Чиновничество XIX — начала XX века: исторические условия возникновения института чиновничества | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Конырбаева, А. М. Чиновничество XIX — начала XX века: исторические условия возникновения института чиновничества / А. М. Конырбаева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/394/16535/ (дата обращения: 19.04.2024).



Данная статья раскрывает понятие чиновничества в XIX — начале XX в. как особую часть социальной структуры.

Ключевые слова: чиновничество, бюрократия, государственный аппарат, чин, чиновник.

Чиновничество как особая часть социальной структуры общества в XIX — начале XX в. имело важное значение в государственной и повседневной жизни. Изучение этой категории населения необходимо, чтобы понять стабильность и динамику общества в целом, через изучение стремлений определенной социальной группы в соответствии с идеалами и ценностями, преобладающими в обществе, внутригрупповых идей и ценностей. На каждом отдельном этапе исторического развития меняется положение представителей данной группы в большей или меньшей степени привилегированных, которые пытаются сохранить свой социокультурный облик, либо улучшить его путем обособления от остального общества и создания ореола исключительности, а также путем монополизации какого-либо вида возможностей, властных, экономических, культурных.

Начало образования понятия «чиновничества» возникает в России как особой группы, наделенной рядом прав и преимуществ, было положено изданием в 1722 г. закона, вводившего «Табель о рангах», которая установила 14 классов государственной службы, соответствовавших определенным должностям. [1]. Введение «Табели о рангах» имело принципиальное значение, оформив формально-юридический статус государственных служащих и положив начало оформления в России особого общественного слоя — чиновничества. Само понятие «чиновник» характерно для традиционно российского восприятия государственной службы, и является исключительно отечественным термином. Во второй половине XIX века, «чиновный человек, чиновник», по определению Толкового словаря В. И. Даля — это «служащий государю или жалованный чином. Чин — степень на коей человек стоит в обществе, звание, сан, сословие, состояние, класс, коих у нас 14» [2]. Проведение параллели со словом «чинить» в значении «что-либо делать, распоряжаться, творить, устраивать» дает основание для характеристики чиновника как человека, который в соответствии со своим положением осуществляет определенные функции в системе государственной службы.

Чиновный человек или чиновник, по определению В. И. Даля — «служащий государю или жалованный чином, обер- или унтер-офицер, хотя высшие чиновники более зовутся сановниками» [2]. Определены также десять однокоренных понятий, из которых, на наш взгляд, наиболее интересно определение понятия «чиновница» — жена чиновника, что косвенно подтверждает существующую практику брать на службу только мужчин. И понятия «чинничать» — быть не меру чинным, обрядливым — взыскательным на внешние приемы [3, c.1353]

Чиновник был, по сути, конкретизированным субъектом, отражающим всю специфику государственной службы в целом, главнейшими признаками которой являются ее публично-правовой характер, определяемый исключительно соображениями государственной пользы («юридическая обязанность, хотя бы и добровольно принятая, чем и отличается от служения отечеству журналиста, историка») [4, c.375]. При этом исторически государственная служба возникает как понятие деятельности, призванной осуществить на практике идею общего блага (в чем конкретно оно заключается и какими средствами достигается, зависит от взглядов самих правителей), что является фундаментом различных несостыковок и разногласий в среде представителей государственной службы.

В некоторых исследованиях по истории в дореволюционной историографии и в современных работах, посвященных анализу социальной истории России XIX в., часто можно встретить совмещение понятия «чиновник/ чиновничество» и понятия «бюрократ/ бюрократия». Отождествляя термины «бюрократия» и «чиновничество», ряд авторов понимает под ними «совокупность лиц, занятых в сфере гражданского управления, имевших определенный чин, пост, ранг и получавших за свою работу жалованье», при этом чиновник в данных работах выступает как «представитель государственной власти» [5, c.11]. Близость данных понятий совершенно очевидна, но, тем не менее, они не являются тождественными. Общность функций: управление обществом, социальная интеграция и медиаторская роль в границах «большого общества» является неотъемлемой характеристикой «бюрократии» как определения абстрактной совокупности лиц административных органов государства и «чиновничества» как конкретных представителей системы власти. «Соборный нравственный идеал» присущий российскому обществу противостоит всякому чиновнику, который живет вне локального мира, а именно бюрократии, оторванной от нужд основной массы населения через социальное дистанцирование.

Параллельно в европейском варианте встречаем совсем иную характеристику чиновничества, прежде всего — как совокупности трудящихся, высокоспециализированных специалистов духовного труда, профессионально вышколенных многолетней подготовкой, с высокоразвитой сословной честью, «гарантирующей безупречность, без чего возникла бы чудовищная опасность коррупции и низкого мещанства, что поставило бы под угрозу чисто техническую эффективность государственного аппарата, значение которого для хозяйства, особенно с возрастающей социализацией, усиливалось и будет усиливаться впредь [6, с.657]. Такое определение было обусловлено тем, что чиновничество в Европе формировалось постепенно, в ходе постепенного эволюционирования общественной системы. Обращаясь к французской государственно- административной практике, Вебер говорит о том, что профессиональный чиновник может быть в любой момент времени перемещен, уволен либо «направлен в распоряжение». В Англии в компетентностное поле чиновника входит общее внутреннее управление, а составной частью «политической» деятельности в первую очередь является сохранение политического порядка в стране. Специфический признак немецкого чиновника — обязательное наличие высшего образования. [6, c.661]

Понятие «чиновник» не может быть ограничено характеристикой людей, только наделенных чином в соответствии с общегосударственной системой. Основой группы было служилое сословие, на долю которого выпало проведение новой культурной традиции в обществе, и таким образом сложилась особая социальная общность.

На рубеже XIX–XX вв. чиновничество имело определенную цель и осознавало цель своей деятельности. Отсюда и внутригрупповое общение, групповые ценности, мнения, «общий язык» между членами группы.

Деятельность чиновников определяется законом, а возникновение законов нельзя отнести ни к сфере деятельности чиновников, ни к их компетенции. Чиновник отождествляет позитивный порядок, предписанный конкретным законом, с порядком как таковым и не понимает, что любой рационализированный порядок есть не что иное, как особый вид порядка, компромисс между силами, борющимися в данном социальном пространстве. [7, c.102]

Таким образом, чиновник как неотъемлемая часть государственного аппарата обладал всеми чертами, присущими государственной службе. Его профессиональная деятельность носила публичный характер, правовое положение определялось исключительно соображениями государственной пользы. Служащее лицо имело определенный круг прав и обязанностей. В местных структурах власти губернатор официально был признан «хозяином губернии»; он возглавлял губернское правление и был председателем до полутора десятков различных совещательных учреждений губернии: присутствий, комитетов, комиссий, иногда с привлечением деятелей земского и городского самоуправления.

Литература:

  1. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во 2-ой половине XIX века. М., 1971;
  2. Даль В. И. Толковый словарь в 4-х тт. М., 1991, С.605;
  3. Большой энциклопедический словарь. М., 1998. С.1353;
  4. Коркунов Н. М. Русское государственное право. СПб., 1901. Т.1. С.375;
  5. Карнович Е. П. Русские чиновники в былое и настоящее время. СПб., 1897. С.4;
  6. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С.657;
  7. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1997. С. 102;
  8. Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX века). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб., 2003.Т. 2.

Ключевые слова

чиновник, бюрократия, государственный аппарат, чиновничество, чин