В статье автор подвергает анализу феномен свободы воли в дискурсе мировых религий.
Ключевые слова: религия, свобода, воля, личность
Феномен религии испокон веков был причиной множества обсуждений и споров. Во все времена любая религия подвергалась различным нападкам. Нападкам со стороны сект-конкурентов, науки и множеству других доктрин. Однако, уникальность и незаменимость религии остается незыблемой, т.к. лишь она представляет возможным осуществить спасение свей души и достижение человеком абсолютной свободы в своем послесмертии. Но не стоит полностью зацикливаться на потустороннем и непознаваемом, лучше рассмотрим свободу в рамках нашей реальности и то, как религия влияет на нее.
Свобода — это есть ничто иное как высшая уникальная ценность, потому как она есть та крайность, которая является условием и качеством двух абсолютных, исключительных форм бытия — пустоты и полноты. Мотивом и самоцелью чистой, абстрактной свободы всегда является сама свобода, но разные мировоззренческие и религиозные системы имеют свои представления о свободе воли, которые предписываются различными догматами. Как самые основные я рассмотрел:
1. Буддизм отрицает существование души или личности, и тем самым не признает свободу воли как нечто целое и автономное. К этому отсылает анатмавада (санскр. — «бессамостность», «доктрина»). Свобода воли в Буддизме напрямую связана с концепцией « кармы », согласно которой жизнь представляет из себя циклический процесс, который является частично предопределенным. У кармы существуют две части: дайва (судьба) и пуруша-кара («человеческое действие»). Дайва - связана с прошлыми поступками и является тем, что невозможно изменить, т. е. детерминирующий базис.
Пуруша, кара же является «свободной инициативой», руководствуясь которой, человек может изменить свое будущее и даже достигнуть нирваны. Концептуально свобода воли в Буддизме — это всегда «свобода от» всего личного и человеческого. Утрируя, по сути своей Буддизм склоняет нас к тому, чтобы достичь свободы, перестав быть человеком .
2. Иудаизм , как ни странно, беспрекословно следует тому, что написано в «Торе». А именно: «И выбери жизнь», «Все в руках Небес, кроме страха небес», «Все предвидено, но воля дана». Традиционный иудаизм имеет два мнения на этот счет: 1) В иудаизме есть парадокс свободы воли и всепредвидения Творца (Маймонид); 2) Бог не предвидит всех решений человека, но всегда может направить историю по нужному Ему пути (Леви Бен Гершом).
3. Свобода воли в Исламе была причиной долгих споров с самих истоков этой религии. Связано это было с множественностью религиозных течений, которые по-разному толковали священное писание (буквалистически, аллегорически, рационально и в некой мере критически). Исламская традиция насчитывает множество концепций о свободе воли. Наиболее классической и компромиссной считается модель Аль-Газали , которая смягчает идеи детерминизма и интегрирует в ислам идею о нравственном совершенствовании.
Схожесть Исламской и Иудейской идеи и частичной предопределенности, возможности вмешательства в жизнь человека, по моему мнению, является отрицательной для формирования идентичности человека. Их свобода — это «свобода В», с которым нужно отождествится, слепо следуя правильно истолкованным предписаниям.
4. Христианская свобода воли требует особой постановки вопроса, так как в отличие от прошлых Авраамических «коллег» дополнена идеей о Богочеловеке, согласно которой человек находит свое полное и окончательно завершенное «Я» в личном единстве с Божеством, но и Божество в той же степени нуждается в единстве с человеком, дабы быть Божеством. Это равенство делает так, что в отличие от прошлых религий — необходимость перестает быть неволей, а свобода перестает быть произволом. Это особое отношение «единства» между Богом и человеком подразумевает и особенное отношение к свободе воли. Через Распятие и Воскресение Христа Акт грехопадения и первородный грех получают новый смысл. Христианство акцентируется на дарованной Богом свободной воле, имеющейся в распоряжении человека и являющейся инструментом для возможного, по выбору осознанному самого человека, примирительного союза с Богом. Но все же подразумевающей наличие «праведного» и «неправедного» выборов, за которые следует поощрение либо наказание.
Исходя из всего вышесказанного, следует то, что о полной свободе воли в религиях (кроме буддизма) и речи быть не может. Свобода требует ответственности, которую человек чаще всего перекладывает на Богов, судьбу или обстоятельства. Свобода требует мужества отвечать за все свои деяния здесь и сейчас, а не в далеком, абстрактном и трансцендентном будущем. В этом плане наиболее продуктивным мне представляется «Экзистенциальный Атеизм». Но, к сожалению, он не является религией и его цели и задачи ни капли не могут восполнить отсутствие той полноты духовного опыта, которыми нас наделяет религия. Абсолютная свобода же становится настолько абсурдной, что делает нас «обреченными на свободу».
Свобода — это есть высшая, уникальная ценность, потому как она есть та крайность, которая является условием и предтечей двух абсолютных форм бытия — пустоты и полноты.
Свобода не может быть консервативной , так как ее порывы не должны ограничиваться стремлением достижения идеалов традиционного прошлого. Но свободе вполне возможно и возможно д о лжно быть прогрессивной, потому как лишь вне всяких оков возможно истинное творчество.
Но всякая крайность требует своей противоположности (и не одной) ибо не все то что является единственным есть истинное, а лишь то, что отвечает соответствующим критериям.
Из этого следует то, что истина всегда утверждается в противоречии .
Так в чем же заключается истинность свободы? Если всякая истина утверждается в борьбе с противным, то истинной свободой является борьба с тем, что свободе противоречит.
Но что есть борьба? Борьба — это то, что требует от нас Воли и Силы.
Воля есть способность направлять свои силы на решение каких-либо задач. Воля предоставляет нам возможность к превозмоганию, мощи и творчеству.
Сила — это ресурс, который волевым усилием может быть использован в созидательных или разрушительных целях.
Теперь стало немного ясно что из себя представляет Борьба, Воля и Сила . Осталось разъяснить особенность борьбы за свободу.
В качестве первого критерия рассмотрим — осознанность .
Осознанность возможна лишь при условии понимания воспринимаемого наличного. Свобода — это возможность выражения и реализации своего желания.
Борьба за свободу заключается в реализации желаемого, вопреки препятствующему. Свобода же здесь выражается именно в осознанности действия. Свобода есть способность осчастливить себя. Нереализованные желания являются главным источником страданий
Счастье — это положение, при котором человек не ощущает страданий.
Мотивом избавления от страданий является любовь и забота о самом себе.
Свобода ведет нас к счастью. Счастье происходит из любви. Любовь исходит из борьбы за свободу.
Литература:
- Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, | М. П. Новиков|, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994.- 368 с.
- Игнатенко А. А. В поисках счастья: Общественно — политические воззрения арабо-исламских философов средневековья. — М.: Мысль,1989. — 254 с.
- Карипбаев, Б. И. Религиоведение [Текст]: учеб. пособие / Б. И. Карипбаев; Карагандинский гос. ун-т. — Караганда: Изд — во КарГУ, 2011. — 115 с

