Показатели эмоциональной устойчивости у студентов-спортсменов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аврамова, Т. И. Показатели эмоциональной устойчивости у студентов-спортсменов / Т. И. Аврамова, Е. А. Колесникова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 52-56. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/396/16567/ (дата обращения: 20.04.2024).



Статья посвящена теме эмоциональной устойчивости у студентов-спортсменов, так как спортивная деятельность характеризуется высокими требованиями к психике человека. Также в статье приведены данные по результатам исследования.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональная устойчивость, эмоциональный интеллект, студенты-спортсмены.

Успешность соревновательной деятельности во многом определяется качеством саморегуляции действий спортсмена в зависимости от целей и условий деятельности. Что касается понятия успешности, то применительно к спорту высоких достижений успешной можно считать лишь такую деятельность, итогом которой является занятое призовое место, т. е. достижение заданной цели.

А устойчивость, как считала З. А. Сагова [3], — это такая характеристика спортивной деятельности, которая выражается в способности спортсмена показывать на соревнованиях результаты, подтверждающие его спортивный уровень. Именно поэтому спортивная деятельность с необходимостью предусматривает сознательно осуществляемую и специально организуемую психологическую подготовку, которая должна строиться не только на основе общих психолого-педагогических закономерностей, но и с учетом более конкретных психологически обоснованных методов и приемов педагогического воздействия, способов управления и организации деятельности спортсменов, адаптированных к их индивидуально-психологическим особенностям, говорил В. Н. Мельников [2].

Спортивная деятельность является областью достижений человеческих возможностей, которая характеризуется высоким уровнем требований к психике и физиологии спортсменов. Если говорить конкретнее, то спортсменам необходима систематическая адаптация к регулярному повышению спортивных нагрузок для роста результатов и спортивного мастерства в связи с высокой конкуренцией в современном спорте [1].

Было проведено исследование по выявлению показателей эмоциональной устойчивости у студентов-спортсменов на базе факультета «Физической культуры и безопасности жизнедеятельности» Воронежского государственного педагогического университета.

В исследовании была использована следующая батарея диагностических методик:методика«Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана, Миссисипская шкала ПТСР Н. М. Кеан, Дж.М. Кэделл, К. Т. Тэйлор, методика Н. Холла «Оценка «эмоционального интеллекта», модификация методики диагностики самооценки Т. Дембо-С. Я. Рубинштейн, методика определения уровня конфликтоустойчивости.

Перейдем к анализу данных, полученных при использовании методики «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана. Результаты представлены на рисунке 1.

Выраженность параметров волевой саморегуляции у студентов-спортсменов по методике «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана (%)

Рис. 1. Выраженность параметров волевой саморегуляции у студентов-спортсменов по методике «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана (%)

По результатам данной методики у студентов-спортсменов преобладает высокий уровень «волевой саморегуляции», «настойчивости» и «самообладания». Низкий уровень отсутствует.

Проанализируем данные, полученные при проведении методики «Миссисипская шкала ПТСР» Н. М. Кеан, Дж. М. Кэделл, К. Т. Тэйлор. Результаты представлены на рисунке 2.

Степень выраженности травматического опыта на студентов-спортсменов по методике «Миссисипская шкала ПТСР» Н. М. Кеан, Дж. М. Кэделл, К. Т. Тэйлор (%)

Рис. 2. Степень выраженности травматического опыта на студентов-спортсменов по методике «Миссисипская шкала ПТСР» Н. М. Кеан, Дж. М. Кэделл, К. Т. Тэйлор (%)

Практически все студенты-спортсмены не подвержены значительному влиянию перенесенной травмы на текущее эмоциональное состояние, то есть у них преобладают средний и низкий уровни ПТСР, высокий практически отсутствует.

Проанализируем данные, полученные при проведении методики Н. Холла, направленную на изучение эмоционального интеллекта. Результаты представлены на рисунке 3.

Выраженность параметров эмоционального интеллекта у студентов-спортсменов по методике Н. Холла (%)

Рис. 3. Выраженность параметров эмоционального интеллекта у студентов-спортсменов по методике Н. Холла (%)

В выборке студентов-спортсменов наиболее выраженными являются параметры «Управление эмоциями», «Самомотивация», «Эмоциональная осведомленность». Менее всего выражен параметр «Эмпатия». Это может быть связано с тем, что излишняя проникновенность может помешать выполнению решительных действий и принятию правильных решений.

Далее рассмотрим результаты исследования при проведении методики «Диагностика самооценки» Т. Дембо — С. Я. Рубинштейн. Результаты представлены на рисунке 4.

Уровень самооценки у студентов-спортсменов по методике «Диагностика самооценки» Т. Дембо — С. Я. Рубинштейн (%)

Рис. 4. Уровень самооценки у студентов-спортсменов по методике «Диагностика самооценки» Т. Дембо — С. Я. Рубинштейн (%)

По данным мы видим, что у студентов-спортсменов в параметрах «Вспыльчивый» и «Собранный» самооценка соответствует норме. Завышенный уровень самооценки в параметрах «Волевой» и «Сдержанный». Завышенная самооценка может говорить о том, что спортсмен успешен в своей профессиональной деятельности.

Проанализируем результаты методики на определение уровня конфликтоустойчивости. Результаты представлены на рисунке 5.

Уровень конфликтоустойчивости у студентов-спортсменов (%)

Рис. 5. Уровень конфликтоустойчивости у студентов-спортсменов (%)

По данным, полученным по методике «Определение уровня конфликтоустойчивости» у студентов-спортсменов было выявлено преобладание среднего уровня конфликтоустойчивости, что свидетельствует об ориентации личности студента на компромисс, стремлении избегать конфликта, низкий — отсутствует.

Таким образом, анализ полученных в эмпирическом исследовании данных позволяет сформулировать следующие выводы: у студентов-спортсменов преобладают следующие особенности эмоциональной устойчивости: высокий уровень «волевой саморегуляции», в частности: «настойчивости», «самообладания», высокий уровень показателя «управления эмоциями», средний уровень «самомотивации», «эмоциональной осведомленности», высокий уровень параметра «нервно-психической устойчивости».

Литература:

  1. Дьяченко, М. И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости / М. И. Дьяченко, В. А. Пономаренко // Вопросы психологии. — 1990. — № 1. — С. 106–113.
  2. Мельников, В. Н. Психологическое обеспечение спортивной деятельности / В. М. Мельников, В. Н. Непопалов,
  3. Е. В. Романина // Юбилейный сб. тр. ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. — Т. 3. — Москва, 2008. — С. 122–129.
  4. Сагова, З. А. Исследование эмоционально - личностной сферы как регулятора функционального состояния спортсменов / З. А. Сагова, Д. А. Донцов // Национальный психологический журнал. — 2018 . — С. 38–43.

Ключевые слова

эмоциональный интеллект, эмоции, эмоциональная устойчивость, студенты-спортсмены