Смешанное обучение как форма организации учебного процесса в среднем профессиональном образовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Свиридова, В. Б. Смешанное обучение как форма организации учебного процесса в среднем профессиональном образовании / В. Б. Свиридова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 44-51. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/416/16938/ (дата обращения: 25.04.2024).



Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий, активная интеграция «умных» устройств в повседневную жизнь, появление программных игровых продуктов для детей младшего школьного возраста привело к отставанию образовательной среды от потребностей современных обучающихся, и поиску новых образовательных технологий. Сложная эпидемиологическая ситуация, сложившаяся в последние годы, существенно стимулировала эти мероприятия.

В период вынужденной самоизоляции образовательный процесс стихийно перешел на реализацию в дистанционный онлайн-формат [1]. Как показал опыт, новая система обучения обладала рядом недостатков: низкий уровень мотивации обучающихся, отсутствие личного контакта, элементов вербальной коммуникации, сложность в аутентификации обучающегося, ограниченное количество образовательных задач, но, без сомнения, ее применение выявило ряд существенных преимуществ: доступность, простота реализации, минимизация временных затрат. Учитывая эти достоинства и непрерывный процесс совершенствования цифровых технологий, возврат к традиционной форме обучения в чистом виде не целесообразен [2]. Все большее распространение в системе профессионального обучения получает новая технология, представляющая собой рациональный баланс традиционных и электронных образовательных технологий, объединяющая их преимущества и минимизирующая недостатки; такой технологией стало смешанное обучение.

Исследователи предлагают различные подходы к определению понятия «смешанное обучение», его рассматривают как

– «модель, построенную на основе интеграции и взаимного дополнения технологий традиционного и электронного обучения, предполагающую замещение части традиционных учебных занятий различными видами учебного взаимодействия в электронной среде» [3, с. 8];

« целенаправленный, организованный, частично интерактивный механизм взаимодействия обучающихся с преподавателями, при котором используется сочетание традиционной очной формы обучения с дистанционными технологиями для решения ключевых педагогических задач»[4, с. 65];

– «формальную образовательную программу, в которой студент учится, по крайней мере, частично через онлайн-обучение, с некоторыми элементами контроля учащихся над временем, местом, путем и/или темпом» [1, с. 10].

Реализация учебных дисциплин в форме смешанного обучения в образовательной программе средне-профессионального обучения будет способствовать оптимизации учебного процесса, повышению эффективности и качества обучения, уровня успеваемости студентов. При этом необходимо учесть возможности информационно-образовательной среды учебной организации, соотношение онлайн и традиционной составляющих образовательного процесса, роль, которую студенты играют в процессе обучения для удовлетворения своих учебных потребностей.

При определении пропорций между традиционным и электронным обучением необходимо учитывать множество факторов, в том числе характеристики курсов, к которым применяется смешанное обучение. В идеале, смеси должны быть персонализированы, чтобы студенты могли выбрать ту, которая лучше всего соответствует их возрасту, жизненным обстоятельствам и потребностям обучения, но это должно быть продуманное сочетание очного и онлайн-обучения. Нельзя не согласиться с тем, что комбинация часов в смешанной модели напрямую зависит от специфики и содержания дисциплины.

Наиболее перспективной моделью для реализации в системе профессионального образования можно назвать модель «перевернутый класс». Суть ее заключается в изменении порядка чередования этапов обучения, т. е. обучающиеся, используя собственные электронные технологии, самостоятельно изучают новый материал дома, на очном занятии происходит закрепление и актуализация знаний с применением активных методов обучения [5]. Такая модель обеспечивает лучшее понимание, позволяя учащимся изучать теоретические материалы в своем собственном темпе, в любом месте по своему выбору, а отрабатывать новые знания и практические навыки во время традиционных занятий в аудитории под руководством преподавателя.

На занятиях студенты играют ведущую роль, усиленную активными методами обучения, которые позволяют студентам показать, как применить то, что они изучили дома, тем самым «перевернутый класс» оказывает существенное влияние на внутреннюю мотивацию студентов, что приводит к более высоким результатам обучения. Для повышения эффективности и качества обучения в процессе реализации модели «перевернутый класс» в традиционных занятиях могут использоваться следующие активные методы: групповые дискуссии, мозговые штурмы, анализ практических ситуаций, ролевые игры, тренинги.

Групповые дискуссии призваны обобщить самостоятельно изученный материал, закрепить и актуализировать знания по рассматриваемому вопросу; помимо закрепления материала обсуждение позволяет выявить сложные проблемные вопросы, акцентировать на них внимание студентов и дополнительно проработать. Задачей мозгового штурма является развитие навыков поиска и принятия решений, эффективной работы в группах. Модуль анализа практической ситуации призван повысить способности студентов к самообучению, развить навыки поиска и принятия решений. Ролевая игра способствует повышению способности к самообучению, повышению учебной мотивации, моделированию профессиональной деятельности обучающихся, закреплению коммуникативных навыков. Задачей тренинга является практическая отработка нового материала [5].

Создание модели смешанного обучения для дисциплины средне-профессионального обучения можно разбить на несколько этапов. На первом этапе необходимо провести анализ дисциплин, реализация которых возможна в формате модели смешанного обучения, рассмотреть их структуры, организационные требования и возможные ограничения. Второй этап нужно посвятить анализу целевой аудитории. Студенты приходят к онлайн-обучению с разной степенью образовательной компетенции, первым требованием к обучающимся должно быть успешное освоение ими междисциплинарных знаний, а также наличие определенных технических навыков; не менее важным требованием должно стать свободное владение технологиями сбора и обработки информации, высоким уровнем владения приемами работы с сервисами сети интернет. Заключительным этапом должно явиться собственно проектирование и реализация модели смешанного обучения в обучающий процесс.

Для апробации модели смешанного обучения «перевернутый класс», согласно перечисленным этапам, была выбрана одна из тем междисциплинарного курса «Электрические машины и аппараты» для специальности средне-профессионального обучения 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)», читаемая на втором курсе. Моделирование проводилось с использованием в традиционной составляющей темы активных методов обучения. В качестве критериев эффективности обучения были выбраны академические результаты обучения.

Результаты реализации смешанного обучения показали эффективность применения модели перевернутый класс к образовательным программам средне-профессионального обучения, например, при соотношении 31 % почти к 69 % онлайн-формата к традиционному, у студентов экспериментальной группы были выявлены более высокие показатели обученности и качества обучения (Рис. 1–4). При этом образовалась возможность использования высвободившихся аудиторных часов для повторения наиболее сложных элементов темы, тренировки и отработки навыков, что привело к повышению эффективности и качества подготовки студентов в экспериментальной группе.

Соотношение между объемами занятий, проводимых в онлайн и традиционном форматах

Рис. 1. Соотношение между объемами занятий, проводимых в онлайн и традиционном форматах

Показатели качественной успеваемости в процентах для контрольной и экспериментальной групп

Рис. 2. Показатели качественной успеваемости в процентах для контрольной и экспериментальной групп

Показатели степени обученности в процентах для контрольной и экспериментальной групп

Рис. 3. Показатели степени обученности в процентах для контрольной и экспериментальной групп

Средний балл для контрольной и экспериментальной групп

Рис. 4. Средний балл для контрольной и экспериментальной групп

Предложенная форма обучения явилась довольно привлекательной и для студентов. По результатам анкетирования выяснилось, что все студенты свободно ориентируются на пространствах сети интернет и с легкостью используют информационно-коммуникационные технологии. 84 % обучающихся вполне довольны своим результатом, почти 91 % студентов готовы продолжить изучение междисциплинарных курсов в формате смешанного обучения, а также начать изучать по такой же модели другие дисциплины, что касается занятий, проводимых исключительно в традиционном формате, то 47 % обучающихся не успевали подстроиться к темпу уроков, не могли определиться, что в теме занятия представляет для них сложность, 27 % студентов не успевали выполнить расчетное задание в течение занятия.

В заключении можно отметить, что реализация учебного процесса в форме смешанного обучения способна повысить эффективность обучения и качество обучения. В процессе изучения выбранной темы студенты экспериментальной группы успешно освоили компетенции по поиску, анализу, интерпретации информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности, выбору способов решения таких задач, применительно к различным контекстам, эффективной работы в команде, по активному использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, что соответствует требованиям Федерального стандарта [6], при этом качественная успеваемость по сравнению с контрольной группой повысилась в среднем на 10,5 %, процент обученности в среднем на 5,4 %.

Литература:

  1. Андреева Н. В. Педагогика эффективного смешанного обучения//Современная зарубежная психология. — 2020. — Том 9. № 3. С. 8–20.
  2. Блинов В. И., Сергеев И. С. Модели смешанного обучения в профессиональном образовании: типология, педагогическая эффективность, условия реализации //Профессиональное образование и рынок труда. — 2021. — № 1. — С. 4–25.
  3. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности //Высшее образование сегодня. — 2014. — № 8. — С. 8–13.
  4. Ломоносова Н. В. Основные принципы проектирования системы смешанного обучения в ВУЗе //Преподаватель XXI век. — 2017. — № 2. — С. 64–71.

5. Мохова М. Н. Активные методы в смешанном обучении в системе дополнительного педагогического образования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Специальность 13.00.08. Москва, 2005г. — 155 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 декабря 2017 г. № 1196. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71741126/.