В статье рассказывается об особенностях развития силовых способностей детей младшего школьного возраста. Описываются критерии оценивания результатов развития силовых способностей.
Ключевые слова : силовые способности, методика, спорт, учащиеся, особенности.
Актуальность исследования. На сегодняшний день на спортивных выступлениях наблюдается тенденция спада силовых способностей у детей младшего школьного возраста. Это может говорить о том, что методика развития силовых способностей направлена больше в педагогическое образование, а рассматривается в дополнительных учреждениях, не имея необходимого научного обоснования в системе общей подготовки детей младшего школьного возраста. Говоря о силовых способностях детей начальных классов, необходимо отметить: что в тренировочном процессе силовая подготовка планируется, как процесс комплексного воздействия для формирования скоростно-силовой и силовой выносливости. Основной формой силовой подготовки являются одноцелевые занятия, которые в большей мере, направлены на воспитание силовых способностей, с задачами и содержанием каждого занятия, с регулярной последовательностью педагогического воздействия и меняются временными параметрами. В теории и методике физической культуры мало информации представлено, где полностью теоретически и экспериментально описано применение средств, форм, методов и психолого-педагогических условий в дополнительных учреждениях, которые направлены на развитие силовых способностей, в связи с этим, тема исследования является актуальной.
Цель исследования. Теоретическое изучение и обоснование средств и методов, влияющих на развитие силовых способностей детей младшего школьного возраста в единоборствах.
По данным К. Булич, В. Муравова, организм каждого ребёнка постоянно находится в процессе роста и развития, которые ему необходимо проходить все время в определенной последовательности. От момента его рождения до становления взрослым человеком, ребенок проходит через конкретные возрастные периоды. Для ребёнка в разные периоды его жизни характерны конкретные формирования анатомо-физиологических особенностей, связь которых образует след на реактивные свойства сопротивляемости организма [1, 5, 6]
По мнению Ю. Ф. Курамшина самая важная цель физической культуры у детей младшего школьного возраста — оказывать содействие всестороннему, гармоничному развитию личности младшего школьника и подготовке ребёнка к жизни, в первую очередь к получению профессии и успешному включению в трудовую деятельность. Одной из основных и немаловажной целью в развитии силовых способностей ребёнка, является укрепление опорно-двигательного аппарата. Так как у детей младшего школьного возраста развитие силовых способностей производится только в гигиенических целях и по соображениям учебного характера, не нужно требовать от детей достижения высоких результатов [4]
Ю. Ф. Курамшин отмечает также общие задачи, которые составляют основу формирования силовых способностей, рассчитаны на использование средств физической культуры. Общими задачами являются:
1) содействие гармоничному совершенствованию опорно-двигательного аппарата;
2) формирование правильной осанки;
3) укрепление сердечно-сосудистой системы;
4) воспитывать детей правильной организации физических усилий, рациональному использованию сил в соответствии с поставленными задачами и конкретными условиями деятельности [4].
По мнению В. Д. Сонькина, к основному требованию развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста относят: обеспечение связи с формированием и совершенствованием двигательных умений и навыков. Значимые проявления силовых способностей обнаруживаются только в условиях определённой двигательной деятельности, в целостности с технологией выполнения двигательных действий [6]. Следовательно, когда мы используем разного рода виды и элементы двигательной деятельности, регулярно занимаемся ими, мы можем добиться желаемого развития силовых способностей.
Таким образом, младший школьный возраст более благоприятен для формирования у ребёнка всех физических качеств и координационных способностей, которые реализуются в процессе его двигательной активности. Для того, чтобы качественно построить работу с данной категорией учащихся, учителю необходимо иметь большой багаж знаний по анатомии, физиологии и психологии ребёнка.
Средства и методы развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста.
По мнению Ю. Ф. Верхошанского, в физическом воспитании младших школьников используется два основных способа развития силовых способностей. Первым способом является сведение к попутному стимулированию способностей, которые проявляются в процессе образования новых двигательных умений и навыков, а также варьируя их при дальнейшем совершенствовании в более усложнённых условиях. Второй способ отличается от первого специальной организацией развития силовых способностей, опираясь на использование уже усвоенных действий. Для этого широко используются общеразвивающие и специально-подготовительные упражнения — беговые, прыжковые, метательные, плавательные, спортивно-игровые и другие, которые имеют общие элементы со структурой изучаемого двигательного действия. Данный способ называется методом сопряжённых воздействий. С другой стороны, всегда используется метод игрового упражнения, благодаря которому обеспечиваются специальные воздействия на организм детей младшего школьного возраста, целью которого является развитие необходимых способностей [2].
По мнению Ю. Ф. Курамшина наиболее ценными для развития силы у детей младшего школьного возраста являются естественные движения. Упражнения должны быть кратковременными и иметь преимущественно скоростно-силовую направленность. Их изучение может начаться на уровне силовых возможностей ребёнка, которые он уже освоил и может спокойно выполнять без каких-либо трудностей. По мере овладения техникой, в процессе, когда идёт совершенствование действий и применения их в усложняющихся условиях обеспечивается дальнейшее развитие мышечной силы [4]
По мнению Забалуевой Т. В., вместе с естественными движениями, так же используются аналитические гимнастические упражнения, главной целью которых является избирательное воздействие на отдельные группы мышц. Прежде всего — это элементарные движения (по всем суставам) и их сочетания, упражнения с использованием различных предметов, специальные общеразвивающие упражнения и упражнения на осанку. При выполнении этих упражнений нагрузка постепенно повышается. На начальном этапе обучения упражнения выполняются без предметов, в медленном темпе и с небольшим количеством повторений. По мере освоения движений нагрузку увеличивают, повышается как темп выполнения упражнений, так и количество повторений. Для того чтобы увеличить усилия используются упражнения с предметами [3]
В итоге, данное использование целостных и аналитических форм движений обеспечивает всестороннее гармоническое развитие мышечной силы в отношении характерных видов усилий и функционального назначения разных мышц. Для школьного возраста самое ценное это когда в большей части развитие осуществляется в единстве с развитием других способностей, в частности координационных, скоростно-силовых.
По мнению Сердюкова О. Э., подвижные игры — являются наилучшим средством для развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста. Ребёнок во время игры находится в постоянном движении. Главным преимуществом подвижных игр является то, что ребенок не должен выполнять монотонные и однообразные упражнения. Все движения, которые необходимы ребёнок будет выполнять сам и без принуждения. Следует помнить, что при проведении подвижных игр нужно следить, чтобы дозировка нагрузки и правила игры соблюдались. Только при соблюдении всех правил подвижной игры можно достичь успешного развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста [5]
Черник В. С. сказал, что к играм, в которых развиваются силовые способности детей младшего школьного возраста, относятся игры, в которых присутствуют ускорения по прямой, различного вида броски, прыжки. Игры должны быть не сложными, правила простыми и понятными. При проведении игр с детьми этого возраста не нужно применять тяжелый или травмоопасный инвентарь. Наиболее популярными у детей младшего школьного возраста пользуются ролевые игры, в которых почти каждый участник должен выполнять какую-то свою функцию. Рекомендуется также использовать игры, в которых ребенок может проявить свою фантазию. Было бы хорошо, если бы в игре имела место быть импровизация, если бы ребенок мог действовать согласно сложившейся ситуации по своему усмотрению. [7]
Так же следует помнить, что чрезмерное увлечение силовыми упражнениями может отрицательно повлиять на развитие детского организма, поэтому при подборе упражнений и дозировании нагрузки особенно важно учитывать возрастные особенности учащихся.
Для диагностики силовых способностей младшего школьного возраста, будут проведены контрольные испытания, состоящие из 3 тестов:
- Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа (кол-во раз).
- Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см).
- Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин)
Для определения исходного уровня развития силовых способностей детей младшего школьного возраста, будут оцениваться по следующим критериям, которые были взяты из учебной программы по физкультуре:
Таблица 1
Результаты для оценки развития силовых способностей детей младшего школьного возраста
|
Контрольные упражнения |
Уровень | |||||
|
Выс. |
Ср. |
Низ. |
Выс. |
Ср. |
Низ. | |
|
Мальчики |
Девочки | |||||
|
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз |
11–12 |
9–10 |
7–8 |
9–10 |
7–8 |
5–6 |
|
Прыжок в длину с места, см |
118–120 |
115–117 |
105–114 |
116–118 |
113–115 |
95–112 |
|
Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) |
28 |
26 |
24 |
23 |
21 |
19 |
Для того чтобы провести анализ исходных показателей у детей младшего школьного возраста между двумя отделениями «Рукопашный бой» в количестве 8 человек и отделения «Самбо» в количестве 8 человек, мы использовали метод педагогического наблюдения и метод контрольных испытаний, состоящий из 3 тестов
После проведения контрольных испытаний, результаты младших школьников были занесены в протокол учета силовых способностей испытуемых.
Таблица 2
Протокол учета силовых способностей испытуемых отделения «Рукопашный бой»
|
№ |
Испытуемые |
Тест № 1 Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз |
Тест № 2 Прыжок в длину с места, см |
Тест № 3 Подъем туловища из положения лежа на спине (кол-во раз/мин) |
|
1. |
Денис М. |
8 |
125 |
29 |
|
2. |
Ярослав Д. |
8 |
132 |
27 |
|
3. |
Максим К. |
5 |
120 |
18 |
|
4. |
Егор Н. |
10 |
137 |
26 |
|
5. |
Евгений Г. |
9 |
137 |
27 |
|
6. |
Артём М. |
7 |
105 |
21 |
|
7. |
Артём Л. |
7 |
106 |
21 |
|
8. |
Даниил Б. |
6 |
132 |
25 |
|
Средний показатель по группе |
7.5±1.6 |
124.25±12.9 |
24.25±3.8 | |
|
Уровень развития |
Низкий |
Высокий |
Низкий | |
Таблица 3
Протокол учета силовых способностей испытуемых отделения «Самбо»
|
№ |
Испытуемые |
Тест № 1 Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз |
Тест № 2 Прыжок в длину с места, см |
Тест № 3 Подъем туловища из положения лежа на спине, кол-во раз/мин |
|
1. |
Владимир К. |
7 |
116 |
27 |
|
2. |
АндрейМ. |
8 |
121 |
25 |
|
3. |
Иван К. |
9 |
127 |
20 |
|
4. |
Матвей Л. |
6 |
134 |
29 |
|
5. |
Константин Р. |
10 |
135 |
23 |
|
6. |
Вадим И. |
5 |
112 |
19 |
|
7. |
Алексей Л. |
7 |
102 |
22 |
|
8. |
Никита Д. |
6 |
128 |
24 |
|
Средний показатель по группе |
7.25±1.6 |
121.8±11.4 |
23.6±3.3 | |
|
Уровень развития |
Низкий |
Высокий |
Низкий | |
Заключение
В ходе нашего исследования была проанализирована литература по теме исследования и были изучены теоретические особенности развития силовых способностей детей младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст более благоприятен для формирования у ребёнка практически всех физических качеств и координационных способностей, которые реализуются в процессе его двигательной активности. Для того, чтобы качественно построить работу с данной категорией учащихся, учителю необходимо иметь большой багаж знаний по анатомии, физиологии и психологии ребёнка. Однако в большинстве источников информация по развитию силовых способностей у детей младшего школьного возраста в единоборствах отсутствовала в связи с тем что, в большей части информация была представлена для детей среднего и старшего школьного возраста.
При математико-статистической обработке данных по t-критерию Стьюдента, мы получили следующие результаты по тесту № 1 t=0,26, по тесту № 2 t=0,38 и по тесту № 3 t=0,31, исходя из полученных данных мы можем сделать вывод, что различий нет (p>0,05) по всем тестам, а значит группы на начало эксперимента статистически не отличаются друг от друга.
Литература:
- Булич К., Муравов В. Здоровье человека: Биологическая основа жизнедеятельности и двигательная активность и её стимуляции. — Москва: Олимпийская литература, 2004. — 158 с.
- Верхошанский Ю. Ф. Основы специальной физической подготовки. Москва: ФиС, 1988. — 330 с.
- Забалуева Т. В. Формирование и коррекция осанки младших школьников в процессе физического воспитания. — Санкт-Петербург: РГПУ, 2004. — 123с.
- Курамшин Ю. Ф. Теория и Методика Физической Культуры. — Москва: Советский спорт, 2007. — 463с.
- Сердюков О. Э. Обоснование модельных характеристик физического состояния младших школьников и разработка методики их достижения. Москва: Московский педагогический университет, 1993. — 20с.
- Сонькин В. Д. Растем сильными и выносливыми. — Москва: Знание, 1987. — 96с.
- Черник Е. С. Физическая культура и здоровье школьников. Москва: 1984. 36с.

