Материалы интернет-источников при подготовке к урокам литературы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Парпиева, А. Р. Материалы интернет-источников при подготовке к урокам литературы / А. Р. Парпиева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 53-57. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/408/16787/ (дата обращения: 16.04.2024).



В статье рассматривается роль интернета в подготовке к учебным занятиям по литературе, в частности, поиск информации, мониторинг актуальности темы.

Ключевые слова: интернет, дистанционное образование, научная информация, ресурсы, информационный поиск, обработка данных.

Сегодня мы не можем представить нашу жизнь без интернета, поскольку он проник во все сферы нашей жизни. «…Как известно, около 55 % населения планеты пользуется различными Интернет-ресурсами. И если вначале Интернет ограниченно применялся в работе специальных служб, то на сегодняшний день сфера его использования значительно изменилась». [1] Сейчас интернет-ресурсы настолько обширны, что каждый может найти необходимую информацию за секунды. Включенность в Интернет-пространство позволяет всегда быть в курсе событий и новостей. Также интернет-ресурсы предоставляют множество преимуществ в сфере образования.

Благодаря интернету дистанционное образование прочно вошло в нашу жизнь. Дистанционное образование широко распространено в мировой системе образования. Создаваемые и внедряемы формы дистанционного образования больше ориентированы на учащихся, расширяя их возможности. Благодаря росту интереса к дистанционному образованию, появилась необходимость добавления в образовательные ресурсы таких понятий, как «дистанционные проекты», «интернет-олимпиады», «дистанционные конкурсы, фестивали» и др. Благодаря этому мои учащиеся принимают участие в международных олимпиадах по различным предметам, поступают в заграничные вузы, не покидая свою страну. В этом учебном году 27 % выпускников нашего академического лицея поступили в иностранные вузы. Приняли участие в конкурсе ко «Дню победы» «Никто не забыт, и ничто не забыто»

Действительно, дистанционное образование, имеет ряд преимуществ и возможностей перед обычным обучением:

  1. Делает образование экономичнее, а, следовательно, оно становится доступнее.
  2. Возможность получать образование находясь на расстоянии, что позволяет нам постоянно самосовершенствоваться.
  3. Более гибкие условия для людей с индивидуальными особенностями.
  4. Легкий доступ к ресурсам мировых библиотек, музеев и тд.
  5. Постоянная связь студента с преподавателями и другими студентами. Взаимосвязь с единомышленниками, обмен информацией позволяет постоянно быть в курсе новшеств и открытий.
  6. Эффективный инструмент преподавания и обучения.

Но, надо отметить, что много дистанционных проектов существуют и для педагогов. Различные курсы, проекты, конкурсы, фестивали в которых педагоги, принимая участия или наблюдая, приобретают навыки, приемы работы с информацией, с компьютерными технологиями, которые повышают продуктивность работы.

Падение интереса к чтению среди школьников очень часто относят к распространению компьютерных технологий. И в этом вопросе интернет воспринимается как враг чтению. Но ресурсы, размещенные на интернет-просторах могут стать хорошим подспорьем как для ученика, так и для преподавателя. Важно правильно искать и отбирать информацию.

Конечно, ресурсы глобальной информационной сети предлагает нам такое количество информации, которая в разы превышает необходимую при школьном обучении. Но, к тому же, эта информация разноплановая, «разнокачественная». «Интернет несет читателю тонны мусора и крупинки золотого песка, и умение выбрать самое интересное становится весьма востребованным талантом» [4].

В ходе подготовки к урокам литературы, я столкнулась с поиском необходимой научной литературы. На помощь пришел интернет, вся необходимая литература есть в оцифрованном виде. Также ознакомилась с исследованиями, которые были ранее написаны по творчеству нужного автора, критических статей и тексты произведений.

Исходя из опыта, ресурсы можно разделить на несколько групп:

– Конструктивная информация — это оригинальная информация, обладающая признаками научности и достоверности.

– Дублирующая информация — это информация, которая копирует другие источники. Они значительно затрудняют поиск достоверной информации, в связи с этим приходится просматривать огромное количество сайтов.

Интернет-сети на уроках литературы дают нам следующие возможности:

  1. Свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
  2. Изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя;
  3. Использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке.

Найденной информацией мы можем сопровождать такие виды учебной работы, как написание рефератов, сбор материала по теме, иллюстрирование своих текстов материалами из интернета. Таким образом, творческий подход позволяет максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий, представляемый современными компьютерными технологиями.

  1. Обзорная лекция с использованием интернет-ресурсов (предполагает свободную Интернет-навигацию учителя). Апробировано мною на уроках литературы для проведения уроков- лекций. Вводные уроки по изучению жизненного и творческого пути писателя провожу в форме виртуальной экскурсии. Большой интерес вызвало у учащихся заочное путешествие на родину Лермонтова («Тарханы — родные всё места»), Шукшина («Путешествие в Сростки»), Л.Толстого «Свет Ясной Поляны». Фото видео — объекты создают наглядное представление о вехах жизненного пути того или иного писателя, о специфике его творчества. Материалы к урокам можно найти на сайте «Творческих учителей».
  2. Режим «Справочного бюро». Довольно часто в процессе урока возникают ситуации, при которых просто необходимо воспользоваться справочной информацией. И «живой интернет» позволяет понять, что все знания мира — рядом.

Таким образом, использование современных информационных технологий является необходимым условием развития более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, помогает учителю повышать мотивацию обучения учащихся литературе и приводит к целому ряду положительных следствий:

Итак, можно сделать следующие выводы:

  1. Интернет занял ведущее место в нашей жизни. Облегчив многие сферы, в частности, получение образования и проведения научных исследований.
  2. В ходе работы с информацией, находящейся в открытом доступе в интернете, надо уметь дифференцировать и находить научные источники.
  3. Обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности.
  4. Психологически облегчает процесс усвоения материала.
  5. Возбуждает живой интерес к предмету познания.
  6. Расширяет общий кругозор.
  7. Возрастает уровень использования наглядности на уроке.
  8. повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Литература:

  1. Емельянов С. Г. Роль интернета в образовании. Swsu.ru/sbornik-statey
  2. Демин И. С. Поиск научной и учебной информации в сети интернет. Вестник ТГУ, выпуск 9 (65), 2008.
  3. Билл Гейтс. Бизнес со скоростью мысли.-Москва.: Эскмо, 2003
  4. Марта Кетро. — livelib.ru
  5. Успенский Б. А. Поэтика композиции. — СПБ.: Азбука, 2000. — 352 с