Анализ практического опыта по созданию и управлению воспитательной системой класса (на примере средней школы № 90 Ярославля) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

XXXI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2022)

Дата публикации: 21.01.2022

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Кольцов, М. Г. Анализ практического опыта по созданию и управлению воспитательной системой класса (на примере средней школы № 90 Ярославля) / М. Г. Кольцов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 39-44. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/416/16931/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье представлен анализ проведенного анкетирования с целью выявления опыта по созданию и управлению воспитательной системой класса.

Ключевые слова: воспитательная система класса, классный руководитель, классный коллектив.

В воспитательной практике образовательной организации классный руководитель занимает особое место и играет, несомненно, важную роль. Взаимодействие классного руководителя и учащихся является ключевым в построении воспитательных отношений, от которого во многом зависят успешность деятельности всего педагогического коллектива, результативность процесса развития личности ребенка и формирования детского коллектива, благополучие контактов родителей и учебного заведения [2; с. 3–4].

В связи с этим нам кажется продуктивной идея моделирования воспитательной системы, реализация которой позволит внести существенные изменения во все компоненты деятельности классного руководителя, начиная от целеполагания и планирования и заканчивая диагностированием и анализом результатов воспитательной работы.

Моделирование воспитательной системы класса — это процесс взаимодействия классного руководителя со своими коллегами, учащимися и родителями по формированию представления о важнейших качествах и компонентах воспитательной системы класса, об основных ее системообразующих факторах и связях, о путях, этапах и способах ее построения. Это очень сложный и бесконечно продолжающийся процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка детерминируют внесение корректив в первоначало созданную модель.

Главными результатами совместной работы педагогов, учащихся и родителей по моделированию должны стать модель воспитательной системы класса и программа ее построения.

Опыт работы классных руководителей по моделированию и построению воспитательной системы класса представляет интерес как для педагогов-исследователей, так и для педагогов-практиков. Поэтому было принято решение провести описание реально существующих в педагогической практике классных воспитательных систем.

Обратимся к опыту создания и управления воспитательными системами педагогов «Средней школы № 90» города Ярославля. Для этого было проведено анкетирование.

Респондентами выступили классные руководители 1–11 классов школы с общим педагогическим стажем от 4 месяцев до 39 лет, со стажем в роли классного руководителя от 4 месяцев до 30 лет в возрасте от 22 до 59 лет. Всего в опросе приняли участие 34 педагога, что составляет 81 % от числа всех педагогических работников школы, осуществляющих деятельность классного руководителя.

Респондентам было предложено ответить на несколько вопросов по проблеме исследования.

Важным было выявить, какому подходу к понятию воспитания следуют педагоги. Отметим, что большая часть педагогов (68 %) придерживается трактовке понятия, данной в законе «Об образовании в Российской Федерации», где воспитание трактуется как деятельность, направленная на развитие личности. 18 % опрошенных считает, что воспитание — это процесс управления развитием личности, то есть создание условий для развития ребенка [3; с. 7]. 9 % респондентов следуют трактовке: воспитание — это целенаправленный процесс сопровождения личности, основанном на гуманистическом взаимодействии воспитателя и воспитанника [1; с.97], а 5 % придерживаются точки зрения, что воспитание — это целенаправленный процесс воздействия воспитателя на воспитанника по формированию качеств, определенных обществом [4; с. 46].

Далее наша задача была узнать, насколько правильно педагоги толкуют ключевое понятие исследования — воспитательная система класса. Анализируя полученные данные, можно сказать, что педагоги рассматривают воспитательную систему класса с разных точек зрения: как процесс, как систему, как среду, как способ организации. Воспитательная система как процесс, по мнению респондентов, направлен на общее развитие личности и формирование единого коллектива, установление межличностных отношений, а также как процесс управления развитием личности. Как система она должна быть организованной, направленной на развитие и социализацию ребенка, объединяющей учеников, учителей и родителей. Как среда воспитательная система является благоприятной для жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту. Как способ организации воспитательная система рассматривается через совокупность методов и приемов организации деятельности класса, способствующих развитию личности школьника в данном классном коллективе.

Субъектами воспитательной системы класса респонденты называли ученика, классного руководителя, родителей. Часть выделяла учителей-предметников. Несколько педагогов считают важным привлекать к формированию и управлению воспитательной системой психолога с целью создания благоприятных психолого-педагогических условий. Анализируя ответы респондентов, можно выделить несколько особенностей: 95 % подходят к ранжированию участников воспитательной системы класса с точки зрения гуманистического подхода и ставят на первое место в воспитательной системе ученика, а 5 % респондентов считают, что на 1 месте должен быть классный руководитель. В данном случае, именно эти 5 % респондентов определяли воспитание с точки зрения социоцентрического подхода, когда воспитатель воздействует на воспитанника с целью формирования качеств, определенных обществом. Также отметим, что есть зависимость в выделении субъектов воспитательной системы и стажем в роли классного руководителя, когда педагоги со стажем от 4 месяцев до 1 года не включают в воспитательную систему учеников, но классного руководителя и родителей, наоборот, включают. В данном случае, ответы были получены от классных руководителей 1 и 2 классов, где огромное влияние, а иногда и давление, оказывает родительское сообщество, а, следовательно, первоочередной задачей для себя молодые специалисты выделяют работу с родителями.

Так как ядром воспитательной системы класса является коллектив [5; с. 3–4], важным было выявить, как респонденты соотносят понятия «воспитательная система класса» и «коллектив класса». 88 % респондентов считают, что воспитательная система формирует коллектив класса или способствует развитию коллектива. Остальные опрошенные отмечают, что коллектив — это объект воспитательного воздействия и управления со стороны педагога.

Особое место в анкетировании отведено практическому опыту педагогов. Важным было выявить, на каком этапе находится воспитательная система класса, какую деятельность должен выполнять классный руководитель, чтобы создать и управлять воспитательной системой, а также — какие аспекты управления воспитательной системой являются наиболее затруднительными и какие условия могут способствовать успешному функционированию воспитательной системы класса.

В развитии воспитательной системы класса педагоги выделяли разные этапы. В целом, есть общая закономерность: классные руководители 1 и 5 классов выделяют этап проектирования воспитательной системы, когда первоочередной задачей является изучение интересов и запросов членов классного коллектива. Один из педагогов 6-го класса также отмечает, что класс находится на этапе проектирования системы, объясняя это тем, что произошла смена классного руководителя и произошли изменения в составе класса (было добавлено несколько новых ребят, а некоторые ученики перешли в другие классы параллели). Классные руководители 2–3, 6–7, 10-х классов определяют свои классы на этап становления воспитательной системы, когда наибольшая часть усилий направлена на укрепление межличностных отношений, формирование коллектива, взращивание традиций класса. Развитие воспитательной системы класса на данном этапе педагоги свидетельствуют следующими показателями: вовлечение каждого в КТД, формирование актива класса, члены которого способны организовывать небольшие дела; формирование коллектива класса через события — праздники, встречи, поездки, классные часы. Классные руководители 4, 8–9 и 11-х классов выделяют этап стабильного функционирования воспитательной системы, когда дети самостоятельно решают важные для классного коллектива вопросы, самостоятельно организуют деятельность класса.

Отметим, что 100 % педагогов уверены, что в работе с классом невозможно обойтись без создания в нем воспитательной системы, объясняя это тем, что любой педагог воспитывает на уроке, а также велика роль классного руководителя как человека, который за счет личного примера организует воспитательную деятельность.

К основным функциональным обязанностям классного руководителя по созданию в классе воспитательной системы и управлению ею респонденты отнесли: управленческие функции — планирование, мотивация, диагностика, контроль, коррекция; организаторские функции — создание условий для развития личности, организация мероприятий, формирование коллектива, работа с родителями, индивидуальная работа с учениками, поиск форм работы, позволяющих формировать самостоятельную, творческую и интеллектуально развитую личность.

Затруднительными аспектами управления воспитательной системой класса для педагогов являются: диагностическая деятельность, выстраивание отношений с родителями, формирование коллектива, гендерное взаимодействие обучающихся, учет индивидуальных интересов каждого субъекта воспитательной системы класса, мотивационный аспект (повышение заинтересованности детей принимать участие в деятельности класса и школы), планирование, административная. Многие отмечали, что загруженность учителей не позволяет в полной мере успешно управлять воспитательной системой класса.

Для более успешного функционирования воспитательной системы класса необходимо выявить психолого-педагогические условия, способствующие этому. По мнению респондентов, к ним можно отнести: консолидацию усилий всех субъектов системы (взаимопонимание и доверие; общее видение цели и задач), позиция классного руководителя и его личность, вовлечение родителей в воспитательную систему класса, индивидуальный подход к ученику, подбор учеников под личностные характеристики воспитателя, консолидация усилий учительского сообщества (успешная работа методического объединения классных руководителей с целью распространения педагогического опыта и знакомству с новыми воспитательными практиками; сопровождение деятельности классного руководителя со стороны заместителя директора по воспитательной работе; система наставничества). Некоторыми респондентами была высказана мысль о том, что необходимо либо сократить нагрузку учителей предметников до ставки (18 часов) с достойной оплатой труда, либо ввести в школах должность «классный воспитатель» и передать весь функционал классного руководителя ему.

Таким образом, выявленный опыт позволяет сделать следующий вывод: наличие у классного руководителя представлений о сущности и компонентах воспитательной системы класса позволяет ему более осознанно и результативно проводить деятельность по моделированию и построению системы воспитания учащихся в классном коллективе, что будет способствовать успешному управлению ею. А выявленные проблемы управления и условия успешного функционирования воспитательной системы позволяют вносить изменения в действующие воспитательные системы с целью их обновления.

Литература:

1. Байбородова, Л.В., Рожков М. И., Чернявская, А. П., Харисова, И. Г. Теория воспитания и технологии педагогической деятельности в схемах и конспектах: учебное пособие / под ред. Л. В. Байбородовой, И. Г. Харисовой — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2015. — С. 97

2. Воспитательная система класса: Методическое пособие / Под ред. Е. Н. Степанова. — Псков, 1998. — с.3–4

3. Лийметс Х. Й. Как воспитывает процесс обучения / Х. Й. Лийметс. — М.: Знание, 1982. — С. 7

4. Педагогика в конспектах: Методическое пособие / Под общей пед. В. Б. Успенского. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2002. — С. 46

5. Теория и практика воспитательных систем / Редкол.: Л. И. Новикова (отв. ред.) и др.: в 2-х кн. — Кн.1. — М.: изд. ИТПиМИО РАО, 1993. — С. 4

Ключевые слова

классный коллектив, классный руководитель, воспитательная система класса