Использование AR-технологий в постановке концертных программ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Олешкевич, К. И. Использование AR-технологий в постановке концертных программ / К. И. Олешкевич, А. И. Копалиани. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/396/16542/ (дата обращения: 21.11.2024).



С развитием технологий постановки концертных программ появляется необходимость изучения всех новейших методов и технологий реализации досуговой программы. Дополненная реальность является важным объектом внимания исследователей области креативных индустрий, так как способствует повышению вовлечённости зрителя в процесс действия и увеличению иммерсивности программы.

Ключевые слова: технология дополненной реальности, постановка концертных программ, креативные индустрии, VR, шоу.

With the development of technologies for staging concert programs, there is a need to study all the latest methods and technologies for implementing a leisure program. Augmented reality is the main object of attention of researchers in the field of creative industries, as it helps to increase the involvement of the viewer in the process of action and increase the immersiveness of the program.

Keywords: augmented reality technology, performance of concert programs, creative industries, VR, shows.

В современном мире техническое оснащение в креативных индустриях имеет решающее значение при проведение массовых развлекательных программ. Ежегодно список технологических новинок пополняется всё более разнообразным оборудованием, способным повысить уровень иммерсивности и художественности концертной программы.

Реализовать какие-либо сложные задумки и идеи в постановке можно посредством устройств видеоотображения и визуализации. Например, с их помощью можно не строить декорации, а спроецировать их на занавесе или же можно использовать оборудование для отображения динамических объектов или фона. Используются следующее оборудование: проекторы с экранами, видеостены, устройства видеозаписи, систему комплексного управления, LCD и LED дисплеи, устройства для телевидения, оборудование для создания и обработки аудио и видео сигналов [2].

В настоящее время, одной из главных новинок в IT-сфере является AR-реальность или дополненная реальность. Сам термин «дополненная реальность» впервые был введен Томом Коделом-исследователем, который в 1990 г. работал на компанию Boeing. Рональд Т. Азума в 1997 году в одном из своих исследований поднимал вопрос, касающийся использования дополненной реальности и дал этому термину исчерпывающее описание: система, которая располагается в трехмерном пространстве и совмещает в себе виртуальное и реальное [3]. Иными словами, дополненная реальность во многом влияет на наш мир, но в основе этого нет стремления создать другой мир, как это происходит в работе с виртуальной реальностью.

Концертная программа требует установления точной, оправданной по жанру очередности и смены номеров; основную смысловую нагрузку несет конферансье. Кульминацией в таком концерте, чаще всего, является выступление артиста (или же группы артистов), представляющих наиболее высокий художественный уровень среди всех участников. В практике учреждений культуры широко распространена такая форма концертной практики как сборный концерт — концерт, состоящий из номеров разных жанров и разных исполнителей часть без единой тематической направленности [1].

Концертная программа — это, в первую очередь, зрелище, которое должно притягивать внимание зрителя и удерживать его на протяжении как можно большего количества времени. Современный зритель искушен различными технологическими новинками и эффектами, которые они создают. Сейчас главным трендов с сфере креативных индустрий выступает иммерсивность программы, наибольшее погружение зрителя в процесс, происходящий на сцене.

Благодаря технологии дополненной реальности становиться возможным произведение в рамках сценического пространства абсолютно любых идей, поэтому активно уходят на второй план популярные методы привлечения внимания, больше нет необходимости проводить кропотливую работу по отбору и созданию различных декораций, теперь абсолютно всё можно уместить в компактный смартфон.

Одной из первых артистов стран СНГ, кто использовал технологию дополненной реальности в своих концертных программах, стала эстрадная певица Светлана Лобода. В 2019 году специально для её шоу-программы Superstar Show было разработано мобильное приложение, которое в определённый момент шоу позволило зрителям увидеть новейшую технологию постановки концертных программ. При входе на площадку каждый из зрителей получил специальный код, отсканировав который, открывался доступ к специально разработанному для данной концертной программы приложению, которое во время исполнения песни «Революция» присылал пуш-уведомление с просьбой навести камеру на сцену. Таким образом, концертная программа получила широкую огласку в социальных сетях и авторитетных СМИ.

Основная проблема заключается в том, что между зрителем и артистом всегда есть определённый барьер- сценическое пространство заметно отделено от зрительского зала-именно это не позволяет зрителю полностью погрузиться в повествование, транслируемое на сцене. Благодаря же использованию AR-технологий зритель получает возможность, которая принципиально меняет концепцию концертной программы, зритель активно вовлекается в процесс повествования. Безусловно, основная идея и концепция по-прежнему остаётся исключительно режиссёрской задумкой и воплощением, однако сама иллюзия возможности влияния на сценическое действие определяет успех подобной концертной программы.

Такое влияние зрителя во многом поменяет привычный ход подготовки и реализации концертной программы, начиная с написания режиссёрского сценария и заканчивая самим процессом реализации программы. Пока подобных концертных программ на территории России и стран СНГ очень мало, технологии дополненной реальности только набирают популярность, однако уже на данном этапе очевидны отличия программ с использованием AR.

Опыт зарубежных артистов гораздо более интересен для изучения, потому что представляет собой уже чётко отработанную структуру: режиссёрский замысел, разработка сценария элементов дополненной реальности, создания мобильного приложения и реализации самой концертной программы. Ярким примером концертной программы с использованием технологии дополненной реальности является выступление репера Eminen на главной площадке ежегодного фестиваля Coachella. По признанию самого исполнителя в основе использования данной технологии постановки было желание грамотной использовать привычку зрителей пользоваться смартфонами во время выступлений.

На основании всего вышесказанного можно сделать ряд выводов, касаемых использования технологии AR-реальности в постановке концертных программ. В первую очередь данная технология во многом способствует решению проблемы недостаточной вовлечённости зрителя в процесс сценического действия, потому что позволяет каждому при помощи одного лишь компактного смартфона менять ход развития событий, хоть и в рамках режиссёрской задумки. Во-вторых, дополненная реальность стирает границу между сценой и зрительским залом, что также способствует повышению уровня вовлечённости зрителя в процесс сценического действия. В-третьих, технология дополненной реальности отчасти упрощает разработку сложнейших декораций, ведь одно лишь мобильное приложение способно воплотить самое нестандартное режиссёрское решение.

Таким образом, мы можем отметить необходимость тщательного изучения технологии дополненной реальности, что в дальнейшем будет способствовать грамотному внедрению этой новинки в концертные программы, тем самым сделав их крупными проектами на мировом рынке креативных индустрий.

Литература:

  1. Жаркова, А. А. Технологии организации праздничных программ: учеб. Пособие: Моск. Гос. Ун-т культуры искусств. — М.: МГУКИ, 2014
  2. Олешкевич К. И. Теоретико-методологические основы продюсирования в шоу-бизнесе: учебное пособие; Московский гос. ин-т культуры. — Казань: Бук, 2021
  3. Azuma R. T. (1997) A Survey of Augmented Reality // Presence: Teleoperators and Virtual Environments. Vol. 6, № 4. P. 355–385.

Ключевые слова

Шоу, VR, креативные индустрии, технология дополненной реальности, постановка концертных программ

Похожие статьи

Технологии визуализации и презентации мультимедийного контента в условиях выставочной деятельности в культуре

Продвижение объектов культурного наследия является сложной задачей, решение которой должно включать комбинации нескольких методов маркетинга, включающих информирование потребителей об объектах и его параметрах на выставочных мероприятиях и изменение ...

Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий

Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...

Применение игровых технологий на уроках в начальной школе

В статье рассматривается применение игровых технологий на уроках в начальной школе. Исследуются положительные аспекты использования игровых элементов в образовательном процессе, а также эффективность такого подхода для развития учащихся. Статья также...

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Использование медиатекстов как средства развития навыка чтения на продвинутом этапе обучения в рамках основного общего образования

Сегодня любое творческое медиа-производство возможно с помощью технологий. Одна из самых успешных концепций развития медиаиндустрии и отношений между СМИ и их аудиторией стала возможной благодаря мультимедиа. Специалисты определяют это, поскольку наз...

Формирование коммуникативной компетенции в условиях цифровой среды

В статье рассматривается роль и значение развития коммуникативной компетенции в условиях цифровой среды. Цифровизация образовательного процесса привела к созданию новых инструментов и методов для обучения, которые позволяют улучшать коммуникативные н...

Применение современных технологий в театральной деятельности

За последние годы сфера театральной деятельности претерпела значительные изменения. В процессе расширения форматов театральных проектов, всё актуальнее становится применение современных технологий. Культура и искусство ежедневно прогрессируют за счет...

Учебный квест как форма развития интеллектуальной деятельности школьников

В данной статье квест рассматривается как одна из модернизированных образовательных технологий, включающая в себя несколько технологий организации образовательной деятельности. Использование квеста позволяет активизировать не только познавательные сп...

Развитие толерантности учащихся детских школ искусств в условиях дистанционного обучения

В статье рассматриваются те возможности, которые предоставляются в настоящее время образовательной средой ДШИ. Отмечается, что современные условия, в которых приходиться предоставлять образовательные услуги, характеризуются высокой цифровизацией учеб...

Использование методов арт-терапии в преподавании дизайна

В современном мире ученикам предлагается множество развлекательных видов деятельности, как полезных, так и бесполезных с точки зрения педагогики и психологии. Но есть и такие полезные занятия, которые с лёгкостью могут быть использованы грамотным пед...

Похожие статьи

Технологии визуализации и презентации мультимедийного контента в условиях выставочной деятельности в культуре

Продвижение объектов культурного наследия является сложной задачей, решение которой должно включать комбинации нескольких методов маркетинга, включающих информирование потребителей об объектах и его параметрах на выставочных мероприятиях и изменение ...

Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий

Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...

Применение игровых технологий на уроках в начальной школе

В статье рассматривается применение игровых технологий на уроках в начальной школе. Исследуются положительные аспекты использования игровых элементов в образовательном процессе, а также эффективность такого подхода для развития учащихся. Статья также...

Инновационные методы обучения на занятиях по изобразительному искусству

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования инновационных технологий в процессе обучения изобразительному искусству как средство повышения эффективности овладения учащимися знаний и умений в изобразительном искусстве.

Использование медиатекстов как средства развития навыка чтения на продвинутом этапе обучения в рамках основного общего образования

Сегодня любое творческое медиа-производство возможно с помощью технологий. Одна из самых успешных концепций развития медиаиндустрии и отношений между СМИ и их аудиторией стала возможной благодаря мультимедиа. Специалисты определяют это, поскольку наз...

Формирование коммуникативной компетенции в условиях цифровой среды

В статье рассматривается роль и значение развития коммуникативной компетенции в условиях цифровой среды. Цифровизация образовательного процесса привела к созданию новых инструментов и методов для обучения, которые позволяют улучшать коммуникативные н...

Применение современных технологий в театральной деятельности

За последние годы сфера театральной деятельности претерпела значительные изменения. В процессе расширения форматов театральных проектов, всё актуальнее становится применение современных технологий. Культура и искусство ежедневно прогрессируют за счет...

Учебный квест как форма развития интеллектуальной деятельности школьников

В данной статье квест рассматривается как одна из модернизированных образовательных технологий, включающая в себя несколько технологий организации образовательной деятельности. Использование квеста позволяет активизировать не только познавательные сп...

Развитие толерантности учащихся детских школ искусств в условиях дистанционного обучения

В статье рассматриваются те возможности, которые предоставляются в настоящее время образовательной средой ДШИ. Отмечается, что современные условия, в которых приходиться предоставлять образовательные услуги, характеризуются высокой цифровизацией учеб...

Использование методов арт-терапии в преподавании дизайна

В современном мире ученикам предлагается множество развлекательных видов деятельности, как полезных, так и бесполезных с точки зрения педагогики и психологии. Но есть и такие полезные занятия, которые с лёгкостью могут быть использованы грамотным пед...