Обзор научных исследований по влиянию гендерных стереотипов на подростковый коллектив | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 15 октября, печатный экземпляр отправим 19 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Подлесных, Л. В. Обзор научных исследований по влиянию гендерных стереотипов на подростковый коллектив / Л. В. Подлесных. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 63-66. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/396/16590/ (дата обращения: 07.10.2022).



В статье рассматривается обзор научных исследований по влиянию гендерных стереотипов на подростковый коллектив на основе исследований отечественных и зарубежных авторов. Актуализируется проблема кибербуллинга и влияния качества дружбы в подростковом коллективе.

Ключевые слова: гендерные роли, гендерные стереотипы, социализация, межличностные отношения, кибербуллинг, качество дружбы.

Социальная действительность предъявляет повышенные требования к адаптационным возможностям личности, способности гармонично взаимодействовать в коллективе. При этом развитие личности, интеллектуальных способностей, творческого потенциала должно носить системный характер [1].

Подростковый возраст, переломный, связанный с преобразованием в сфере сознания, в общении со сверстниками происходит самовоспитание подростка через освоение социальных норм, ценностей, поведения. В связи с этим, становится актуальной проблема влияния гендерных стереотипов на межличностное общение подростков, раскрытие которой позволит понять, как детям, приспособиться к постоянно меняющимся жизненным условиям исходя из полоролевой принадлежности.

Разработкой данного вопроса занимались как отечественные авторы, так и зарубежные исследователи (И. С. Кон, С. Л. Рыков, Л. В. Градусова, М. Мид, С. Бем и другие.).

Рыков С. Л. определял понятие «гендер» — процесс овладения социально-половыми ролями и как статус индивида в структуре социального полоролевого взаимодействия» [6].

Кон И. С. рассматривал «гендер» как социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества [4].

Градусова Л. В. воспринимала «гендер» как специфический набор культурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальное поведение мужчин и женщин» [3].

В исследованиях Р. Столлер термин «гендер» («родовой признак») являлся грамматической категорией, который отражает не постоянную (онтологическую), а контекстуальную суть женских и мужских качеств [7].

В работах М. Мид еще в 30-х гг. XX века, при помощи понятия «гендер» было проведено отделение естественного (природного) от приобретенного (культурного) в человеке [5].

С. Бем рассматривала «гендер» в несколько ином направлении, как структурное образование, состоящее из представлений (назвав его «гендерной линзой»), являющейся важной составляющей культурного единства, а также социальной практики общения людей [2].

Тема гендерных стереотипов рассматривается в работах Enoch Leung, Mairéad Foody, Lian McGuire, Seffetullah Kuldas, James O’Higgins Norman, Roos Vonk и Richard D.Ashmore и многих других западных исследователей.

Enoch Leung говорил о том, что гендерные роли имеют социальное, культурное и личностное значение и они тесно связаны с гендерными стереотипами. Автор дал определение «стереотипу» — это «чрезмерно обобщенные представления о людях, основанные на их принадлежности к одной из многих социальных категорий» [8]. В своем исследовании «Gender Roles », ученый рассматривал гендерные роли, как убеждения и представления об эмоциях и поведении мужчин и женщин, находящиеся под влиянием индивидуального социального и культурного контекста, а также социальных норм. Enoch Leung предполагал, что гендерные роли могут ограничивать людей в их мыслях и амбициях в жизни из-за подавления, вызванного предрассудками и стереотипами гендерных ролей.

Гендерные стереотипы, существующие в обществе, оказывают немаловажное влияние на процесс социализации, межличностные отношения, во многом определяя направленность. С раннего детства детей начинают воспитывать согласно их половой принадлежности. Исходя из своих представлений о качествах, характерных для мужчин и женщин, родители и остальные взрослые, сами этого не осознавая, поощряют детей проявлять именно эти полоспецифические черты.

Это основано на восприятии ожиданий относительно того, что такое мужественность и женственность. То, что индивид воспринимает в своем контексте как типичные гендерные роли, формирует основу для развития гендерных стереотипов [8].

Подростковый возраст — это самый сложный временной период становления личности. В связи с этим, проблема влияния гендерных стереотипов на межличностное общение подростков, является актуальной и позволит понять, как детям, исходя из полоролевой принадлежности, приспособиться к постоянно меняющимся жизненным условиям.

Чтобы понять, какие гендерные аспекты могут помешать успешному межличностному взаимоотношению в коллективе сверстников, необходимо изучение гендерных стереотипов.

В XXI веке с расширением использования цифровых технологий остро встает проблема кибербуллинга в подростковой среде с учетом гендерного подхода.

Авторы Mairéad Foody, Lian McGuire, Seffetullah Kuldas and James O’Higgins Norman, Национального исследовательского и ресурсного центра по борьбе с издевательствами, Дублинского городского университета (Ирландия) в разработке «Friendship Quality and Gender Differences in Association With Cyberbullying Involvement and Psychological Well-Being»сосредоточили внимание на роли качества дружбы и пола в связи с вовлечением в киберзапугивание и психологическим благополучием [10].

Кибербуллинг определяется как «негативное или оскорбительное, повторяющееся поведение с помощью средств электронной коммуникации, которое предполагает дисбаланс сил, когда менее влиятельный человек или группа подвергаются несправедливому нападению» (Smith et al., 2008).

Социализация сверстников по гендерному признаку начинается с младенчества: с мальчиками, даже с помощью игрушек, ориентированных на решение проблем и выполнение механических задач, а девочек — на более просоциальную деятельность, их группы дружбы становятся более гендерно однородными и укрепляют социальные подходы по мере взросления. (Ханиш и Фабес, 2014). В соответствии с этим, исследования показали, что женщины склонны использовать стратегии выживания, направленные на изменение их эмоциональных реакций на стрессовую ситуацию, в то время как мужчины используют более проблемно-ориентированные методы работы со стрессорами (Kelly et al., 2008).

Контекстуальные факторы в отношении кибербуллинга, как и большинства стрессовых факторов, являются ключевыми, исследования показали, что разные формы кибербуллинга могут вызывать разные эмоциональные реакции. Ученые детально проанализировали роль качества дружбы с точки зрения повышения индивидуальной устойчивости и навыков выживания, которые могут снизить негативные последствия для психического здоровья молодых людей [9].

Изучением содержания и пространственной структуры с использованием набора гендерных типов, отражающих мышление западных обществ о мужчинах и женщинах, занималась, исследователи Roos Vonk и Richard D.Ashmore Университета Неймегена (Нидерланды) и Университета Рутгерса (США). Выборка участников данных исследований включала не только студентов колледжей, но и других взрослых с различными профессиями [9].

Результаты исследований свидетельствуют, что существует множество способов нарушить гендерные ролевые ожидания и будут рассматриваться как гендерно-несовместимые. Авторы доказывают: «мужчины могут нарушать свою традиционную роль, будучи ленивыми или, по крайней мере, не работая (что делает их менее мужественными, но не более женственными), заботясь о детях, семье и домашних делах (что делает их менее мужественными, но и более женственными). Женщины могут быть несовместимы с гендерными ролями, будучи сексуально активными (что делает их более мужественными), будучи феминистками, мужененавистницами (что делает их менее женственными) или будучи свободными, независимыми и умными» [9].

Исходя из анализа научных исследований, можно констатировать, что человек, а особенно подросток, желая быть социально приемлемым, презентует себя в социально одобряемой манере, стараясь соответствовать стереотипам.

На сегодняшний момент научные разработки по данной теме не нашли отражения в исследованиях отечественных ученых и остаются малоизученными. Имеются публикации о воспитании мальчиков и девочек, но практически отсутствуют исследования об особенностях характере взаимоотношений в подростковом коллективе в зависимости от гендерных стереотипов.

Таким образом, обзор представленных исследований может способствовать решению проблем гендерных стереотипов в жизни современного общества.

Литература:

  1. Ахметжанова Г. В. Многоуровневая педагогическая система формирования готовности личности к педагогической деятельности: Монография. — Саратов: Научная книга, 2002–212 с.
  2. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. — 336 с. ISBN 5–8243–0587–0.
  3. Градусова Л. В. Гендерная педагогика [Текст] / Л. В. Градусова. — М.: Флинта: Наука, 2011. — 176с.
  4. Кон И. С. Ребенок и общество. [Текст] / И. С. Кон — М.: Академия, 2003.
  5. Мид М. Пол и темперамент в трех примитивных сообществах [Текст] / М. Мид. — Москва: Наука, 1935. — 352 с.
  6. Рыков С. Л. Гендерная культура педагога: сущность и пути формирования // Ценности и смыслы. 2018. № 4 (56). С. 76–89.
  7. Столлер, Роберт; Пол и гендер: о развитии мужественности и женственности, Дом науки, Нью-Йорк (1968) 383 стр.
  8. Enoch Leung. Living reference work entry: First Online: 04 July 2018.DOI: https://doi.org/10.1007/978–3-319–28099–8_666–1 Departmentof Educationaland Counselling Psychology, McGillUniversity, Montreal,QC,Canada.
  9. Roos Vonk1* and Richard D. Ashmore2 University of Nijmegen, The Netherlands 2Rutgers University, USA. Thinking about gender types: cognitive organization of female and male types. British Journal of Social Psychology, 42, 257–280. Article in British Journal of Social Psychology · July 2003 DOI: 10.1348/014466603322127247 Source: PubMed.
  10. Mairéad Foody*, Lian McGuire, Seffetullah Kuldas and James O’Higgins Norman. National Anti-Bullying Research and Resource Centre, Dublin City University, Dublin, Ireland. Raúl Navarro, University of Castilla La Mancha, Spain David Álvarez-García, University of Oviedo, Spain. Copyright