История развития и совершенствования военной и специальной техники | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Микитенко, А. Н. История развития и совершенствования военной и специальной техники / А. Н. Микитенко, А. Н. Вяткин, Р. Ф. Закиров. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/392/16429/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье представлена история развития и совершенствования бронетранспортеров.

Ключевые слова: бронетранспортер, бронетанковое вооружение, бронетанковая техника, динамические качества, рулевое управление, тормозные системы, ходовая часть, электрооборудование, средства связи, специальное оборудование.

На сегодняшний день на вооружение войск национальной гвардии Российской Федерации находится значительное количество бронетанковой техники и вооружения. Раньше к данному виду техники относили такие боевые машины, как: бронетранспортеры, самоходные артиллерийские установки, бронеавтомобили и танки.

В настоящее время в войсках принята следующая классификация бронетанкового вооружения: танки, бронетранспортеры, боевые машины десанта, боевые машины пехоты, боевые разведывательные машины, а также базовое шасси этих машин для установки на них других видов вооружения и техники. В свою очередь к бронетанковому вооружению относятся: танковые тягачи, бронированные ремонтно-эвакуационные машины, подвижные средства технического обслуживания и ремонта, машины технической помощи.

Рассмотрим один из самых востребованных в войсках образцов бронетанкового вооружения — бронетранспортер.

Бронетранспортер — боевая бронированная колесная или гусеничная машина высокой проходимости, предназначенная для транспортирования личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою [2].

В 1950 году на вооружение был принят бронетранспортер БТР-40 (рис.10) сконструированный Горьковским конструкторским бюро под руководством В. А. Дедкова. Выпускалась данная машина с 1950 по 1958 гг. на Горьковском заводе.

Основные узлы и механизмы бронетранспортера БТР-40 были заимствованы с автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-63. Моторно-трансмиссионное отделение на бронетранспортере размещалось спереди, десант размещался на корме.

Бронетранспортёр БТР — 40

Рис. 1. Бронетранспортёр БТР — 40

Вооружение бронетранспортера состояло из 7,62 пулемета СГМ Горюнова, который устанавливался на корме при помощи кронштейнов или трубчатый штанге. Корпус машины состоял из сварных броневых листов толщиной от 6 до 8 мм [1].

Силовая установка на бронетранспортере использовалась от автомобиля ГАЗ-40, так как она обладала большей мощностью от силовой установки автомобиля ГАЗ-63. Спереди бронетранспортера устанавливалась лебедка с длинной троса 75 метров и силой тяги 4500 кгс. Доступ к ней осуществлялся через броневой люк.

На основании использования первых четырехколесных бронетранспортеров в военных конфликтах были сделаны выводы, что они не обладают достаточной проходимостью. Исходя из этого было принято решение о создании новых восьмиколесных бронетранспортеров, которые не уступали по проходимости гусеничной технике.

Следующей модернизацией стал бронетранспортер БТР — 60П (рис. 2), который также был создан Горьковским конструкторским бюро под руководством В. А. Дедкова и принят на вооружение в декабре 1959 г. Его серийное производство осуществлялось до 1963 г.

Бронетранспортёр БТР — 60П

Рис. 2. Бронетранспортёр БТР — 60П

База данного бронетранспортера была оригинальной, отделение управления располагалось спереди, силовая установка располагалась сзади. В средней части машины находилось десантное отделение, которые вмещало 16 человек.

Трансмиссия бронетранспортера размещалась между полом десантного отделения и днищем машины. Корпус сверху был открыт, имел обтекающую форму и также как и его предшественник изготавливался из броневых листов толщиной от 6 до 8 мм. Масса машины составляла 9,8 т.

Следующей модификацией бронетранспортера стал БТР-60ПА (рис. 3), особенностью данной машины был полностью закрытый корпус. Серийно данная версия выпускалась на заводе ГАЗ с 1963 по 1966 гг., за это время с конвейера сошли 2348 единиц.

БТР-60ПА

Рис. 3. БТР-60ПА

Бронетранспортер БТР-70 — боевая колесная плавающая бронированная машина. Вооружение бронетранспортера — 14,5-мм пулемет КПВТ и спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ, установленные на башенной пулеметной установке.

Бронетранспортер предназначен для транспортирования личного состава мотострелковых подразделений и для их огневой поддержки.

Бронетранспортер четырехосный (восьмиколесный) со всеми ведущими колесами обладает высокими динамическими качествами, проходимостью и плавностью хода, способен следовать за танками, с ходу преодолевать окопы, траншеи и водные преграды (рис.4).

Бронетранспортер БТР-70

Рис. 4. Бронетранспортер БТР-70

Бронетранспортер БТР-80 (рис. 5) представляет собой боевую колесную плавающую машину, обладающую вооружением, броневой защитой и высокой подвижностью. Он предназначен для использования в мотострелковых подразделениях Сухопутных войск.

Десантное отделение бронетранспортера оборудовано десятью посадочными местами, в частности для командира машины, механика-водителя, наводчиков и стрелков [2].

В башне бронетранспортера размещается пулеметная установка, состоящая из 14,5-мм и 7,62-мм пулеметов. В корпусе имеются лючки для стрельбы из автоматов.

В конструкции бронетранспортера используются устройства и механизмы, предназначенные для защиты экипажа от воздействия ударной волны и радиации, в случае ядерного взрыва, а также от защиты от химического и биологического оружия. Машина оборудована системой запуска дымовых гранат для постановки дымовых завес с целью маскировки. Для тушения пожара в машине имеется противопожарное оборудование.

Бронетранспортер БТР-80

Рис. 5. Бронетранспортер БТР-80

Бронетранспортёр БТР-90 (рис. 6) имеет высочайшие показатели по проходимости (полноприводность, независимая подвеска, низкое удельное давление на грунт), мобильности (высокие скорости по шоссе, по пересеченной местности, преодоление водных преград сходу), маневренности (малый радиус поворота и возможность движения передним и задним ходом с одинаковой скоростью), живучести (возможность движения даже при полном повреждении четырех колес, пулестойкие шины) [1].

Бронетранспортёр БТР-90

Рис. 6. Бронетранспортёр БТР-90

В заключении необходимо сказать о том, что бронетранспортеры в своем развитии прошли огромный путь от грузовиков или легковых машин с приваренными бронелистами и взгроможденными на них ручными пулеметами до современной техники, каждая деталь которой проектируется и создается с высочайшими требованиями специально для них. А сами БТРы являются грозным оружием, которое может противостоять не только пехоте, аналогичным образцам бронетехники, но и более тяжелым, хорошо бронированным современным танкам.

Литература:

1. Бронетранспортёр БТР — 80. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Ч.1, Ч.2; 2000 г.

2. Бронетранспортёр БТР — 60. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Воен. издательство Министерства обороны СССР. Москва — 1980 г.

Ключевые слова

электрооборудование, специальное оборудование, рулевое управление, бронетранспортер, бронетанковая техника, ходовая часть, средства связи, бронетанковое вооружение, динамические качества, тормозные системы