультура как современный социальный феномен
Растущая роль медиакультуры и информационно-коммуникационных технологий, воспринимаемая как фактор, влияющий на общество и личную психологию, политику, экономику и систему государственного управления. Это создает новые проблемы для медиа исследований...
Гуманистический маркетинг как новый этап развития общества
В статье выявлен новый этап становления маркетинговых реалий, обусловленный глобальными изменениями существующего общества. Автор рассматривает становление гуманистического маркетинга на примере тренда бодипозитива и его использования в рекламных кам...
Вербальная репрезентация осознанности в медийном дискурсе (на примере российских и американских журналов)
В данной статье рассматривается вербальная репрезентация концепции осознанности в медийном дискурсе, особое внимание уделяется журналам в российской и американской культурах. Концепт осознанности, уходящий корнями в буддийские традиции, привлек значи...
Медиапространство в рамках современного политического дискурса
Данная статья посвящена рассмотрению роли современного медиапространства в рамках пространства политического дискурса.
Коммуникация как инструмент транслирования этических ценностей в современных организациях
В статье автор рассматривает взаимодействие этических ценностей персонала в современных организациях в рамках процесса коммуникации.
Мониторинг как инструмент предиктивной аналитики в образовании
В статье автор разворачивает дискуссию вокруг использования предиктивной аналитики в сфере образования, подчеркивая её роль в персонализации учебного процесса и в прогнозировании успехов студентов, что становится ключом к созданию более гибкой и отзы...
Влияние глобализации на культуру
В статье рассматриваются проблемы проникновения информационных технологий в различные культуры и их развитие под влиянием компьютеризации. Автор считает, что с помощью средств массовых коммуникаций происходит проникновение одной культуры в другую и ч...
Модель формирования позитивного имиджа образовательной организации
В статье исследуется вопрос формирования позитивного имиджа в образовательных организациях и рассматривает PR-деятельность как систему внутренних и внешних коммуникационных процессов. Подтверждается актуальность применения связей с общественностью в ...
Идиомы и метафоры в репрезентации концепта «контроль» (control) в современном политическом медийном дискурсе
Представленное исследование культурно важного концепта «Контроль» (Control) раскрывает его новое когнитивное развитие в современном британском политическом медийном дискурсе. Концепт, представленный в этом типе дискурса, указывает на увеличение значи...
Слактивизм как источник возникновения и развития конфликтов в современном обществе
Данная статья рассматривает влияние инструментов «слактивизма» на общественные процессы, беря за основу конфликты в современном обществе.