Жилищный вопрос — острая проблема социальной защиты военнослужащих и членов их семей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бенцлер, Т. А. Жилищный вопрос — острая проблема социальной защиты военнослужащих и членов их семей / Т. А. Бенцлер. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/400/16664/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматривается проблема обеспеченности жильем военнослужащих и членов их семей. Решение данной проблемы является основным фактором мотивации выбора военной службы по контракту и свидетельством значимости социального статуса военнослужащих. Затрагивается вопрос накопительной-ипотечной системы.

Ключевые слова: социальная защита военнослужащих и членов их семей, социальные гарантии, военная служба, военнослужащие, накопительно-ипотечная система, жилищное обеспечение.

В современном мире боеспособность армии государства во многом зависит от социального статуса военнослужащих. Показателем эффективности государственной политики в данном случае выступает социальная защита военнослужащих и членов их семей.

«Одно из направлений системы социальной защиты — это реализация социальных гарантий и прав относительно материального обеспечения. Право военнослужащих на государственное материальное обеспечение является составной частью их военно-служебного статуса, вытекает из условий военной службы и призвано удовлетворять их потребности на различные виды довольствия (обеспечения)» [6, с. 12].

Анализ мотивов граждан, выбирающих военную службу в качестве своей профессии, показывает, что в качестве таковых выступают прежде всего размер денежного довольствия и обеспечение жильем. Достойное денежное материальное вознаграждение и обеспеченность жильем можно по праву назвать не только факторами выбора профессии военнослужащего, но и улучшения кадровой обстановки в армии. Однако, несмотря на это, в настоящее время в армии сложилась ситуация, когда не обеспечена жильем или нуждается в улучшении жилищных условий критическая масса семей военнослужащих.

Такое положение в одной из самых важных сфер социальной защиты военнослужащих, по мнению специалистов, является причиной ряда негативных социальных явлений в жизнедеятельности общества и армии: большинство военнослужащих, не получивших жилье от Минобороны, несут серьезные материальные издержки в связи с явно недостаточным размером компенсации за поднаем жилья. Таким образом, обеспечение (точнее сказать, необеспеченность) жильем можно назвать наиболее острой проблемой социальной защиты военнослужащих и членов их семей.

В соответствии со статьей 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основная гарантия для военнослужащих — невозможность увольнения без обеспечения жилыми помещениями, если военнослужащий прослужил более 10 лет, а само увольнение по так называемым «льготным основаниям» — достижение предельного возраста, состояние здоровья и организационно- штатные мероприятия [2].

Одним из основных способов решения жилищного вопроса военнослужащих стало создание новой системы обеспечения их жильем — накопительно- ипотечной системы (НИС), которая была введена в действие 1 января 2005 года Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

Для дальнейшего понимания необходимо обратиться к основным понятиям — таким, как:

– «накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих» (далее — накопительно-ипотечная система) — совокупность правовых, экономических и организационных отношений, направленных на реализацию прав военнослужащих на жилищное обеспечение;

– «участники накопительно-ипотечной системы» (далее также — участники) — военнослужащие — граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту и включенные в реестр участников;

– «реестр участников» — перечень участников накопительно-ипотечной системы, формируемый федеральным органом исполнительной власти и федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

– «накопительный взнос» — денежные средства, выделяемые из федерального бюджета и учитываемые на именном накопительном счете участника [1].

Реализация НИС заключается в формировании накоплений военнослужащих на покупку жилья за счет средств федерального бюджета и поддержание их платежеспособности при решении жилищной проблемы с помощью ипотечного кредитования. Данная система обеспечения жильем разрабатывалась с учетом рыночных условий современной российской экономики, поэтому в ней задействован такой рыночный механизм, как ипотечное кредитование. Каждому военнослужащему, являющемуся участником этой программы, заводится именной накопительный счет. На этот счет каждые три месяца переводятся средства из федерального бюджета. Средства с данного счета можно использовать на приобретение жилья или для погашения ипотечного кредита. Но необходимо заметить, что военнослужащий имеет право воспользоваться данными средствами только через три годы службы [3, с. 92].

Учитывая ситуацию на рынке недвижимости, следует отметить, что доходы военнослужащих в течение этих трех лет службы, а также условия программы НИС недостаточны для одобрения ипотечного кредита и приобретения достойного жилья с учетом состава семей военнослужащих, как это существовало раньше, когда учитывался размер семьи при выдаче военного жилищного сертификата.

Одним из ключевых моментов доступности жилья в связи с ростом цен рынка является также индексация ежегодного взноса в НИС. По состоянию на 2021 год размер ежегодного взноса, выделяемого из федерального бюджета и учитываемого на индивидуальном накопительном счете военнослужащих, участвующих в программе НИС, составляет 299 081,2 рублей. Для сравнения отметим, что в 2020 году он составлял 288 410,0 рублей, но при этом в период 2015–2016 годов вовсе не индексировался, оставаясь неизменным (245 880 рублей) или индексировался незначительно в сравнении 2017 годом — 260 141 рублей и 2018 годом — 268 465,6 рублей. Прекращение индексации взносов может обернуться для участников НИС неблагоприятными последствиями. Для тех, кто уже купил жилье по военной ипотеке, это может отразиться в нарушении графиков платежей по банковским кредитам. Эти графики рассчитываются из прогнозов поступлений средств на счет военнослужащего на весь срок ипотечного кредита с учетом индексации, что, в свою очередь, нарушает график закрытия кредита или формирует ипотечный долг у участника программы. Для тех участников, кто еще не приобрел жилье, рост цен на недвижимость и индексация таят в себе «кота в мешке» в вопросе приобретения жилья и его размера.

Государство вынуждает военнослужащих использовать личные накопления для приобретения достойного жилья, тем самым перекладывая на них свою обязанность, что только ухудшает положение последних.

Указанная в данной статье проблема показывает, что современная система обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей в целом справляется с поставленной задачей, но требует проведения ряда мероприятий — таких, например, как учет реальной стоимости жилья в регионах, а также проведение индексации взносов в связи с реальной экономической обстановкой.

Литература:

  1. О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих: Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 2004. — № 34. — Ст. 3532.
  2. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (с изм. и доп.) // СЗ РФ. — 1998. — № 22. — Ст. 2331.
  3. Васильева М. А. Современные правовые проблемы обеспечения военнослужащих жильем // Вопросы развития современной науки и техники. 2020. № 1. С. 88–95.
  4. Калинин М. А. Особенности социальной защиты и удовлетворенность социальными гарантиями военнослужащих // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 2 (29). С. 407–411.
  5. Калинин М. А. Факторы удовлетворенности системой социальной защиты военнослужащих // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2019. № 2 (50). С. 141–151.
  6. Шевченко О. И., Фатеев С. С. Актуальные проблемы жилищного обеспечения военнослужащих и членов их семей // Новый юридический вестник. 2019. № 1 (8). С. 12–16.

Ключевые слова

военная служба, военнослужащие, жилищное обеспечение, накопительно-ипотечная система, социальные гарантии, социальная защита военнослужащих и членов их семей