Правовое исследование федеральных источников законодательства, использующих термин «жидкие отходы» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2021)

Дата публикации: 23.04.2021

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Воронов, Г. Е. Правовое исследование федеральных источников законодательства, использующих термин «жидкие отходы» / Г. Е. Воронов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/394/16513/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье автор рассматривает правовые вопросы в сфере экологической безопасности, а в частности в сфере обращения с жидкими отходами производства и потребления, а также применение термина «жидкие отходы» в законодательстве Российской Федерации.

Ключевые слова: право, российское законодательство, экология, жидкие отходы, сточные воды, сбор отходов.

В Российском законодательстве произошли множественные изменения, так, например Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также подзаконные нормативно-правовые акты претерпели изменения.

Но тем не менее, до настоящего времени в действующем федеральном законодательстве отсутствует однозначное определение понятия жидкие отходы.

С помощью Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в статье 1 закона уточняется понятие «сбор отходов»: «сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение» [4].

Так закон прикрепил процесс сбора отходов к лицу, которое непосредственно занимается утилизацией отходов, их обезвреживанием, размещением и обработкой. До уточнения вышеназванного понятия указывалось, что сбор отходов — это только прием от организаций и физлиц для дальнейшего обращения отходов. В статье 8 вышеназванного закона устанавливается разделение полномочий между органами государственной власти: «К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами» [4].

Также изменения претерпела и статья 13.4 выше названного закона. Вынесены требования к местам (площадкам) накопления отходов: «Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление)» [4]. Таким образом, законодатель наделил органы местного самоуправления дополнительными полномочиями в виде создания и содержания мест (площадок) накопления ТКО, схем их размещения и ведения их реестра, организации экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также выделил в отдельную статью требования к местам накопления отходов.

Федеральным законом от 26.07.2019 № 225-ФЗ установлены полномочия министерств и ведомств субъектов Российской Федерации по регулированию деятельности региональных операторов, а также выше названный федеральный закон пополнился отдельными статьями и главами, регулирующими деятельность региональных операторов на территории Российской Федерации, такими как статья 24.6 которую вышеназванный федеральный закон дополнил пунктом 11 закона: «Региональные операторы имеют право осуществлять обращение с отходами I и II классов опасности в порядке и с учетом особенностей, которые установлены статьями 14.1–14.4 настоящего Федерального закона для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, и (или) для операторов по обращению с отходами I и II классов опасности» [4].

Несмотря на все глобальные изменения законодательства в области обращения с отходами производства и потребления во всех нормативно-правовых актах не содержится понятия «жидкие отходы».

Так, например, глава V.1. федерального закона в своём наименовании имеет уточнение именно на твёрдые коммунальные отходы: «Регулирование деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами» [4]. О жидких отходах нет упоминания ни в одном из действующих нормативно — правовых актах.

В действующем современном природоохранном законодательстве отсутствует однозначное определение понятия жидкие отходы, жидкие бытовые (коммунальные) отходы (ЖБО), жидкие производственные отходы (ЖПО). Оно отсутствует, как в федеральном законе «Об отходах производства и потребления», также его не усматривается и в федеральном законе «Об охране окружающей среды» — основном федеральном экологическом законе. И, это несмотря на то, что большинство муниципалитетов пользуясь не урегулированностью данного вопроса, не решают проблемы с очистными сооружениями больших и малых городов, посёлков деревень по всей территории Российской Федерации. Ни для кого не секрет, что большей частью жидкие отходы сливаются в реки, озёра, пруды, на земли поселений, на земли государственного лесного фонда без соответствующей их очистки, что конечно же не только служит загрязнением такого сейчас модного понятия «экология», но и элементарно вредит здоровью населения.

Кроме отсутствия общего понятия «жидкие отходы» (далее — ЖО, ЖКО, ЖПО), также отсутствуют разработанные и утвержденные методики по определению норм образования и накопления жидких отходов, не разработаны и отсутствуют методики определения морфологического состава жидких отходов.

Общее понимание о «жидких отходах» можно было увидеть в Постановлении Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», который на настоящий момент является утратившим силу. Указанным Постановлением Правительства Российской Федерации было определено, что ««твердые и жидкие бытовые отходы» — отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.)».

В этом же документе впервые встречаем понятие «фекальных отходов нецентрализованной канализации», при этом данный документ не охватывает понятия «жидких производственных (промышленных) отходов», которые образуются в результате деятельности сельхозпроизводителей, юридических лиц — собственников ферм по разведению животных (свиней, коров, коней и др.). К сожалению, данное постановление утратило силу, что в свою очередь еще больше затрудняет регулирование обращения с жидкими отходами.

Большинство юридических лиц пользуются старыми, советскими и постсоветскими постройками, зданиями бывших колхозов и совхозов, не задумываясь о модернизации и установлении очистных сооружений, что в итоге приводит к ухудшению экологической ситуации региона в целом.

Существует действующий в настоящем правовом пространстве документ «Нормы накопления бытовых отбросов» от 18 января 1971 г. № 30, в котором появляется такой термин, как «жидкие отбросы» им же определено, что следует относить к жидким отбросам, входящим в норму накопления от населения.

В соответствии с указанным документом в пункте 3 к ним относятся: «нечистоты и помои неканализованных зданий, собираемые в выгребах и удаляемые транспортом коммунальных предприятий» [11]. Как мы видим, данный документ относится лишь к жидким коммунальным (бытовым) отходам, что следует в том числе и из его наименования, но применяет термин «жидкие отбросы», а не «жидкие отходы».

Пробелы и коллизии сегодняшнего современного законодательства, связанного с «жидкими отходами» приходится разрешать коммунальным предприятиям, следующим образом: на сегодняшний день коммунальные предприятия, занимающиеся откачкой септиков и выгребных ям неканализованного фонда, рассматривают утилизацию данных жидких отходов, как прием сточных вод.

Это связано с тем, что в отличие от понятия «жидкие бытовые отходы», термин «сточная вода» закреплен законодательно и отношения, связанные с приемом и очисткой сточных вод, регулируются законами. Так например, пунктом 19 статьи 1 кодекса «сточные воды» определяются, как: «сточные воды — дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади» [1].

В свою очередь Федеральный закон № 416 практически полностью посвящён и «наполнен» регулированием «сточных вод», так например статья 2 данного закона определяет, что: «водоотведение — прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения»; «канализационная сеть — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод»; «локальное очистное сооружение — сооружение или устройство, обеспечивающие очистку сточных вод абонента до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения (канализации)»; «сточные воды централизованной системы водоотведения (далее — сточные воды) — принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод»; «транспортировка воды (сточных вод) — перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей» [3].

В соответствие с ГОСТ 30772–2001 «сточные воды» в пункте 3.42. это: «жидкие сбросы населенных пунктов с примесью атмосферных и производственных вод» [6].

Также под понятием «сбросы» в ГОСТе 30772–2001 в пункте 3.17. понимаются: «жидкие вещества, подлежащие выводу (сбросу в почву или водоем) за пределы производства, включая входящие в них опасные и/или ценные компоненты, которые улавливают при очистке этих жидких веществ и ликвидируют в соответствии с требованиями национального законодательства и/или нормативных документов» [6].

Согласно ГОСТ 17.1.1.01–77 обработка сточных вод это: «воздействие на сточные воды в целях обеспечения их необходимых свойств и состава, а очистка сточных вод — это обработка сточных вод в целях разрушения или удаления из них определенных веществ» [7].

Для определения видов централизированных систем водоотведения в зависимости от своего предназначения законодатель также ссылается на главу V пункта 107 Постановления правительства Российской Федерации в котором перечислено вышесказанное и усматривается разделение на следующие виды: «централизованные бытовые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения (далее — хозяйственно-бытовые сточные воды); централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод»; централизованные общесплавные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, а также производственных сточных вод при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами; централизованные комбинированные системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки хозяйственно-бытовых сточных вод и поверхностных сточных вод, а также производственных сточных вод при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, состоящие из бытовых, ливневых и общесплавных систем водоотведения» [8].

А также в главе V пунктах 108, 109, 110 выше названного Постановления правительства Российской федерации прописаны особенности приема сточных вод в централизованные системы водоотведения, а статья 109 даже содержит термин «жидких бытовых отходов» и одновременно запрет их отведение и приём:

«108. Отведение (прием) в централизованные системы водоотведения производственных сточных вод допускается при условии их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, и при наличии технической возможности для приема, транспортировки и очистки таких сточных вод, определяемой в том числе по результатам технического обследования централизованной системы водоотведения, а также при наличии сведений о составе и свойствах сточных вод абонента. Оценка технической возможности производится при заключении договора о подключении, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения»;

109. Отведение (прием) в централизованные ливневые системы водоотведения хозяйственно-бытовых сточных вод и жидких бытовых отходов запрещено»;

110. Отведение (прием) поверхностных сточных вод в централизованную бытовую систему водоотведения разрешается при наличии технической возможности для приема, транспортировки и очистки таких сточных вод» [8].

Рассмотрев ГОСТ Р 54098–2010 пункт 3.1.8 под осадками сточных вод понимают: «отходы, образующиеся на очистных сооружениях канализации населенных пунктов при механической и биологической очистке хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, обработанные различными методами в целях получения биогаза, обезвоживания, стабилизации, обеззараживания и предназначенные для использования в качестве местных органических удобрений, почвогрунтов, материала для рекультивации нарушенных земель, а также для формирования компостов и т. д.» [10]. Таким образом, выше названный ГОСТ поясняет, что осадки сточных вод относятся к промышленным отходам.

Несмотря на то, что коммунальными и иными предприятиями при осуществлении хозяйственной деятельности используется термин «сточные воды», а новое законодательство упорно не желает замечать, использовать и «расшифровывать» понятие жидких отходов в действующем законодательстве этот термин присутствует и применятся.

Литература:

  1. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 24.04.2020).
  2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014).
  3. Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 21.07.2014)
  4. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020)
  5. Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»// «КонсультантПлюс: Законодательство».
  6. ГОСТ 30772–2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения, введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст // «КонсультантПлюс: Законодательство»
  7. ГОСТ 17.1.1.01–77 (СТ СЭВ 3544–82) Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения., утв. Постановлением Госстандарта СССР от 16.09.1977 № 2237 (ред. от 29.10.1986) // «КонсультантПлюс: Законодательство»
  8. Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 22.05.2020) «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2020) // «КонсультантПлюс: Законодательство»
  9. ГОСТ Р 54098–2010. «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения» // «КонсультантПлюс: Законодательство»
  10. СанПиН 42–128–4690–88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690–88. // «КонсультантПлюс: Законодательство»
  11. Нормы накопления бытовых отбросов, утв. Приказом Минкоммунхоза РСФСР от 13.01.1971 № 30 // «КонсультантПлюс: Законодательство».