Применение педагогических технологий на уроках химии для формирования коммуникативной компетенции обучающихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шарифуллина, Р. Р. Применение педагогических технологий на уроках химии для формирования коммуникативной компетенции обучающихся / Р. Р. Шарифуллина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 37-42. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/410/16815/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматривается особенности формирования коммуникативной компетенции к изучению химии обучающихся с применением на уроках педагогических технологий. В исследовании участвовали обучающиеся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Берескинская СОШ» Атнинского муниципального района РТ. В рамках исследования были проведены: анкетирование для выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции обучающихся; педагогический эксперимент с использованием в заданиях проведенного урока педагогических технологий; исследование уровня сформированности коммуникативной компетенции обучающихся после применения педагогических технологий. Получен положительный результат, который является применением в заданиях проведенного урока педагогические технологии для формирования коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: компетенция , коммуникативная компетенция, обучающиеся, коммуникативный характер, урок, химия, педагогические технологии.

Цель: рассмотрение педагогических технологий как средства для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции к изучению химии.

Задачи:

  1. Диагностика для выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции у обучающихся.
  2. Проверить на уроке в ходе педагогического эксперимента успешность и эффективность педагогических технологий.
  3. Исследование влияния педагогических технологий на уровень сформированности коммуникативной компетенции обучающихся.

В настоящее время в образовании происходят значительные перемены, и они охватывают практически всех участников педагогического процесса. Главной задачей современной российской школы является формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль общения. Оно должно стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов обучающихся. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Эта важная задача должна решаться не только на уроках русского языка и литературы, но и химии.

На сегодняшний день в методике обучения химии большое внимание уделяется проблеме формирования коммуникативной компетенции обучающихся в школе. Коммуникативная компетенция на уроках химии — это возможность включения школьников в активную речевую деятельность; развивающая искусство общения в процессе сознательного освоения основ науки, повседневно совершенствующая внешнюю и внутреннюю культуру и грамотное общение.

Поэтому педагог на уроке является полноценным участником коммуникативного процесса, партнером в собеседовании, помощником в овладении методами коммуникации. Следуя федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), педагог должен иметь в своем инструментарии такие методы и технологии обучения химии, которые будут помогать формировать коммуникативную компетенцию, а также помогать ученикам уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, уметь критически осмысливать добытую информацию, уметь правильно делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, а также решать возникающие проблемы.

Поэтому нами был проведен педагогический эксперимент, который проходил в 3 этапах:

Первым этапом мы выявили уровень сформированности коммуникативной компетенции обучающихся через анкетирование. Данные обучающихся 10 класса отражены в диаграмме (рис. 1).

Уровень сформированности коммуникативной компетенции обучающихся 10 класса, 2020 г.

Рис. 1.Уровень сформированности коммуникативной компетенции обучающихся 10 класса, 2020 г.

Вывод: проанализировав данные диаграммы, мы пришли к выводу, что в 10 классе у 38 % обучающихся низкий уровень сформированности коммуникативной компетенции к изучению химии, у 33 % — средний, и 29 % обучающихся имеют высокий уровень. На основе этих данных мы можем сказать уровень сформированности коммуникативной компетенции к изучению химии в 10 классе низкий.

Урок химии, направленный на формирование коммуникативной компетенции обучающихся, развивает умение извлекать пользу из опыта; умение критически относиться к тому или иному вопросу или способу его решения; умение занимать позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение; умение принимать решение и прогнозировать его последствия, нести ответственность. При этом цель урока заключается в возможности включения обучающихся в активную речевую деятельность. Из вышесказанного следует сделать вывод о том, что любой урок, таким образом, должен носить коммуникативный характер.

Далее нами были разработаны задания коммуникативного характера, направленный на формирование коммуникативной компетенции обучающихся по химии с использованием таких технологий как здоровьесберегающие, проблемного обучения, групповой и кейс-стади.

После был проведен опрос проверке и обработке результатов проделанной работы. Данный опрос был нацелен на выяснение у обучающихся уровня сформированности коммуникативной компетенции к изучению химии с помощью заданий, которые носят коммуникативный характер.

Уровень сформированности коммуникативной компетенции обучающихся 10 класса, 2021 г.

Рис. 2.Уровень сформированности коммуникативной компетенции обучающихся 10 класса, 2021 г.

Вывод: проанализировав данные диаграммы, мы пришли к выводу, что в 10 классе у 24 % обучающихся низкий уровень сформированности коммуникативной компетенции к изучению химии, у 41 % — средний, и 35 % обучающихся имеют высокий уровень. На основе этих данных мы можем сказать уровень сформированности коммуникативной компетенции к изучению химии в 10 классе значительно повысился — средний.

Таким образом, мы можем утверждать, что разработанные нами задания для десятиклассников, которые носят коммуникативный характер, направлены на формирование коммуникативной компетенции у обучающихся и являются достаточно эффективными, что позволяет повысить не только формирование коммуникативной компетенции, но и заинтересованность в предмете «Химия».

Литература:

  1. Халикова, Ф. Д. Изучение формирования осознанной мотивации у одаренных обучающихся в обучении химии / Ф. Д. Халикова, Р. Р. Шарифуллина. — Текст: непосредственный // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 5.
  2. Халикова Ф. Д., Шарифуллина Р. Р. Применение олимпиадного компонента на уроках и внеурочное время для формирования осознанной мотивации одаренных обучающихся // Современные технологии: проблемы инновационного развития и внедрения результатов: сборник статей III Международной научно-практической конференции — Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. — 107 с.: ил. — Коллектив авторов. — с.15–18.
  3. Шарифуллина Р. Р. Проблема формирования сознательной мотивации к изучению химии у одаренных обучающихся/ Р. Р. Шарифуллина, Ф. Д. Халикова /Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2019 года [Электронный ресурс]: сборник статей. — Электрон. текстовые дан. (1 файл: 53,99 Мб). — Казань: Издательство Казанского университета, 2019. — С. 342–343.
  4. Шарифуллина Р. Р. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов / Р. Р. Шарифуллина. — Казань: «Магариф» № 5, 2021.