Правовые аспекты ограничения использования космоса в военных целях | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

XX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2021)

Дата публикации: 13.04.2021

Статья просмотрена: 323 раза

Библиографическое описание:

Абрамов, А. А. Правовые аспекты ограничения использования космоса в военных целях / А. А. Абрамов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/394/16487/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье автор рассматривает и проводит краткий анализ основных международно-правовых актов, так или иначе затрагивающих вопросы ограничения использования косм в военных целях.

Ключевые слова: международное космическое право, космос, милитаризация космоса, ядерное оружие.

В связи с бурным развитием научно-технического прогресса человечество начало осваивать новые пространства, среди которых — космос. Соответственно, с начала освоения космоса встаёт вопрос о регулировании деятельности человека в космическом пространстве. В частности, подлежит рассмотрению вопрос об использовании космоса в военных целях и его возможные ограничения.

Изначально стоит привести в пример Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (из-за того, что данный договор был подписан в Москве, иногда его упоминают также как Московский договор). Исторически, будучи подписанным в 1963 году, он явился одним из первых документов, так или иначе вводящих ограничение на ведение деятельности в космической сфере. Так, согласно п.1. ст. 1 Договора «каждый из Участников настоящего Договора обязуется запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем: а) в атмосфере; за ее пределами, включая космическое пространство» [1]. И хотя данный Договор вступил в силу уже для более чем 130 государств (и будучи в том числе открытым для присоединения других стран), последующее расширение данной темы в Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 год) не нашло своего отражения среди основных ядерных держав, то есть данный Договор так и остаётся ими не подписанным и не ратифицированным.

Далее исторически важной вехой в целом в вопросах использования космоса явился Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 год) (также называемый Договором о космосе). Так, в Договоре о космосе сам космос провозглашается всеобщим достоянием человечества, и отмечается, что использование космического пространства вкупе с небесными телами должно осуществляться на благо всех государств и недопустимо его национальное присвоение. Сама же деятельность строится в соответствии с международным правом и в целях поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания. Опять же, в Договоре упоминается об обязательстве не запускать в космос ядерное оружие, что находит своё отражение в ст. 4: «Государства — участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размешать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом» [2]. Однако, отмечается о возможности использовании космоса в исключительно мирных целях, что в том числе не влечёт запрета на использование оборудования в целях мирного исследования космического пространства. В противовес зато стоит отметить, что имеются следующие запреты: на создание в космосе военных инсталляций, на проведение военных действий и на испытание вооружений.

Годом позже, в 1968 году, вступает в силу Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство. Название документа говорит само за себя, однако стоит упомянуть, что уже в самой преамбуле Соглашения отмечается, что стороны желают «содействовать международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства» [3], что само по себе уже противопоставляется использованию космоса в военных целях.

Об использовании космического пространства в мирных целях отмечается и в Конвенции о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами (1972 год). Сама Конвенция предполагает создание таких эффективных по своей сути международных правил и процедур, которые позволяют осуществлять индемнизацию жертвам в результате нанесения ущерба, причинённого другим космическим объектам. И хотя изначально регулируется сфера мирного использования космического пространства, логичным следствием здесь является и то, что некоторые положения данной Конвенции могут быть применимы и в случае военных неурядиц между странами-участниками.

Согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (1975 год), создаётся регистр запускаемых в космос объектов, что в том числе относится и к военным космическим объектам; однако стоит понимать, что сам регистр имеет полный и открытый доступ.

Очень важно отметить о Конвенции о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 год), согласно п.1 ст.1 которой «Каждое государство-участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьёзные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику» [4]. Также говорится об обязательстве участников Конвенции не оказывать помощь и не осуществлять поощрение или побуждение других государств или международной организации к осуществлению таковой деятельности, отмеченной в вышеупомянутом пункте статьи. В случае нарушения этих положений данной Конвенции возможно направить жалобу в Совет Безопасности ООН со стороны другого государства-участника. Однако, опять же, отмечается о том, что возможно воздействие на природу и космос в мирных целях.

Наконец, стоит упомянуть про Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (1979 год). В частности, в Соглашении провозглашается принцип о недопустимости претензий со стороны какого бы то ни было государства на распространение своего национального суверенитета на другое небесное тело (как и в случае с Договором о космосе, таким образом дополняя его положения). Однако, проблема данного соглашения в том, что его ратифицировало лишь малое количество государств, среди которых, к сожалению, отсутствуют важные космические игроки. Особенно это важным становится ввиду нарастающей в последнее время коммерциализации космической деятельности и вовлечения в такую деятельность не только государств, но и частных игроков. К тому же, стоит принять во внимание, что уже ряд стран (среди которых можно выделить Россию, Китай, США, Индию, Великобританию, Францию, Иран) создали в той или иной форме свои космические войска и силы в спектре своих национальных вооружённых сил, что по сути ведёт к милитаризации космоса.

Как итог, стоит отметить, что на данный момент имеется довольно обширная база международно-правовых актов, так или иначе вводящих ограничения на использование космического пространства в военных целях, однако, ввиду научно-технического прогресса человечество начинает вовлекаться во всё новые виды космической деятельности, что в том числе может предполагать новые типы использований космоса в военных целях, для которых на данных момент не имеются какие бы то ни было ограничения, отражённые в международном космическом праве. Также очень важным моментом является то, что зачастую не все — и в первую очередь космические державы — являются участниками ряда основополагающих документов, регулирующих активность в космосе (включая военную). Наконец, выработка новых правовых норм особенно важной может показаться в текущем десятилетии ввиду того, что некоторые страны начали создавать свои космические силы, что требует особо осмотрительного правового регулирования по данному вопросу.

Литература:

  1. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (Москва, 5 августа 1963 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.mid.ru/adernoe-nerasprostranenie/-/asset_publisher/JrcRGi5UdnBO/content/id/609152 (дата обращения: 12.04.2021).
  2. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtml (дата обращения: 12.04.2021).
  3. Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/astronauts_rescue.shtml (дата обращения: 12.04.2021).
  4. Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на природную среду [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/hostenv.shtml (дата обращения: 12.04.2021).

Ключевые слова

космос, ядерное оружие, международное космическое право, милитаризация космоса