Наиболее значимые в высшей профессиональной школе факторы подготовки будущих специалистов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Цеханович, Д. Б. Наиболее значимые в высшей профессиональной школе факторы подготовки будущих специалистов / Д. Б. Цеханович, С. В. Овсянников. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 26-37. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/404/16729/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассмотрены некоторые из наиболее актуальных, по мнению авторов, взглядов на проблематику современной подготовки студентов к предстоящей профессиональной деятельности. Предложено вниманию читателя и их взгляды на решение задачи по повышению качества высшего образования.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, образовательная среда, учебная деятельность, подготовка студентов, образовательный процесс, педагогическая система.

Деятельность человека имеет свою, пожалуй, основную форму в виде учебной, направленной на получение различных знаний, умений и навыков. Множество педагогов-исследователей имеют единый взгляд на то, что именно учебная деятельность человека в различных ее видах и формах, проистекает всю жизнь человека — с его рождения и до преклонных лет.

В значительной мере уместными в этом контексте будут слова известного исследователя, ученого И. И. Ильясова, который утверждал: «Во всех формах учения, кроме учебной деятельности, овладение знаниями, умениями и навыками происходит как побочный процесс в составе основной деятельности, направленной на выполнение других не учебных задач, как это имеет место в игровой или в трудовой деятельностях. B отличие от указанных форм учения, учебная деятельность специально направлена на выполнение учебных задач и овладение учебным материалом» [1, с. 52].

Повышение эффективности труда специалиста всегда отличалось своей актуальностью в необходимости реализации, оно же всегда рассматривалось как особого рода проблематика [2, с. 23].

Тем не менее, подготовленный в современном вузе специалист, для повышения своей востребованности и служебной «яркости» постоянно должен повышать уровень своих профессиональных знаний и умений — конечно же, это процесс естественный и обязательный, однако систематическая адаптация к новым уровням деятельности не протекает мгновенно, она происходит плавно и, в большинстве случаев медленно. Такой «тормозящий» эффект — и есть злободневная проблема современного образования. Вполне очевидно, что перед учебными организациями встала новая промежуточная задача — научить будущего специалиста осваивать информацию самостоятельно, a в некоторых случаях и заниматься самообразованием, a периодически и переучиваться. Решение этой задачи вышеупомянутый «тормозящий» эффект снизит или же ликвидирует его вовсе [2, с. 118].

B таких условиях на учебно-познавательную деятельность обучающегося влияет огромное множество факторов, которые для обеспечения его эффективной в основе своей самостоятельной деятельности необходимо обязательно учитывать.

Авторы согласны с утверждениями многих ученых и исследователей данной проблематики и видит повышение эффективности подготовки студентов в вузе в учете групп неких внутренних и внешних (по отношению к обучающемуся студенту) факторов [3, с. 215], и предлагает свое наполнение групп (см. рис. 1).

Факторы, оказывающие влияние на подготовку студентов к профессиональной деятельности.

Рис. 1. Факторы, оказывающие влияние на подготовку студентов к профессиональной деятельности.

B огромном списке факторов, связанных с личностными особенностями студента, влияющих на успешность его обучения в современном университете следует выделить две их группы: особенности, которые у студента уже имелись до прихода в университет (группа исходных особенностей) и особенности, которые формируются у него в ходе обучения в вузе (группа результативных особенностей).

Коллектив авторов считает, что группу исходных личностных особенностей студента следует принять во внимание административного и управленческого персонала университета в первую очередь и непосредственно с поступлением студента в университет. Именно эта группа ляжет в основу формирования последующих — результативных качеств студента, которые, при должном управлении ими, будут в значительной степени способствовать эффективной подготовке специалиста в стенах вуза. Задача административного и управленческого персонала и особенно педагога на данном этапе обучения студента в университете будет заключаться в планомерном и продуктивном управлении этими качествами студента — в их стимулировании.

Исходные и результативные личностные качества в своем развитии, формировании четко определенной временной или же этапной границ не имеют — процесс их развития строго индивидуальный для каждого обучающегося и плавный в рамках обучения студента. Этот процесс порождает еще одну группу качеств студента — переходных (см. рис. 2).

Группы личностных качеств студента, оказывающих влияние на подготовку студентов к профессиональной деятельности.

Рис. 2. Группы личностных качеств студента, оказывающих влияние на подготовку студентов к профессиональной деятельности.

Группа исходных особенностей студента формируется задолго до его прихода в высшую школу. Стимулируя эти качества молодого студента можно и следует добиваться формирования устойчивых, продуктивных качеств студента, направленных на эффективное обучение в вузе с последующей эффективной его профессиональной деятельностью.

Группа результативных особенностей студента в большей степени определит профессиональный и психологический портрет человека, который через пять лет выпустится из вуза. Но, как уже упоминалось ранее — для формирования этих качеств студента необходим «переходный» период (период адаптации студента).

К переходным качествам следует отнести любые из перечисленных качеств на рис. 1 или же их комплекс, поскольку именно на этапе адаптации студента к предстоящей учебно-познавательной деятельности в вузе вступают в силу все или часть особенностей как исходных, так и уже результативных. В их смежный период — переходный, молодые студенты осваивают место их новой деятельности и свое окружение. Осмысляют новые правила и нормы поведения, требования педагогов, ищут рациональные способы их соблюдения. Естественно, что во вновь сформированных группах студентов начинается борьба за лидерство и сплочение в микрогруппы.

Имеющиеся на сегодняшний день исследования показывают, что подготовка студента к предстоящей профессиональной деятельности будет тем эффективнее, чем больше взаимосвязь между его личностными особенностями и мотивацией на продуктивную учебно-познавательную деятельность. Нередко более предрасположенные к учебе обучающиеся показывают слабую учебную результативность или бросают обучение в вузе вовсе.

С точки зрения педагогической науки, мотивацию следует понимать как аргумент, влияющий на обучающегося по склонению его к пониманию необходимости в самостоятельном активном труде, активном освоении нового материала и информации — знания.

Проблематика действенной мотивации студентов в ходе их обучения в вузе, по мнению автора, недостаточно исследована, как и категорически недостаточно задействуются возможные рычаги повышения мотивации обучающихся. Актуально проблемны и условия формирования необходимых потребностей будущего специалиста в самостоятельном отыскании и получении знаний.

Объем информации, получаемой студентом в вузе, сложно осмыслить при отсутствии действенной мотивации к ее освоению.

Мотивацию, как процесс необходимо рассматривать как внутреннюю и внешнюю.

Так называемая внутренняя мотивация еще обучающегося в вузе специалиста подразумевает какую-либо удовлетворенность от своих трудов. Ее может усилить позитивный отклик на деятельность студента со стороны преподавателя в форме похвалы, одобрения и т. п.

Внешняя же мотивация зависит от отношений человека со средой, в которой он реализует свою деятельность — это может быть желание получить вознаграждение, избежать наказания и пр.

Внешняя мотивация определяется внешними по отношению к университету, и самому обучающемуся тем более, условиями — в основном это социальные институты и социальный заказ. Однако к категории внешних мотивационных факторов, мы считаем, возможно отнести и деятельность административного и управленческого персонала университета. Внутренняя же мотивация стимулируется в основном педагогом (имеется в виду в процессе обучения студента в вузе), который объединяет все многообразие мотивов и подает студенту их квинтэссенцию (см. рис. 3).

Виды мотиваций студента, оказывающих влияние на эффективность подготовки студента к профессиональной деятельности

Рис. 3. Виды мотиваций студента, оказывающих влияние на эффективность подготовки студента к профессиональной деятельности

Взаимодействие внешней и внутренней мотивации выраженно в следующей реакции — внешняя мотивация в целом способствует увеличению объема выполняемой работы, а внутренняя — ее качества.

Рассматривать группу внешних факторов, оказывающих влияние на подготовку студентов к профессиональной деятельности, следует с фактора «Образовательная среда». Это явление наиболее значимо формирует эффективный образовательный процесс вуза. На сегодняшний день четко и строго сформулированного понимания образовательной среды нет. В научной литературе этот термин рассматривается с различных позиций.

Изучив данную проблематику и проведя анализ предлагаемых некоторыми исследователями моделей образовательных сред вузов, авторы пришли к убеждению в возможности существования модели образовательной среды в следующем виде (см. рис. 4).

Компонентный состав обобщенной модели образовательной среды, оказывающей влияние на эффективность подготовки студентов к профессиональной деятельности

Рис. 4. Компонентный состав обобщенной модели образовательной среды, оказывающей влияние на эффективность подготовки студентов к профессиональной деятельности

Основа такой модели видится в трех ее компонентах:

1. Объектовый компонент , учитывающий характеристики архитектуры здания, пространство учебных помещений и обстановку в нем, эстетическую организацию пространства вообще, дизайн, наличие необходимой литературы, учебно-материальное оснащение и прочее.

Главная задача управленческого и административного персонала вуза и, безусловно, преподавателя (в рамках рассмотрения именно этого компонента) — это создание максимально комфортных условий для осуществления образовательного процесса.

2. Социально-субъектный компонент — это компонент, характеризующий взаимодействие субъектов образовательной среды, а также их отношение к объектовой составляющей среды.

Таким образом, удовлетворенность потребности во взаимоотношениях между субъектами образовательной среды, выраженная в благоприятном социально-психологическом климате, служит необходимым условием для реализации субъектно-социального компонента образовательной среды вуза.

3. Технологический компонент — подразумевает характеристику общения субъектов образовательной среды (прежде всего между педагогом и обучающимся); методическое сопровождение обучения; содержание обучения; методы и формы его реализации; определяет наличие системы инноваций как одну из важнейших составных частей технологического компонента именно современной образовательной среды.

Другими словами, предлагаемая универсальная структура образовательной среды, дает четкие ответы на следующие «компонентные» вопросы:

Объектовый компонент — что необходимо для эффективной подготовки студентов к профессиональной деятельности?

Социально-субъектный компонент — кто нужен для эффективной подготовки студентов к профессиональной деятельности?

Технологический компонент каким образом необходимо эффективно готовить студентов к профессиональной деятельности?

Следует обратить внимание на некоторую особенность модели обобщенной структуры образовательной среды. Дело в том, что педагог и обучающийся в вузе студент непосредственно (в смысле прямого контакта) не взаимодействуют — взаимодействие происходит только через компоненты образовательной среды. Кроме того, подобная модель предполагает развитие самостоятельности студента в учебно-познавательной деятельности.

Педагогическая деятельность имеет целесообразный характер — это индивидуально-уникальная, творческая деятельность педагога. Направлена она на достижение поставленных целей и решение педагогических задач. Есть уверенность в том, что цель — это системообразующий фактор педагогического процесса и педагогической системы в целом. Именно цель формирует компоненты педагогической системы. Важной педагогической закономерностью здесь следует считать зависимость содержания обучения, его методов, средств и форм от целей образования и обучения, поставленных обществом и целей, сформированных под его влиянием, а так же конкретной педагогической системы. Не учёт целевых факторов превращает педагогический процесс и педагогическую систему в целом в хаотичное непродуктивное взаимодействие педагога и студента, что, в свою очередь, приведет к нарушению системности всех процессов и, естественно, систематичности в знаниях. Очевидно, что такое положение не будет способствовать эффективной подготовке студентов к профессиональной деятельности.

Говоря о главенствующей роль целеполагания в подготовке студентов, следует отметить еще одно условие эффективности подготовки обучающихся — цель образования в целом, нацеленность педагогической системы в частности и личных целей обучающегося студента должны максимально совпадать. От того насколько точно они будут соответствовать друг другу, настолько выше и будет эффективность подготовки специалиста в университете.

Управление подготовкой студента — отдельный и самостоятельный фактор, оказывающий влияние на эффективность подготовки студента. Его следует считать основным (основополагающим) среди всех факторов. Такое утверждение нами выдвинуто на основании того, что вся система факторов, влияющих на эффективность подготовки студентов — это статичная система, т. е. система «попросту констатирующая» факт влияния чего-либо на что-либо. Сама по себе такая система факторов не предусматривает каких-либо изменений для увеличения или же уменьшения эффективности подготовки студентов. Такой системой необходимо управлять — уменьшать или же увеличивать (манипулировать, организовывать) влияние каждого фактора в отдельности или их комплексом, а также компонентами факторов, добиваясь формирования наиболее оптимальной системы факторов для эффективной подготовки студентов.

В этом контексте следует раскрыть две функции такого управления:

Оценочная — направленная на осуществление диагностики и оценивание эффективности подготовки студента к профессиональной деятельности. В рамках данной функции происходит:

а) диагностика всех выше рассмотренных факторов на предмет выявления уровня их влияния на эффективность подготовки в конкретных условиях;

б) прогнозирование величины уровня влияния;

в) определения возможностей манипулирования этим уровнем влияния;

г) оценка возможности увеличить или же уменьшить этот уровень.

Коррекционная — направленная на стимулирование отдельных факторов подготовки студента. В рамках этой функции происходит организованное и целенаправленное манипулирование выше рассмотренными факторами для повышения эффективности подготовки студентов к профессиональной деятельности.

Конечной целью коррекционного функционирования является стимулирование эффективности учебной деятельности студентов, предполагающее повышение или сохранение (если он является оптимальным) уже имеющегося уровня эффективности в зависимости от влияющих внешних и внутренних факторов, которые были рассмотрены выше.

Взаимосвязь этих функций вполне очевидна. Она предусматривает зависимость выбора действий, направленных на повышение уровня эффективности подготовки, от актуального ее уровня. Очевидна и обратная связь — выбор способа, характера и средств диагностики и оценки в значительной степени определяется уровнем текущей эффективности учебной деятельности студентов.

Следует указать на две формы управления подготовкой студентов (см. рис. 5).

а. Внутренняя форма фактора управления

Рис. 5а. Внутренняя форма фактора управления

б. Внешняя форма фактора управления

Рис. 5б. Внешняя форма фактора управления

В завершении статьи есть необходимость процитировать слова министра обороны РФ С. К. Шойгу на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов». «Есть более страшная часть, она в последнее время или, точнее, десятилетия приобретает или приобрело уже основную опасность для любой страны. Это внутренняя угроза. И все это связано с тем, что постепенно разлагается общество внутри страны», — сказал он на панельной дискуссии форума. В качестве примера министр указал на целый ряд стран. Россия в эти примеры не вошла. Однако вполне очевидно, что без должного внимания к проблемам образования и обучения молодежи в современных вузах, такая деградация общества может ждать и РФ.

Актуальность внимания к проблемам образования молодежи связанна с систематическим повышением требований к выпускаемым специалистам и обусловлена высоким темпом развития технологий, огромным потоком информации. Такие возрастающие требования формируют необходимость немедленного принятия мер по улучшению качества подготовки студентов, а значит обязательного учета актуальных факторов, влияющих на подготовку студентов в университете. Одной же из наиболее значимых проблем обучения в современном университете является эффективная самостоятельная учебно-познавательная деятельность студента.

Коллектив авторов указывает на то, что ни один из рассмотренных в статье факторов не может быть интерпретирован как самостоятельный. Все зависит от конкретного их сочетания (или же сочетания их отдельных компонентов) в конкретных условиях. Такое комбинирование факторов крайне важно, поскольку каждый из них может несколько модифицировать влияние других. Обращается внимание читателя на том, что такое сочетание факторов должно происходить на фоне обязательной самостоятельной учебно-познавательной деятельности студента в вузе.

Рассмотренные в статье факторы, а так же их влияние на успешность обучения позволят преподавателям сформировать более прочное взаимодействие и взаимопонимание, что безусловно ляжет в основу решений важных для обеих сторон вопросов повышения эффективности учебной деятельности студента и уровня его профессиональной подготовки.

Литература:

  1. Ильясов И. И. Структура процесса учения. — М.: Уч.-изд. Издательство Московского университета, 1986. — С. 151.
  2. Ишков А. Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности. Монография. — М.: Издательство АСВ, 2004. — С. 224.
  3. Арсентьева М. В. Психологические факторы успешного обучения студентов в вузе // Известия ТулГУ. Технические науки. 2012. № 11. Ч.2. — С. 214–221.