Формирование креативности и творческих способностей дошкольников с нарушениями речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пирогова, К. В. Формирование креативности и творческих способностей дошкольников с нарушениями речи / К. В. Пирогова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 24-25. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/400/16677/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Ключевые слова : креативность, нарушения речи, творческие способности.

Актуальность проблемы развития творческих способностей и креативности детей с ОВЗ определена требованиями ФГОС дошкольного образования, согласно которому дошкольный возраст — важнейший период в жизни человека. В данном возрасте закладываются основы будущей личности формируются предпосылки физического умственного и нравственного развития ребёнка. Кроме того, именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивная реализация творческого потенциала ребенка, так как данный возраст является сензитивным для развития воображения. Именно воображение оказывает наибольшее влияние на развитие креативности и творческих способностей.

Рассмотрим понятие «творчество». Особый аспект характеристики творчества выделяет В. Б. Косминская: «Творчество — определенная деятельность, создающая новые оригинальные предметы, которые имеют общественное значение». Общественную ценность творчества, его конечного результата описывает в своих научных трудах Б. М. Теплов: «Творческая деятельность в собственном смысле слова, называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности».

Стремление выделить творческие способности обосновано, во-первых, их значимостью для творческого процесса, во-вторых, невозможностью охватить творческий процесс в целом. Поэтому ученые вынуждены рассматривать отдельные сегменты деятельности, представляющие собой неотъемлемую часть творчества. Для того, чтобы раскрыть сущность творческих способностей, определить пути их развития, необходимо проанализировать структуру творческих способностей. Традиционно проблема творческих способностей в отечественной психологии развивается в рамках процессуально-деятельностного подхода. Л. С. Выготский описывает способности как родовое качество человека, способность к освоению достижений культуры. С. Л. Рубинштейн понимает способности как «систему обобщенных деятельностей», которые являются результатом развития психических процессов (анализа, синтеза и генерализации).

Для нашего исследования особое значение приобретает вопрос о процессе формирования и развития креативности. По мнению В. Н. Дружинина, развитие креативности проходит две фазы: «первичная» — как общая творческая способность, неспециализированная по отношению к той или иной области человеческой деятельности; вторая фаза, формируемая на основе «общей креативности» «специализированная». Иными словами, вторая фаза представляет собой способность к творчеству, а также является связанной с определенной сферой человеческой деятельности. Сенситивный период первого этапа наступает в дошкольном возрасте (3–5 лет), когда подражание взрослому представляет собой основной механизм формирования креативности. На втором этапе особо значимую роль играет профессиональный образец, поддержка семьи и сверстников. Для развития креативности необходимо рассматривать не только структуру способностей к творчеству, но индивидуальные качества личности.

Кроме того, сензитивным периодом развития творческих способностей является дошкольный возраст. На протяжении дошкольного возраста активно развивается воображение как способность видеть целое раньше частного. Согласно В. В. Давыдову, воображение представляет собой «психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созданию нового в различных сферах деятельности». Воображение является важнейшим психическим новообразованием дошкольного детства, и его становление определяет ключевой вектор психического развития ребенка. Именно воображение определяет будущий творческий потенциал ребенка, так как его интенсивное развитие в дошкольном возрасте является основой для последующих центральных психический новообразований личности. С функциональной точки зрения выделяют воображение познавательное и аффективное. Познавательное воображение способствует созданию целостного образа события или явления, построению схемы или картины. Аффективное воображение выполняет функцию психологической защиты Я путем проигрывания негативных переживаний или создания воображаемых компенсаторных ситуаций (представления себя великаном, победителем).

Для детей с нарушениями речи развитие творческих способностей представляет собой чрезвычайно важный процесс, так как является неотъемлемой частью самореализации, приобретения индивидуального опыта успешности в той или иной сфере. Когда ребёнок с ограниченными возможностями здоровья принимает участие в творческой деятельности, он может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же чрезвычайно важно для успешной социализации. Огромный потенциал для реализации творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья заключен в изобразительной и декоративной деятельности, а также в использовании нетрадиционных техник, таких как коллаж, витраж, рисование подручными средствами и т. д. Данные техники отличаются оригинальностью, неординарностью, яркостью, что позволяет детям с нарушениями речи не только проявлять свои творческие способности, но и обучаться работе в группе, выполнению нетрадиционных заданий по инструкции.

Перечисленные выше техники привлекают дошкольников своей художественной выразительностью, активизируют индивидуальные способности детей. Специфика проведения занятий определяется их особенностями: быстротой наступления утомления, замедление реакции на указание взрослого. Исходя из этого, целях коррекции используется выполнение работы частями, чередование объяснения с выполнением работы. Переключение видов деятельности повышает работоспособность, оптимизирует темп работы. При использовании обозначенных выше способов построения коррекционно-развивающих занятий можно добиться наиболее эффективного результата творческой деятельности дошкольников.

В процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями речи первостепенно важно создать благоприятный эмоциональный настрой. Позитивное эмоциональное состояние является основой эмоционального благополучия и психологического здоровья детей дошкольного возраста. Активизация творческого потенциала имеет особенно важное значение для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как творческая деятельность способствует самореализации, приобретения опыта за счет проживания ситуации успеха, повышению психологического благополучия, формирования положительного отношения к собственной личности.

Литература:

  1. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский. — 1. — Москва: Труд, 2010. — 184 c. — Текст: непосредственный.
  2. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 1999. — 246 c. — Текст: непосредственный.
  3. Теплов Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк. — Москва, 1996. — С. 42–46. — Текст: непосредственный.
  4. Торренс Э. П. Теоретические основы психологической диагностики креативности [Текст] / Э. П. Торренс — М., 1998. — 120с. — Текст: непосредственный.