Международные основы административно-правового статуса беженцев | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XXVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2021)

Дата публикации: 17.11.2021

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Вдовиченко, В. И. Международные основы административно-правового статуса беженцев / В. И. Вдовиченко. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 15-20. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/406/16755/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье автором предпринята попытка административно-правовой характеристики статуса вынужденных переселенцев беженцев.

Ключевые слова: административно-правовой статус, беженец, обязанности, права.

Общепризнанное на международном уровне определение понятия «беженец» содержится в статье 1 Конвенции о статусе беженцев, принятой в г. Женева 28 июля 1951 года [11] с учетом Протокола, касающегося статуса беженцев от 31 января 1967 года [15]. Данный акт, в свою очередь, является основой для целого ряда региональных международных соглашений [5, 9, 12, 17] по данному вопросу [16]. При этом зачастую применяются иные, в том числе, более широкие подходы к определению понятия «беженец» [2]. И, хотя ряд из соглашений не имеет обязательной силы и является источником так называемого «мягкого права», однако их положения находят поддержку на самом высоком уровне [3].

Относительно новым шагом в сфере международно-правового регулирования статуса беженцев стало принятие на платформе ООН в 2016 году Нью-Йоркской декларации о беженцах и мигрантах [13], направленной на решение вопросов перемещения больших групп беженцев и иных мигрантов. В том числе, данным актом было предложено подготовить новый глобальный договор о беженцах [6]. Однако данная робота на настоящий момент не завершена [1].

Расхождение в определениях понятия «беженец», которые закреплены в международных соглашениях и национальных нормативных, вызывает доктринальную дискуссию. При этом одни специалисты полагают, что понятие, закрепленное в Конвенции о статусе беженцев, является единственным универсальным, и подлежит применении на всех уровнях [4, 14]. Другие авторы утверждают, что определение, содержащееся в указанной конвенции, не отвечает современным реалиям [7, 8, 18].

Представляется, что более обоснована позиция второй группы специалистов. В частности, следует учесть, что Конвенция о статусе беженцев прямо позволяет государствам признавать лицо беженцем по иным, чем предусмотрено самой конвенцией критериям, в том числе, по гуманитарным соображениям. В связи с этим следует более широко учитывать содержание региональных актов.

Однако в настоящее время основным специальным международным соглашением в области регулирования статуса беженцев остается Конвенция о статусе беженцев 1951 года. В соответствии с ней право на придачу ходатайства о признании беженцем имеет любое лицо, даже такое, которое, на первый взгляд, не соответствует установленным критериям. Все лица, которые ищут убежище, вне зависимости от того, как они попали на территорию государства, на территорию, находящуюся под юрисдикцией государства, должны иметь возможность подать в компетентный орган заявление (ходатайство) о предоставлении убежища. Причем государство должно предоставить лицам, ищущим убежище, адвокатов и переводчиков, которые смогут обеспечить реализацию их прав. Также подобные лица на всех этапах процедуры должны иметь неотъемлемое право на обращение в Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, а также к профильным неправительственным организациям.

Понятие статуса беженца включает, прежде всего, права и свободы указанных субъектов. Они традиционно складываются из следующих групп:

— общие (характеризуют в равной степени правовой статус как граждан страны-убежища, так и беженцев);

— «иностранные» (характеризуют правовой статус беженцев как иностранных граждан, пребывающих на территории страны-убежища, и, по крайней мере, предполагают наличие у беженцев прав и свобод в объеме не меньшем, чем у иных иностранцев);

— специальные (характеризуют правовой статус именно беженцев);

— личные и семейные (характеризуют личные и семейные права и свободы беженцев с учетом их специфического положения) [10].

К общим правам и свободам, которые должны предоставляться беженцам наравне с гражданами страны-убежища, можно отнести следующие:

— свобода совести и религиозных убеждений;

— право на объекты интеллектуальной деятельности;

— право на обращение в судебные инстанции;

— право на получение продуктовой помощи (если она предусмотрена законодательством страны-убежища);

— право на начальное образование;

— основные трудовые права.

К «иностранным» правам и свободам, можно отнести следующие:

— право на свободу перемещения и передвижения;

— право быть нанятым на работу, трудиться на собственном предприятии и практиковать «свободные профессии»;

— право на ассоциацию и союзы;

— жилищные права;

— право образование более выше начального.

К специальным правам и свободам, которые характеризуют статус именно беженца, можно отнести следующие:

— право на «административное содействие»;

— право на получение удостоверения личности;

— право на получение проездных документов;

— право на провоз имущества беженца;

— право на натурализацию в упрощенном и (или) ускоренном порядке.

К личным и семейным правам и свободам можно отнести следующие:

— право определять свой личный статус на основе права государства происхождения, а при его отсутствии — государства пребывания;

— права, вытекающие из ранее возникших семейных отношений, если они не противоречат законам государства убежища.

Наряду с правами, правовой статус определяется обязанностями. Обязанности беженца, прежде всего, касаются необходимости соблюдать законы страны-убежища, а также оплачивать налоги, пошлины и иные обязательные платежи.

Конвенция о статусе беженцев также закрепляет основные гарантии реализации статуса беженцев:

— запрет дискриминации;

— предоставление возможности исповедовать свою религию, в том числе, осуществлять религиозное воспитание детей;

— возможность предоставлять беженцам дополнительные права;

— предоставление беженцам статуса не хуже, чем тот, который предоставляется иным иностранцам;

— запрет на применение исключительных мер на основании принципа взаимности;

— запрет высылки беженцев, которые законно проживают на территории государства, кроме случаев, когда от них исходит угроза государственной безопасности и общественному порядку;

— запрет наказания беженцев, которые находятся на территории страны-убежища незаконно, но незамедлительно явились в компетентные органы и дали объяснения о своем поведении;

— запрет высылки беженцев или их принудительное возвращение в государство, из которого они прибыли.

Литература:

  1. Аванесова А. А. Нью-Йоркская декларация о беженцах и мигрантах и перспективы принятия глобального договора о безопасной, упорядоченной и регулируемой миграции // Миграционное право. 2017. № 2. С. 21–22.
  2. Алешковский И. А., Бочарова З. С. Беженцы. становление и эволюция статуса и развитие системы защиты // Россия XXI. 2017. № 2. С. 20.
  3. Богатырева О. Н. Защита прав беженцев в Латинской Америке: эволюция региональной гуманитарной дипломатии (1984–2014) // Научный диалог. 2020. № 11. С. 336.
  4. Денисов В. В. Понятие «беженец» в законодательстве Российской Федерации и странах Западной Европы: проблема универсализации правовой дефиниции // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2003. № 1. С. 40–47.
  5. Директива Совета Европейского союза 2004/83/EC от 29 апреля 2004 г. «О минимальных стандартах для квалификации и статуса граждан третьих стран или лиц без гражданства в качестве беженцев или лиц, нуждающихся в иной форме международной защиты, и содержании предоставляемой защиты». URL: http://www.evolutio.info/ru/reg-eu/2006–3-direktiva2004 (дата обращения: 29.09.2021)
  6. Договор о беженцах. URL: https://refugeesmigrants.un.org/ru/refugees-compact (дата обращения: 29.09.2021).
  7. Иванов Д. В. Правовой статус беженцев в международном и внутригосударственном праве. дис. … канд. юрид. наук. — М., 1999. — 185 c.
  8. Ионцев В. А. Вынужденная миграция. Международная миграция населения: Россия и современный мир. — М.: МАКС-Пресс, 2001. — 159 с.
  9. Картахенская декларация о беженцах (Картахена, 22 ноября 1984 г.). URL: http://www.reflaw.narod.ru/HTMLs/lows/inter/kartahen.htm (дата обращения: 29.09.2021)
  10. Кокая И. Ж. Современные международно-правовые аспекты статуса беженцев на примере России и Грузии. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2005. — С. 68.
  11. Конвенции о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.) // Бюллетень международных договоров. 1993. № 9. С. 6–28.
  12. Конвенция по конкретным аспектам проблем беженцев в Африке 1969 г. URL: http://www.refworld.org.ru/docid/528634864. Html (Дата обращения: 29.09.2021)
  13. Нью-Йоркская декларация о беженцах и мигрантах (Нью-Йорк, 19 сентября 2016 г.). URL: https://refugeesmigrants.un.org/ru/declaration (дата обращения: 29.09.2021).
  14. Павлова Л. В., Селиванов А. В. Международно-правовой статус беженца: пособие для студентов вузов. — Минск: Тесей, 2006. — 192 с.
  15. Протокол, касающийся статуса беженцев (Нью-Йорк, 31 января 1967 г.) // Бюллетень международных договоров. 1993. № 9. С. 28–31.
  16. Прудникова Т. А., Сазон К. Д. Особенности региональной системы предоставления убежища в государствах — участниках Содружества Независимых Государств // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 10. С. 287.
  17. Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам (Москва, 24 сентября 1993 года) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1993. № 4. С. 43.
  18. Школяренко Е. А. Виды беженцев по российскому законодательству // Правовые проблемы укрепления российской государственности: сборник статей / под редакцией М. М. Журавлева, А. М. Барнашова, В. М. Зуева. Томск: Издательство Томского университета, 2011. С. 117–119.