Влияние эмоционального интеллекта на уровень тревожности и агрессивности дошкольников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Полищук, В. А. Влияние эмоционального интеллекта на уровень тревожности и агрессивности дошкольников / В. А. Полищук. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 25-30. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/400/16675/ (дата обращения: 23.04.2024).



Ключевые слова: эмоциональный интеллект, детская агрессивность, детская тревожность, эмотивная лексика дошкольников, эмоции детей.

In recent decades, there has been a surge of interest in the problem of emotional intelligence of preschool children. Since this age is the formation of mental functions, formations, and qualitative changes in the development of psychological processes take place: cooperation, orientation to the world of people, interpersonal communication, and moral representation [1]. Emotional intelligence is the ability of a person to understand and manage their own emotional experience, as well as the ability to understand the emotions of other people and be adequate in an emotional situation. Emotional intelligence includes self-regulation, control of impulsivity, confidence, self-motivation, optimism, communication skills, and the ability to effectively build relationships with other people [3]. The lack of emotional intelligence is dictated by modern realities: the lack of communication between children and their parents, the lack of emotionally rich contacts, the peculiarities of mental development, and the emotional-volitional sphere of older preschool children. If a child does not understand his emotions, cannot feel them and express them (both verbally and non-verbally), as well as accurately use them in his own speech, this leads to a decrease in emotional intelligence (communicative-speech and mental activity), which in turn leads to the manifestation of inadequate behaviors.

Keywords: emotional intelligence, early child development, early childhood, mental health, emotional development of infants, child anxiety, child aggression.

В последние десятилетия отмечается всплеск интереса к проблеме эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Это объясняется тем, что именно в это время происходит становление психических функций, личностных образований и качественных изменений в развитии психологических процессов: сотрудничество, ориентация на мир людей, межличностное общение и нравственное представление [1].

Эмоциональный интеллект — способность человека понимать собственное эмоциональное переживание и управлять им, а также умение понимать эмоции других людей и быть адекватным в эмоциональной ситуации. Эмоциональный интеллект включает в себя саморегуляцию, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми [3].

Понятие эмоционального интеллекта возникло в 1960-х годах. Впервые оно обозначилось в труде Майкла Белдока «Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication» (чувствительность к выражению эмоционального интеллекта в трех режимах общения) в 1964 году [16], а в 1966 году Б. Лойнер выпустил свою работу «Emotional intelligence and emancipation» (эмоциональный интеллект и эмансипация) [5].

В конце восьмидесятых годов ХХ века Рувен Бар-Он сформулировал определение эмоционального коэффициента EQ (англ.Emotional Quotient, по аналогии с англ. Intelligence Quotient, IQ) [13], а Уэйн Пэйн выпустил книгу по развитию эмоционального интеллекта «A Study of Emotion: Developing Emotional Intelligence» [16].

В начале девяностых годов ХХ века Питер Сэловей и Джон Майер выпустили публикацию «Эмоциональный интеллект» (англ. Emotional Intelligence), которая чётко определила сегодняшнее представление эмоционального интеллекта [17].

В начале двадцать первого века исследование концепции эмоционального интеллекта продолжалось. Публикации по данной теме выпускали Говард Гарднер [11], Джон Майер [17], Константин Васили Петридис [9], Питер Сэловей [13].

В настоящее время в мире наибольшую популярность имеют три модели эмоционального интеллекта:

1. Модель способностей Джона Майера [17] и Питера Сэловея [13] , где ученые выделяют четыре звена эмоционального интеллекта:

  1. Восприятие эмоций
  2. Использование эмоций для стимулирования мышления
  3. Понимание эмоций
  4. Управление эмоциями

2. Смешанная модель Дэниэля Гоулмана [17], предполагающая 5 компонентов эмоционального интеллекта:

  1. Самопознание
  2. Саморегуляция
  3. Социальные навыки
  4. Эмпатия
  5. Мотивация

3 Модель эмоционального интеллекта (ESI) Рувена Бар-Она , состоящая состоит из 15 способностей, которые схожи с вышеперечисленными компонентами эмоционального интеллекта [13] .

Проанализировав данные модели, можно прийти к выводу, что базовыми способностями в эмоциональном интеллекте у детей старшего дошкольного возраста — являются идентификация собственных эмоциональных реакций, способность к распознанию эмоциональных состояний окружающих, способность к самоконтролю эмоций [12].

Зачастую, вышеперечисленными способностями обладают далеко не все дошкольники, а некоторые и вовсе таких не имеют. В результате чего эмоциональный интеллект детей старшего дошкольного возраста не развивается в должной мере, а агрессивность и тревожность детей начинает прогрессировать (повышаться) [18].

Именно поэтому, повышая эмоциональный интеллект, возможно, снизить уровень тревожности и агрессивность у дошкольников.

Цель нашего исследования заключалась в изучении влияния эмоционального интеллекта на уровень тревожности и агрессивности у дошкольников.

В ходе исследования решались следующие задачи:

  1. Теоретические и методологические подходы к анализу влияния эмоционального интеллекта на уровень тревожности и агрессивности
  2. Исследование эмоционального интеллекта;
  3. Оценка уровня тревожности и агрессивности у детей старшего дошкольного возраста;
  4. Анализ влияния эмоционального интеллекта на тревожность и агрессивность;
  5. Создание проекта формирующего эксперимента.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базе ГБДОУ детский сад № 38 общеразвивающего вида Московского района Санкт-Петербурга, работающего по типовой ᡃпрограмме «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой. В исследовании приняли участие 57 человек детей: 27 девочек и 30 мальчиков, в возрасте 5–6 лет (средний возраст 5,5 лет). По результатам исследования дети разделены на 4 группы: — дети со средним и низким показателем тревожности и агрессивности; — дети с высоким уровнем тревожности; — дети с высоким уровнем агрессивности; — дети с высоким уровнем тревожности и агрессивности.

На первом этапе изучалась доступная медико-психолого-педагогическая документация на детей; проводились беседы с медицинским персоналом, воспитателями с целью уточнения психологической характеристики детей.

На втором этапе проводилось исследование дошкольников для определения уровня эмоционального интеллекта, а также тревожности и агрессивности.

Для реализации цели и задач констатирующего эксперимента были использованы следующие методики:

1. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта (М. Нуген) [9].

Данная диагностика состоит из трёх методик и одного опросника:

  1. Проективная методика «Дорисовывание: мир вещей — мир людей — мир эмоций»;
  2. Проективная методика «Три желания»;
  3. Методика «Что — почему — как»
  4. Опросник для родителей

2. «Кинетический рисунок семьи» (Р.Бэкс, С. Кауфман) [2].

3. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) [3].

4. Тест руки (Hand Test) Э.Вагнера [4].

На основании данных исследования был использован качественный анализ с получением среднего и стандартного отклонения показателей в каждой методике. Обработка проводилась с помощью пакета программ Microsoft Office 2010, данные вводились в таблицу этой программы.

Результаты и их обсуждение . Анализ результатов констатирующего эксперимента показал распределение дошкольников по уровню эмоционального интеллекта, которое представлено на рисунке 1.

Распределение детей по уровню эмоционального интеллекта в процентах

Рис. 1. Распределение детей по уровню эмоционального интеллекта в процентах

Рисунок 1 наглядно показывает неоднородное распределение дошкольников по уровню эмоционального интеллекта. Высоким уровнем обладает лишь 14 % испытуемых, 33 %, характеризуются средним уровнем развития эмоционального интеллекта, а большая часть детей — 53 % обладают низким уровнем развития эмоционального интеллекта.

На рисунке 2 мы можем увидеть распределение детей по уровню тревожности.

Распределение детей по уровню тревожности

Рис. 2. Распределение детей по уровню тревожности

Из представленной диаграммы следует, что у 16 % дошкольников был выявлен низкий уровень тревожности, 54 % составили дошкольники со средним уровнем тревожности, и 30 % от всей выборки занимают дети с высоким уровнем тревожности.

В изучаемой выборке распределение старших дошкольников по уровню агрессивности представлено на рисунке 3.

Распределение детей по уровню агрессивности

Рис. 3. Распределение детей по уровню агрессивности

Из рисунка 3 видно, что 65 % детей из выборки имеют низкий уровень агрессивности и 35 % высокий уровень.

Обобщая вышеизложенное, была создана таблица 1, в которой показано распределение детей по группам.

Таблица 1

Распределение детей по группам (в процентах)

Норма (дети с низким уровнем тревожности и агрессивности)

Тревожные дети

Агрессивные дети

Тревожные и агрессивные дети

38

30

35

17,5

В результате анализа по методикам было получено, что дети, имеющий низкий уровень тревожности и агрессивности составляют 38 %. Группа тревожных детей, чуть меньше — 30 %; агрессивных детей 35 %. Группа детей, имеющих и тревожность? и агрессивность, составила 17,5 %.

На основе анализа результатов и сравнения показателей эмоционального интеллекта детей в разных группах была создана таблица 2.

Таблица 2

Уровень эмоционального интеллекта у детей с разными уровнями тревожности и агрессивности (в баллах)

Норма (дети с низким уровнем тревожности и агрессивности)

Тревожные дети

Агрессивные дети

Тревожные и агрессивные дети

38

30

35

17,5

Примечание: ⃰ — отличие с уровнем значимости р≤0,05 (критерий Фишера)

В данной таблице видно, что прослеживается связь между уровнем эмоционального интеллекта, тревожностью и агрессивностью: высокий уровень эмоционального интеллекта связан с низкими уровнями тревожности и агрессивности у дошкольников.

На рисунке 4 представлены результаты анализа полученных данных по методике «Кинетический рисунок семьи».

Распределение групп детей по выраженности сипмтомокомплексов

Рис. 4. Распределение групп детей по выраженности сипмтомокомплексов

Анализ процесса рисования детей помог выявить следующие результаты: в группе детей с высокой агрессивностью самая высокая конфликтность в семье; у группы детей с повышенной тревожностью выявлена самая высокая тревожность, которая обусловлена семейной обстановкой. Из рисунка 4 видно, что самая высокая враждебность проявляется у группы детей с высокими уровнями и тревожности, агрессивности. Дети, относящаяся к группе с низкими показателями как агрессивности, так и тревожности, имеет низкие значения конфликтности, враждебности, тревожности и агрессивности в семье.

Выводы.

  1. Данные показали, что существуют значимые взаимосвязи между показателями эмоционального интеллекта, тревожности и агрессивности в старшем дошкольном возрасте: чем выше уровень эмоционального интеллекта у дошкольников, тем ниже уровни тревожности и агрессивности.
  2. Дети с низкими значениями тревожности и агрессивности имели низкие значения по всем рассматриваемым шкалам рисунка семьи: низкие уровни конфликтности, тревожности, агрессивности в семье. Следовательно, высокие индивидуальные значения агрессивности и тревожности у детей дошкольного возраста определяются семейной ситуацией.
  3. Процесс развития эмоционального интеллекта у тревожных и агрессивных дошкольников не может происходить спонтанно, для этого требуется систематическая поэтапная психологическая работа, предполагающая структурный и содержательный аспекты, а также, характеризующаяся единством целей и задач, ориентированностью на личностное развитие ребенка и взаимодействием всех участников образовательного процесса на каждом из этапов ее реализации.

Литература:

  1. Гиниятуллина, Э. Д. Развитие эмоционального интеллекта дошкольника / Э. Д. Гиниятуллина. — Текст: электронный // Universum: психология и образование. — 2019. — № 2 (56). — С. 9–11. — Библиогр.: с. 11 (4 назв.). — ISSN 2311–6099. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36922178 (дата обращения: 23.09.2020).
  2. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. М.: Вентана-Граф, 2016. 181 с. / Н. А. Матвиенко. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (28). — С. 1–4. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/150/4745/ (дата обращения: 13.04.2021).
  3. Звонова, Е. Е. Воспитание эмоций в педагогике В. А. Сухомлинского / Е. Е. Звонова. — Текст: непосредственный // Психология обучения. — 2018. — № 1. — С. 76–81. — Библиогр.: с. 80–81 (8 назв.). — ISSN 1561–2457.
  4. Комплик М. Ю., Меренкова В. С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта родителей и детско-родительских отношений [Электронный ресурс] // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 3. С. 37–40. URL:https://ksu.edu.ru/files/VESTNIK_KSU/ NOMERA_VESTNIK_KSU_PiP/Vestnik_KSU_PiP_3_2017.pdf (дата обращения: 20.01.2020).
  5. Кравченко Ю. Е. Психология эмоций. Классические и современные теории и исследования. М.: Форум, 2018. 544 с.
  6. Сёмина, Р. Р. К вопросу о влиянии родителя на эмоциональный интеллект ребенка / Р. Р. Сёмина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 286–288. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68722/ (дата обращения: 13.04.2021).
  7. Сергиенко Е. А., Хлевная Е. А., Киселева Т. С., Мигун Ю. П. Развитие эмоционально-интеллектуальных навыков дошкольников, младших школьников, младших и старших подростков во внешкольных центрах //Учебно-методическое пособие: теоретическая часть. Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. — 135
  8. Cassidy, D.J., E. K. King, Y. C. Wang, J. K. Lower and V. L. Kintner-Duffy, 2017. Teacher work environments are toddler learning environments: Teacher professional well-being, classroom emotional support, and toddlers’ emotional expressions and behaviours. Early Child Development and Care, 187(11): 1666–1678.Available at: https://doi.org/10.1080/03004430.2016.1180516.
  9. Cejudo, J. and M. L. López-Delgado, 2017. Importance of emotional intelligence in teaching practice: A study with teachers. Educational Psychology, 23(1): 29–36
  10. Demetriou, A., Kazi, S., Makris, N., & Spanoudis, G. (2020). Cognitive ability, cognitive self-awareness, and school performance: From childhood to adolescence. Intelligence, 79, 101432. https://doi.org/10.1016/j.intell.2020.101432 [Crossref], [Web of Science ®], [Google Scholar]
  11. Ding, H., & Yu, E. (in press). Followers’ strengths-based leadership and strengths use of followers: The roles of trait emotional intelligence and role overload. Personality and Individual Differences 110300. https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110300 [Web of Science ®], [Google Scholar]
  12. Garg, R.; Levin, E.; Tremblay, L. Emotional intelligence: Impact on post-secondary academic achievement. Soc. Psychol. Educ. 2016, 19, 627–642. [CrossRef]
  13. George, J. M. (2000). Emotions and leadership: The role of emotional intelligence. Human Relations, 53(8), 1027–1055. https://doi.org/10.1177/0018726700538001 [Crossref], [Web of Science ®], [Google Scholar]
  14. Halty, M.C.; Salanova, M.; Llorens, S.; Schaufeli, W. B. How psychological capital mediates between study–related positive emotions and academic performance. J. Happiness Stud. 2019, 20, 605–617. [CrossRef]
  15. Li, M., P. A. Pérez-Díaz, Y. Mao and K. V. Petrides, 2018. A multilevel model of teachers’ job performance: Understanding the effects of trait emotional intelligence, job satisfaction, and organizational trust. Frontiers in Psychology, 9: 2420.Available at: 10.3389/fpsyg.2018.02420.
  16. Mattingly, V. and K. Kraiger, 2019. Can emotional intelligence be trained? A meta-analytical investigation. Human Resource Management Review, 29(2): 140–155.Available at: https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2018.03.002.
  17. Petrides, K., M. Mikolajczak, S. Mavroveli, M.-J. Sanchez-Ruiz, A. Furnham and J.-C. Pérez-González, 2016. Developments in trait emotional intelligence research. Emotion Review, 8(4): 335–341.Available at: https://doi.org/10.1177/1754073916650499.
  18. Seaman, H. and P. Giles, 2019. Supporting children’s social and emotional well-being in the early years: An exploration of practitioners’ perceptions. Early Child Development and Care: 1–15.Available at: https://doi.org/10.1080/03004430.2019.1649668.
  19. Van Hiel, A.; Onraet, E.; Haesevoets, T.; Roets, A.; Fontaine, J. R. The relationship between emotional abilities and right-wing and prejudiced attitudes. Emotion 2019, 19, 917–922. [CrossRef] [PubMed] 17.