Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Применение педагогических технологий на уроках химии для формирования коммуникативной компетенции обучающихся

24. Педагогика
08.12.2021
190
Поделиться
Библиографическое описание
Шарифуллина, Р. Р. Применение педагогических технологий на уроках химии для формирования коммуникативной компетенции обучающихся / Р. Р. Шарифуллина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 37-42. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/410/16815/.


В статье рассматривается особенности формирования коммуникативной компетенции к изучению химии обучающихся с применением на уроках педагогических технологий. В исследовании участвовали обучающиеся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Берескинская СОШ» Атнинского муниципального района РТ. В рамках исследования были проведены: анкетирование для выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции обучающихся; педагогический эксперимент с использованием в заданиях проведенного урока педагогических технологий; исследование уровня сформированности коммуникативной компетенции обучающихся после применения педагогических технологий. Получен положительный результат, который является применением в заданиях проведенного урока педагогические технологии для формирования коммуникативной компетенции.

Ключевые слова: компетенция , коммуникативная компетенция, обучающиеся, коммуникативный характер, урок, химия, педагогические технологии.

Цель: рассмотрение педагогических технологий как средства для формирования у обучающихся коммуникативной компетенции к изучению химии.

Задачи:

  1. Диагностика для выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции у обучающихся.
  2. Проверить на уроке в ходе педагогического эксперимента успешность и эффективность педагогических технологий.
  3. Исследование влияния педагогических технологий на уровень сформированности коммуникативной компетенции обучающихся.

В настоящее время в образовании происходят значительные перемены, и они охватывают практически всех участников педагогического процесса. Главной задачей современной российской школы является формирование конкурентоспособной языковой личности, способной адаптироваться к различным социальным условиям, обладающей высокой внутренней культурой и развитыми коммуникативными способностями. В связи с этим возрастает развивающая роль общения. Оно должно стать средством формирования коммуникативной культуры и познавательных интересов обучающихся. Развитая речь рассматривается как орудие познания мира и самого себя, а развитие речи становится центральной задачей развития личности. Эта важная задача должна решаться не только на уроках русского языка и литературы, но и химии.

На сегодняшний день в методике обучения химии большое внимание уделяется проблеме формирования коммуникативной компетенции обучающихся в школе. Коммуникативная компетенция на уроках химии — это возможность включения школьников в активную речевую деятельность; развивающая искусство общения в процессе сознательного освоения основ науки, повседневно совершенствующая внешнюю и внутреннюю культуру и грамотное общение.

Поэтому педагог на уроке является полноценным участником коммуникативного процесса, партнером в собеседовании, помощником в овладении методами коммуникации. Следуя федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), педагог должен иметь в своем инструментарии такие методы и технологии обучения химии, которые будут помогать формировать коммуникативную компетенцию, а также помогать ученикам уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, уметь критически осмысливать добытую информацию, уметь правильно делать выводы, аргументировать их, располагая необходимыми фактами, а также решать возникающие проблемы.

Поэтому нами был проведен педагогический эксперимент, который проходил в 3 этапах:

Первым этапом мы выявили уровень сформированности коммуникативной компетенции обучающихся через анкетирование. Данные обучающихся 10 класса отражены в диаграмме (рис. 1).

Уровень сформированности коммуникативной компетенции обучающихся 10 класса, 2020 г.

Рис. 1.Уровень сформированности коммуникативной компетенции обучающихся 10 класса, 2020 г.

Вывод: проанализировав данные диаграммы, мы пришли к выводу, что в 10 классе у 38 % обучающихся низкий уровень сформированности коммуникативной компетенции к изучению химии, у 33 % — средний, и 29 % обучающихся имеют высокий уровень. На основе этих данных мы можем сказать уровень сформированности коммуникативной компетенции к изучению химии в 10 классе низкий.

Урок химии, направленный на формирование коммуникативной компетенции обучающихся, развивает умение извлекать пользу из опыта; умение критически относиться к тому или иному вопросу или способу его решения; умение занимать позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение; умение принимать решение и прогнозировать его последствия, нести ответственность. При этом цель урока заключается в возможности включения обучающихся в активную речевую деятельность. Из вышесказанного следует сделать вывод о том, что любой урок, таким образом, должен носить коммуникативный характер.

Далее нами были разработаны задания коммуникативного характера, направленный на формирование коммуникативной компетенции обучающихся по химии с использованием таких технологий как здоровьесберегающие, проблемного обучения, групповой и кейс-стади.

После был проведен опрос проверке и обработке результатов проделанной работы. Данный опрос был нацелен на выяснение у обучающихся уровня сформированности коммуникативной компетенции к изучению химии с помощью заданий, которые носят коммуникативный характер.

Уровень сформированности коммуникативной компетенции обучающихся 10 класса, 2021 г.

Рис. 2.Уровень сформированности коммуникативной компетенции обучающихся 10 класса, 2021 г.

Вывод: проанализировав данные диаграммы, мы пришли к выводу, что в 10 классе у 24 % обучающихся низкий уровень сформированности коммуникативной компетенции к изучению химии, у 41 % — средний, и 35 % обучающихся имеют высокий уровень. На основе этих данных мы можем сказать уровень сформированности коммуникативной компетенции к изучению химии в 10 классе значительно повысился — средний.

Таким образом, мы можем утверждать, что разработанные нами задания для десятиклассников, которые носят коммуникативный характер, направлены на формирование коммуникативной компетенции у обучающихся и являются достаточно эффективными, что позволяет повысить не только формирование коммуникативной компетенции, но и заинтересованность в предмете «Химия».

Литература:

  1. Халикова, Ф. Д. Изучение формирования осознанной мотивации у одаренных обучающихся в обучении химии / Ф. Д. Халикова, Р. Р. Шарифуллина. — Текст: непосредственный // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 5.
  2. Халикова Ф. Д., Шарифуллина Р. Р. Применение олимпиадного компонента на уроках и внеурочное время для формирования осознанной мотивации одаренных обучающихся // Современные технологии: проблемы инновационного развития и внедрения результатов: сборник статей III Международной научно-практической конференции — Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. — 107 с.: ил. — Коллектив авторов. — с.15–18.
  3. Шарифуллина Р. Р. Проблема формирования сознательной мотивации к изучению химии у одаренных обучающихся/ Р. Р. Шарифуллина, Ф. Д. Халикова /Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2019 года [Электронный ресурс]: сборник статей. — Электрон. текстовые дан. (1 файл: 53,99 Мб). — Казань: Издательство Казанского университета, 2019. — С. 342–343.
  4. Шарифуллина Р. Р. Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов / Р. Р. Шарифуллина. — Казань: «Магариф» № 5, 2021.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
компетенция
коммуникативная компетенция
обучающиеся
коммуникативный характер
урок
химия
педагогические технологии

Молодой учёный