Характерные черты использования средств искусства, в том числе хореографического, в процессе реабилитации инвалидов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мещанова, Л. Н. Характерные черты использования средств искусства, в том числе хореографического, в процессе реабилитации инвалидов / Л. Н. Мещанова, Л. А. Евсеева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 76-77. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/396/16568/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье авторы пытаются определить влияние хореографического искусства в процессе реабилитации на лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также рассматривают процесс качественного изменения социокультурной реабилитации с течением времени.

Ключевые слова: социокультурная реабилитация, арт-терапия, хореографическое искусство.

В настоящее время в нашей стране реализуется концепция комплексной реабилитации инвалидов, которая объединяет в себе медико-социальный и социально-культурный подходы. В государственной программе «Доступная среда», получившая дальнейшее развитие вплоть до 2025 года, предусмотрены расходы на проведение мероприятий для инвалидов по комплексной реабилитации. Министерство культуры РФ является регулирующим органом по развитию социально-культурной реабилитации инвалидов, а Российская государственная специализированная академия культуры и искусств — научно-методическим центром по данному направлению.

С конца 90-х годов ХХ века социокультурная реабилитация инвалидов проделала огромный путь от экзотического западного течения, известного в России единицам специалистов-культурологов, до направления работы с инвалидами, официально поддержанного Правительством Российской Федерации, которое с 1 января 2019 года активно финансируется из госбюджета.

Именно в конце 90-х гг. XX века в России в дополнение к стандартным методам реабилитации людей с инвалидность стал формироваться совершенно новый с использованием средств культуры и искусства.

Его разработки велись в тесном сотрудничестве Всероссийского общества инвалидов, Российского института культурологии, Московского государственного университета культуры и искусств. Благодаря этой работе, было издано первое методическое пособие по социально-культурной реабилитации инвалидов. В нем был представлен ряд методик, использующих разнообразные средства культуры и искусства, и обозначаемые как «музыкотерапия», «танцетерапия», «библиотерапия» и т. д. Термин «терапия» указывал на предполагаемый лечебный эффект от использования данных подходов.

Качественные изменения в жизни инвалидов — вот основная цель существующих практик, которые не просто носят развлекательный характер, а способствуют значимым положительным преобразованиям.

Определенную финансовую поддержку могут получить такие проекты на конкурсах Фонда президентских грантов. В направлении «Поддержка проектов в области культуры и искусства» довольно широко представлена тематика «реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья средствами культуры и искусства», что полностью совпадает по направленности с технологиями социально-культурной реабилитации инвалидов и с инклюзией в культуре. Социально-культурная реабилитация инвалидов преобразуется в процессе межведомственного взаимодействия, например, со сферой социальной защиты, медицины и образования.

Особенно в последнее время стали выделять не только лечебное и медицинское воздействие искусства, в т. ч. хореографического, на весь организм в целом, но и на социально-психологическое и духовное состояние человека, что и является основополагающей и первичной функцией культуры. Такой подход позволяет выйти за рамки узкого лечебного эффекта от занятий тем или иным видом творчества. Иначе базовые потребности в деятельности и общении, познании и творчестве у человека с ОВЗ оставались бы и вовсе неудовлетворенными [1].

Культура и искусство оказываются здесь незаменимым инструментом, так как в условиях фактической изоляции человека с инвалидностью от привычного ритма жизни и социальной включенности в основные жизненные процессы (учебы, работы, семейной жизни) они дают ему материал для активного жизнетворчества и тем самым позволяют не только сохранить себя как личность, но и открыть уникальную дорогу в социум, заняв там достойное место.

В настоящее время достаточно хорошо разработаны различные формы арт-терапии, хотя имеющиеся публикации носят характер скорее обобщения собственного опыта автора нежели научно-теоретического его обоснования. Это связано с тем, что для анализа результатов практических разработок требуется определенное время.

Спектр технологий и методик социально-культурной реабилитации инвалидов оказывается гораздо более широким, чем изначально предполагалось. Классификацию можно произвести по разным признакам: по целевым группам (люди с различными видами нарушений), по средствам культуры и искусства, которые будут использоваться, по методологическим подходам (научно обоснованная система деятельности) и т. д. Так, например, «Терапия творческим самовыражением» М. Е. Бурно своей основой имеет психотерапию и направлена на людей с психическими особенностями, использует средства литературы и изобразительного искусства. «Особый театр» А. Б. Афонина имеет психологическую и культурологическую основу, занимается с людьми с ментальными отклонениями, применяет театральные средства. Различные организации и учреждения, в зависимости от направленности деятельности, реализуют в том или ином оттенке практические методики. И всё это порождает хорошую «почву» для создания широкого спектра подходов, технологий, методик социально-культурной реабилитации инвалидов [2].

Положительным явлением современного общества стало то, что подходы к пониманию инвалидности кардинально изменились за последние 20‒30 лет, поэтому и деятельность, связанная с реабилитацией человека с инвалидностью, претерпела изменения. Долгое время основной задачей реабилитации было фактически «исправить» человека, сделать его таким, как все, вернуть к «нормальному состоянию». Что не скажешь о нынешнем времени. Акцент постепенно сместился с «дефекта» на «социальный барьер», не позволяющий человеку с «особыми потребностями» правильно использовать имеющиеся у него возможности в обществе, и помочь заново включить его в общественную жизнь. Именно такой подход называется инклюзивным.

Очевидно, что вне стен медицинских учреждений социально-культурный подход во многом определяет качество жизни человека с инвалидностью, устанавливая взаимоотношения с обществом и возможность самореализации в творчестве. Здесь важно подчеркнуть, что занятия в рамках реабилитации стали давно выходить за её пределы [3]. Средства культуры и искусства выполняют неоценимую роль в становлении личности таких особенных людей, в раскрытии потаенных творческих потенциалов, возможности занятия любимым делом и построение карьеры.

Выдающийся психолог Выготский Л. С. писал: «Творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития». Несомненно, для взрослого человека, с определенными отклонениями в развитии физического и психического здоровья развитие, например, особых танцевальных навыков помимо всего прочего способствует развитию музыкальности, укреплению ослабленных мышц [3].

Таким образом, на процесс творчества в сфере искусства никак не могут повлиять возможные негативные последствия инвалидности человека, особенности его развития. Они не просто являются ограничениями, а становятся определенными возможностями внутри определенных ограничений.

Ограниченные возможности при умелом и правильном использовании превращаются в преимущества, которые позволяют выделиться из массы и стать уникальными.

Литература:

  1. Копытин, А. И., Постальчук, О. И., Сучкова, Н. О. Практическая арт-терапия: лечение, реабилитация, тренинг / А. И. Копытин. — 2-е изд. — Москва: Когито-Центр, 2019. — 288 c.
  2. Медведева, Е. А., Левченко, И. Ю., Комиссарова, Л. Н., Добровольская, Т. А. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Медведева. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 248 с.
  3. Пяткина, Е. С., Шипова, Л. В. Применение танцевальной терапии в комплексной реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Сборник научных статей международной научно-практической конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция». — 2018. — С. 171–179.