Психологические причины коррупционных проявлений должностных лиц | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

XXIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2021)

Дата публикации: 31.12.2021

Статья просмотрена: 2383 раза

Библиографическое описание:

Коржевская, А. П. Психологические причины коррупционных проявлений должностных лиц / А. П. Коржевская. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 20-24. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/412/16887/ (дата обращения: 19.04.2024).



Психология коррупции — самостоятельная область психологии, изучающая поведение индивидов как систему действий, направленных на приобретение имущества или получение иных нематериальных благ незаконным образом, а также личностные характеристики, демонстрирующие такое поведение [2].

Рассматривая историю проявления коррупции в социуме, стоит искать истоки у первобытного общества, а именно его языческих культов. Полностью зависимые от природных явлений и их мистификации, наши прародители олицетворяли данные силы как сверхъестественные, наделяя божественным функционалом и определяя свое место в данной системе как жертвенное, так как основной целью существования человечества было именно выживание. Отсюда и идет зарождение системы даров и подношений «божествам», так называемым тотемам, в ряде первобытных племен и приближенным к ним — шаманам, знахарям и прочим «проводникам» духов природы.

Также интересные умозаключения встречаются в работах З. Фрейда, а именно в статьях «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» [5], где знаменитый психолог приводит ряд примеров о дарах и жертвоприношениях, на примере австралийских племен, рассматривая тотемистическую систему одаривания и задабривания. Далее происходит трансформация психологии и сознания общества.

Современные исследования психологии коррупции направлены преимущественно на изучение механизмов возникновения коррупции, на определение психологических и социальных сторон лиц, склонных к коррупции, а также на собственно коррупционное поведение.

Первыми исследованиями по психологии коррупции стали работы МакКитрика первой половины ХХ в., который впервые установил, что коррупционное поведение является дополнительным по отношению к формальным институтам и всегда идет своего рода «балластом» [2].

Такие зарубежные авторы как Д. Эйцтен и Д. Саймон в 1990 г. рассматривали «коррупционное поведение как девиацию» [2], делая акцент в своем исследовании на «белых воротничках» [2]. Авторы придерживались мнения, что одними из тяжелых и безнравственных преступлений являлись действия коррупционного характера, совершенные именно высокопоставленными лицами.

Психологический образ современной личности коррупционера определен стремлением к роскоши — равно как показатель счастья, возмещение недополученного внимания и любви в детстве, «импульсивный» тип реагирования, «недифференцированная иерархия нравственных установок» [2].

Изучение личностей, склонных к обратной форме коррупционного поведения, рассмотрены в исследованиях Е. В. Камневой и Ю. А. Жуйковой <там же>. Авторы выделили три типа таких личностей: «уравновешенный реалист», который характеризуется настойчивостью, низким уровнем невротизма, отсутствием чувства вины и уверенностью в себе. Второй тип — «импульсивный конкурент», третий — «безответственный последователь» [2] схожи и обладают такими чертами, как склонность следовать взглядам окружающих, обладают беспечностью и лабильностью мышления.

Еще раз выделим основные виды коррупционного проявления, сложившиеся в общекультурном наследии: взяточничество, протекционизм, фаворитизм, непотизм (кумовство), лоббизм, предоставление льготных кредитов, заказов, присвоение материальных и нематериальных благ незаконным путем, также вспомним всеми известную сферу закупок и знаменитый «русский блат». Из всего вышеописанного, существует определенное мнение что именно система российского «кормления», пройдя сквозь «исторический фильтр», на психологическом уровне поведения, проявила форму и определила коррупционную деятельность органов власти и бизнеса в настоящем времени с позиции экономической отрасли страны.

Например, исследователь А. С. Кривченков рассматривает коррупцию как девиантное поведение должностных лиц, которые вопреки интересам общества, неправомочно, используют существующие у них полномочия, в связи с достижением определенного статуса, выгодных для личности» [2]. Также коррупцией определена разновидность социального поведения: «коррупционное поведение не только детерминируется внешними обстоятельствами, сколько зависит от внутренних детерминант: комплекса определенных качеств личности, ее установок, ценностных ориентаций и морально-нравственных норм регуляции поведения» [4].

По мнению Ю. А. Антоняна [1], основными психологическими причинами коррупционной мотивации личности являются следующие проявления:

1) игровая мотивация — указывает не только на корыстные мотивы, но и бессознательное стремление участвовать в острой, захватывающей игре (аналог «адреналиновых наркоманов» в альпинизме и подобных видах спорта);

2) отчуждение личности от государственной власти, следствием которого человек привыкает считать, что без подкупа сделать ничего нельзя, контроль власти невозможен;

3) круговая порука среди коррупционеров, любой из них помогает, или даже спасет другого, таким образом, поддерживая и защищая себя, сохраняя при этом источник дохода и собственную безопасность;

4) многовековую историю мздоимства, благодаря которой коррупция стала традицией, вписавшейся в образ жизни;

5) традиционность отсутствия солидарности населения с законами, запрещающими коррупцию;

6) существование определённого ряда должностей и профессий, ставших желанными в силу того, что дают возможность «поборов и мздоимства» [6];

7) низкий уровень правосознания населения;

8) психологическую готовность к коррумпирующему поведению;

9) феномен обоюдной вины «дающего и берущего» взятку, порождает снижение ответственности перед самим собой, вследствие чего исчезает чувство вины, так как имеется возможность переложения ее же на другого.

Следует отметить, что традиционно в нашей отечественной культуре крайне неразграниченные понятия между знаками благодарности и взяткой. Следовательно, коррупция в России — это немаловажный элемент исторически сложившегося образа жизни россиян.

Согласно теории человеческих потребностей, описанной американским психологом А. Маслоу в 1943 г. [3], существует определенная взаимосвязь между ними, так называемая пирамида (диаграмма) иерархии человеческих потребностей. На базисном уровне диаграммы находятся физиологические (органические) потребности, а на пике — потребность в самоактуализации. «Голодный» не может думать о социальной реализации и высшем благе, пока не решит вопрос с физиологическими потребностями, как показывает суть теории Маслоу.

Обратимся к самой середине пирамиды, разделу «потребность в уважении», в который включены такие понятия как компетентность, достижение успеха, одобрение, признание. По мнению автора, коррупционная составляющая социального успеха, в своем негативном проявлении раскрывается «обратной стороной медали», когда достижение указанных добродетелей при здоровом восприятии социальных событий личности, не является возможным достижением указанных критериев.

Вероятнее, данная картина складывается на фоне отсутствия положительного примера в воспитании индивида и неверной установкой, что достигать успеха возможно через связи, знакомства и т. д. Вышеуказанный фактор является негативным проявлением определенной стороны личности, стремящейся к удовлетворению психологической потребности любой ценой, в том числе понятие «обладать властью», основано на отсутствии позитивного примера при формировании здоровой психики индивида.

Если внимательно анализировать детерминанты коррупции, обращаясь к историческим исследованиям, психологическим факторам, нормативно правовым актам, призванным оказывать противодействие этому явлению, то можно сделать неутешительный вывод о том, что коррупция была порождена человеческой сущностью, образно говоря «возникла на второй день после появления человека», который и являлся ее родоначальником Феномен обозначал свое присутствие на всех этапах становления и развития любой государственности и остается в сознании многих слоев общества современности.

Литература:

  1. Антонян Ю. М. Криминология. Избранные лекции. — М.: Логос, 2004. — 448 с.
  2. Васильев В. Л. Юридическая психология. 6-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2009. 608 с.
  3. Маслоу Абрахам Харольд. Мотивация и личность. Психология, классическая и профессиональная психология. Питер, 2014.
  4. Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского язык а по письменным памятникам. СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1902. Т. 2. Стб.12 74–1275.
  5. Фрейд З. Тотем и табу. Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 1. Издатель: «Мерани». Тбилиси, 1991.
  6. Полное собрание законов Российской Империи, с 1649 года. — СПб., 1830. — Т. IV.