Особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чвирова, А. А. Особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов / А. А. Чвирова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/400/16678/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов в период обучения в вузе.

Ключевые слова : профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, социальная идентичность.

Проблема идентичности возникает в плане реализации жизненной и профессиональной идеологии человека, в плане становления профессионализма психолога и в плане реализации профессиональной подготовки специалиста. Идентичность — это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая в себя мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания.

Актуальность исследования . Согласно Концепции развития психологической службы в образовании Российской федерации, немаловажным является обеспечение качества подготовки и повышения квалификации специалистов, оказывающих профессиональную помощь обучающимся [1].

Объект исследования: процесс формирования профессиональной идентичности личности.

Предмет исследования: формирование профессиональной идентичности студентов-психологов в зависимости от формы обучения.

Цель исследования : выявить особенности формирования профессиональной идентичности студентов в зависимости от формы обучения.

Гипотеза исследования: основными факторами, детерминирующими уровень развития профессиональной идентичности, являются структура самосознания личности, и особенности межличностных отношений, толерантность неопределенности, ценностные ориентации.

Теоретическая основа исследования: общепсихологическая концепция идентичности Э. Эриксона [5], концепция профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер [4].

  1. Методы исследования: Методы сбора теоретической информации: обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования.

Методы эмпирического исследования: диагностические методики и метод качественного и количественного анализа, в том числе статистический — коэффициент ранговой корреляции T-критерий Стьюдента для независимых выборок

  1. Методы эмпирического исследования: методика личностного семантического дифференциала Ч. Осгуда (модификация Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда); методика изучения ценностей личности Ш. Шварца; методика изучения профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер; методика диагностики толерантности к неопределенности (Шкалы Д. Маклейна) в модификации Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина, Е. Г. Луковицкой [2].

Эмпирическая база: Вданном исследовании приняли участие 45 человек: студенты второго курса ВГПУ, обучающиеся согласно заочной форме обучения по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиля психология образования, в количестве 25 человек, среди которых 24 женщины и 1 мужчина; профиля психологическое консультирование в образовательных учреждениях, в количестве 20 человек, среди которых 19 женщин и 1 мужчина.

Перейдем к анализу полученных данных. В ходе проведения методики Л. Б. Шнейдер мы выявили, что 37,7 % испытуемых обладают статусом «достигнутая идентичность», 28,8 % — «мораторий», 22,2 % — «псевдоидентичность», 11,3 % — «диффузная идентичность». Из этого следует, что большинство испытуемых сформировали определенную совокупность личностно значимых для них целей, ценностей и убеждений, переживающий их как личностно значимые, обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни. Репрезентацией достигнутой идентичности является позитивное самоотношение при положительном оценивании собственных качеств и стабильной связи с социумом.

Перейдем к анализу результатов проведения методики «Личностный семантический дифференциал». Исходя из полученных данных, возможно условное разделение студентов на 3 группы: 1 группа — студенты с высоким уровнем профессиональной идентичности (31,3 %); 2 группа — средний уровень (51,2 %); 3 группа — низкий уровень (18,5 %). Значительную часть составляют студенты со средним уровнем профессиональной идентичности. Это свидетельствует о том, испытуемым свойственны представление о том, что личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; ощущение ценности собственной личности; повышенная рефлексия, осознание своих трудностей; определенность жизненной ситуации; высокая событийность и общительность, что объясняется загруженностью жизни и озабоченностью повседневными делами, целеустремлённостью; ориентация на других и их значимость.

В ходе проведения исследования толерантности к неопределенности мы получили следующие результаты. 88,9 % испытуемых имеют средний уровень толерантности к неопределенности, 4,4 % имеют высокий уровень толерантности к неопределенности, 6,7 % — низкий уровень. Полученные данные свидетельствуют о том, что подавляющее большинство испытуемых относится к неопределенным ситуациям, новизне, решению задач, не имеющих однозначного решения нейтрально.

Исходя из результатов исследования ценностных ориентаций, среди испытуемых приоритетными видами ценностей по уровню нормативных идеалов являются достижения, безопасность. Это свидетельствует о том, что для испытуемых характерна ориентация на достижение успеха в различных видах деятельности, доброжелательность, сохранение благополучия окружающих людей, безопасность, гармония, стабильность взаимоотношений и общества.

Проведенное нами исследование показало, что для испытуемых приоритетными видами ценностей по уровню индивидуальных приоритетов являются гедонизм и самостоятельность. Это свидетельствует о том, что для испытуемых характерна ориентация на удовольствия, наслаждение жизнью, стремление к самостоятельности.

Литература:

  1. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017) // [https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-razvitija-psikhologicheskoi-sluzhby-v-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi/]
  2. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Луковицкая Е. Г. Диагностика толерантности к неопределенности: Шкалы Д. Маклейна. / Д.А Леонтьев, Е. Н. Осин, Е. Г. Луковицкая. — Москва: Смысл, 2016. — 60 с.
  3. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: монография / Л. Б. Шнейдер. — Москва: МОСУ, 2002. — 256 с.
  4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — Москва: Прогресс, 1996. — 339 с.