За последние пять десятилетий мир стал свидетелем широкого спектра стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, как природных, так и вызванных людьми. К ним относятся вспышки инфекционных заболеваний (например, пандемия COVID-19 и предыдущие вспышки SARS, гриппа H1N1, лихорадки Эбола, холера и вирус Зика), радиационные чрезвычайные ситуации (например, Чернобыль и Фукусима), взрыв аммиачной селитры в Бейруте и т. д. Кроме того, стихийные бедствия вызвали разрушения и большие человеческие жертвы. В свете всех этих событий существует острая потребность в исследовании возможностей охраны труда и защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
Ключевые слова: охрана труда, защита населения, чрезвычайные ситуации, пандемия, стихийные бедствия.
В период чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, расчистка последствий создает определенную ситуацию, в которой сотрудники МЧС не имеют достаточного опыта реагирования, что создает риск получения ими травм из-за своей неопытности. Рабочие страдают от повреждений кожных покровов, вывихов, ушибов и переломов. Неспособность оценить опасности и адекватно отреагировать на них создаст угрозу для возвращающихся жителей и рабочих и может значительно увеличить расходы на долгосрочную очистку и общественное здравоохранение [8].
Общественность и работники нуждаются в точной и своевременной информации о рисках, связанных с бедствиями. Им нужна информация, которая должна передаваться понятными для них способами, в том числе на нескольких языках и для решения проблем грамотности, включая использование простых диаграмм.
Стандарты Управления по безопасности и гигиене труда требуют от работодателей обучать работников по вопросам, связанным с их работой, например, сообщению об опасности, защите органов дыхания, сохранению слуха, средствам индивидуальной защиты, переносимым с кровью патогенам, а также операциям с опасными отходами и реагированию на чрезвычайные ситуациии эти правила должны применяться в контексте реагирования на бедствие [2].
Работникам необходима соответствующая защитная одежда и оборудование, включая респираторы, соответствующие их конкретным ситуациям. Дезактивация и санитарные помещения необходимы для защиты рабочих и членов их семей от токсичных веществ, которые они приносят домой, наряду с обучением, чтобы подчеркнуть необходимость регулярной дезактивации рабочих и добровольцев, а также их защитного снаряжения, инструментов, оборудования и транспортных средств, а также необходимость тщательной личной гигиены.
Работникам часто не хватает информации о своих правах на рабочем месте и о том, как действовать в случае травмы или болезни. Медицинское наблюдение, включая наблюдение за психическим здоровьем, необходимо для раннего выявления, вмешательства и лечения профессиональных, экологических и психологических заболеваний, а также для отслеживания долгосрочных последствий. Детей, подвергшихся воздействию загрязнителей окружающей среды, необходимо обследовать на предмет возможного чрезмерного воздействия и токсичности.
В этой пандемии COVID-19 защита здоровья работников имеет центральное значение для защиты здоровья населения. Все работники, которые работают во время этой пандемии, от медработников на переднем крае и сотрудников службы экстренной помощи, до тех, кто работает в супермаркетах, службах доставки, аптеках, фабриках, на транспорте, в санитарии и на всех других важных рабочих местах, должны быть защищены от передачи болезней. Это, в свою очередь, защитит общественность.
Армия обладает огромными возможностями в борьбе с чрезвычайными ситуациями — пандемиями. Они обучаются работать в мире биологического оружия и имеют тяжелое оборудование и средства индивидуальной защиты, необходимые в зараженной среде. У армии огромная медицинская служба и большие исследовательские возможности, которые можно применять для тактического лечения и поиска вакцин и паллиативных лекарств. Военные также имеют материально-технические возможности для перемещения рабочей силы, оборудования и даже полных больниц по всей стране, в течение нескольких дней или даже часов. Наконец, у большинства военных, есть долг службы, а это означает, что персонал будет готов оказать помощь перед лицом личной опасности [3].
В РФ, как и во многих суверенных государствах, важным аспектом существования политической системы общества является организация стабильного функционирования ее подсистем и реализация возложенных на них функций.
Поэтому, рассматривая институциональный компонент, стоит обратить внимание на деятельность Вооруженных сил РФ, каково их основное значение в обеспечении стабильного социально-политического развития государства. Сохранение устойчивого информирования системы на «Входе» и координации принимаемых решений на «Выходе». Рассматривая функциональную принадлежность Вооруженных сил РФ, стоит вспомнить, что основной обязанностью государства в соответствии с основным законом нашей страны является защита законных прав и свобод человека и гражданина.
Особенно актуальной проблема обеспечения нормального функционирования политической системы нашего государства возникает в кризисные ситуации. Нормальное функционирование общества обеспечивается благодаря сформировавшейся системе управления, включающую в себя различные государственные и общественные институты. Результативным функционирование подобной системы можно назвать лишь в условиях, когда социально-политическая обстановка в государстве стабильная и не имеет существенных колебаний.
С учетом динамики развития социально-политических процессов и все большего генерирования новых акторов политических процессов обычный и привычных порядок функционирования может быть видоизменен или вовсе быть подорван. Такое развитие событий становится ознаменованием частичного или полного дисбаланса функционирования политической системы. В случаях возникновения таковых вызовов институты власти и управления обязаны немедленно реагировать и направлять все свои ресурсы на стабилизацию и устойчивое функционирование всей системы и, в частности, жизненно важных объектов и объектов правопорядка, а также параллельно устранить причины и условия, способствующие развитию кризисной ситуации [1].
Исходя из изложенного следует обратить пристальное внимание здесь на работу Вооруженных сил РФ в кризисных ситуациях в случае введения особого правового режима или по-другому в особых критических условиях.
Раскрывая суть упомянутого понятия «особые условия», стоит отметить, что воздействия внешней среды на стабильность системы оказываются не только природными, техногенными или экологическими явлениями, сюда также входят обстоятельства и социально-политического характера. К таковым относятся и массовые беспорядки, захват важных объектов как государственных, так и не относящихся к этой категории, попытки освобождения из мест лишения свободы осужденных или совершение группового побега, террористические акты, блокирование коммуникаций и т. д. Поэтому для защиты политической системы требуется незамедлительная реакция по адаптации к возникающим условиям. В рамках функционирования органов внутренних дел необходимо обратить внимание на предоставление особого правового режима, необходимого формирования организационных и штатных структур, возможного привлечения дополнительных сил для стабилизации социально-политической ситуации. К таковым специальным правовым режимам можно отнести военное и чрезвычайное положение [7].
Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории РФ или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом РФ в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии.
Чрезвычайное положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
Стоит отметить, что действие чрезвычайного положения будет носить временный характер и использоваться при исключительных обстоятельствах, требующих защиты прав и свобод граждан, а также сохранения конституционного строя. При этом основными целями введения особого политико-правового режима, будет являться искоренение обстоятельств, способствовавших его введению.
Органы внутренних дел имеют в данном случае непосредственное отношение к обеспечению общественного порядка и безопасности, а также к устранению причин и условий, способствовавших введению специального правового режима. Поэтому для реализации поставленных перед органами внутренних дел РФ задач по стабилизации сложившейся социально-политической ситуации требуется качественная и рациональная организация тылового обеспечения органов внутренних дел. Важность значения тылового обеспечения и снабжения отмечались в отечественной истории и ранее [6].
По мнению В. Ф. Гапоненко и В. И. Даниленко, тыловое обеспечение будет считаться эффективным в критических обстоятельствах при условии соблюдения ряда критериев, а именно эффективности и рациональности. Говоря о последнем критерии, то рациональность представляет собой критерий, обеспечивающий финансовый контроль, который в свою очередь позволяет минимизировать расходы бюджета при достижении наилучшего результата [4].
Под эффективностью понимается такой показатель, того же финансового контроля, позволяющий характеризовать деятельность органов внутренних дел с позиции выполнения поставленных задач результативными при наименьших затратах или в случае расходования определенного объема государственных средств.
Исходя из представленных критериев можно сформулировать, что основной целью, в рамках материально-технического обеспечения Вооруженных сил РФ, в условиях дестабилизации социально-политического состояния государства и общества и при введении специального правового режима деятельности органов государственной власти как чрезвычайное положение, будет сохранность высокого уровня готовности и мобильности сил и средств Вооруженных сил РФ, а также подразделений, отвечающих за материально-техническое снабжение и обеспечение органов внутренних дел РФ [5].
На основании изложенного можно выделить ряд приоритетных задач, стоящих перед подразделениями тылового обеспечения при их функционировании, в условиях социально-политической напряженности для обеспечения нормального функционирования территориальных органов Вооруженных сил РФ:
1) умелое управление материально-техническим обеспечением руководителями всех звеньев;
2) своевременный мониторинг конъюнктурной обстановки тылового и технического характера для принятия оперативных решений по тыловому обеспечению;
3) методичная предметная работа с сотрудниками, проходящими службу в подразделения тылового обеспечения, по повышению уровня морально-психологической готовности к выполнению поставленных задач;
4) нахождение сил и средств Вооруженных сил РФ в постоянной боевой готовности;
5) качественное и детальное планирование и организация тылового обеспечения исходя из поставленных задач и целей;
6) тактическое маневрирование силами материально-технического снабжения для повышения уровня их живучести;
7) создание условий, способствующих автономности материального снабжения;
8) непрерывное управление силами и средствами материально-технического обеспечения;
9) сосредоточение максимальной концентрации сил тылового снабжения на приоритетных направлениях.
Достижение и сохранение социально-политической стабильности является первостепенной задачей нашего государства, повышения качества уровня жизни граждан и каждого члена общества. И для достижения вышеуказанной цели будет уместна качественная организация управленческой деятельности во всех сферах жизнедеятельности государства. Даже на первый взгляд не такой существенный вопрос, как организация тылового обеспечения деятельности Вооруженных СИЛ РФ, может нести в себе глубинный смысл в построении социально-политической стабильности и сохранении политической системы РФ.
Литература:
- Антонов, Ю. И. Формирование управленческих умений у будущих офицеров тылового обеспечения / Ю. И. Антонов. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2018. — С. 23.
- Баранов, Ю. В. Улучшение условий и охраны труда, как необходимое условие роста производительности труда / Ю. В. Баранов // сб. матер. Междунар. научн-практич. конфер. Социально-экономические проблемы развития трудовых отношений в инновационной России. — 2019. — С. 59.
- Гапонько В. Ф. Риски и угрозы, возникающие при материально-техническом снабжение в особых условиях / В. Ф. Гапонько, В. И. Даниленко // Научный вестник Омской академии МВД России. — 2017. — № 3. — С. 34–38.
- Гапонько В. Ф. Эффективность системы материально-технического снабжения в особых условиях как фактор экономической безопасности / В. Ф. Гапонько, В. И. Даниленко // Вестник Воронежского института МВД России. — 2017. — № 3. — С. 1–5.
- Миронов, В. В. О соотношении категорий «навык» и «умение» в военной педагогике, теории физического воспитания и физической подготовки военнослужащих / В. В. Миронов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. — № 2 (15). — 2017. — С. 70.
- Смирнов, М. В. Новые подходы к подготовке специалистов в военных учебных заведениях и учебных центрах ВС РФ / М. В. Смирнов // Вестник академии военных наук. — 2018. — № 2 (43). — С. 110–114.
- Тананайко, В. В. Становление и развитие военного образования / В. В. Тананайко // Мир образования — образование в мире. -2018. — № 3. — С. 60–65.
- Усикова О. В. Развитие принципа «частно-государственное партнерство» в области охраны труда /// О. В. Усикова / Безопасность и охрана труда. 2018. № 2. — С. 19–21.

