Использование модульной технологии обучения в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» студентам специальности «Право и организация социального обеспечения» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кондратьев, А. Я. Использование модульной технологии обучения в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» студентам специальности «Право и организация социального обеспечения» / А. Я. Кондратьев, С. Е. Карпова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 44-46. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/392/16405/ (дата обращения: 18.04.2021).



В статье авторы показывают использование модульной технологии обучения в процессе преподавания русского языка и культуры речи будущим юристам. Актуализируют использование этой технологии в процессе дистанционного обучения.

Ключевые слова: модуль, интеграция, консультирование, дистанционное обучение.

Используя модульную технологию обучения, педагог создает студентам условия для полного овладения знаниями и умениями по русскому языку и культуре речи, что важно при изучении практически всех правовых дисциплин. Знание норм современного русского языка одно из важнейших условий становления выпускника учебного заведения, обучающегося по юридической специальности. Только выпускник учебного заведения, владеющий в совершенстве нормами современного русского языка, сможет стать конкурентоспособными юристом на рынке труда.

Современная парадигма образования ориентирует педагога на постоянный творческий поиск, на изучение и использование новых для него технологий и подходов к обучению.

Используя модульную технологию обучения, появляется возможность интегрировать и дифференцировать содержание обучения посредством группировки модулей учебного материала, использовать модули как основу для создания дидактических средств, программного обеспечения, сократить теоретическую часть материала за счет технологичности обучения, быть преподавателем-консультантом, координатором в познавательной деятельности студентов.

Безусловными «плюсами» технологии являются:

 направленность на формирование мобильности знаний, гибкости метода и критичности мышления студентов;

 вариативность структуры модуля;

 дифференциация содержания учебного материала;

 разнообразие форм и методов обучения;

 индивидуализация учебной деятельности студентов;

 сокращение учебного времени на теорию без ущерба для глубины и полноты знаний студентов;

 эффективная система рейтингового контроля и оценки усвоения знаний студентами.

Модульное обучение строится на принципе структурирования материала, в основе которого лежит системный подход. Всякая система (в данном случае лингвистическая, языковая) состоит из элементов с определенными связями между ними, а каждый элемент является новой системой.

В модульной организационной системе учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» выделено 7 модулей, расположенных в последовательности о т простогоксложному:

модуль 1 (М-1) «Введение в дисциплину. Стартовый контроль знаний. Стилистика»;

модуль 2 (М-2) «Лексикология. Лексические нормы (нормы словоупотребления) современного русского языка»;

модуль 3 (М-3) «Фонетика. Орфоэпия и орфоэпические нормы языка»;

модуль 4 (М-4) «Графика. Морфемика. Словообразовательные нормы языка»;

модуль 5 (М-5) «Морфология. Морфологические нормы русского языка. Орфография»;

модуль б (М-б) «Синтаксис. Синтаксические нормы современного русского языка. Пунктуация»;

модуль 7 (М-7) «Итоговый контроль знаний (дифференцированный зачет)».

При модульном обучении по специальности Право и организация социального обеспечения используется юридическая терминология, что является немаловажным для усвоения обучающимися профессиональных дисциплин.

На вводном занятии необходимо студентам представить и подробно прокомментировать модульную организационную систему, настроить их на серьезную, планомерную, ответственную работу.

Студентам можно предложить различные задания для самостоятельной работы:

− составление толкового словаря по специальности;

− исторические справки по возникновению и значению фразеологизмов;

− карточки слов с «трудным» ударением;

− карточки со словообразующими и формообразующими морфемами;

− подборка упражнений по орфографии;

− тесты по русскому языку и культуре речи на бумажном и электронном носителе.

Модульная содержательная система учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» представляет каждый модуль как методическую структуру, включающую в себя следующие обязательные компоненты: тему, цели, задачи, организационные формы, методы обучения, методы контроля, средства обучения, задания для самостоятельной работы.

Модульная содержательная система — это средство, позволяющее преподавателю четко структурировать весь учебный материал дисциплины с точки зрения методики и логически выстроить занятия со студентами.

Работая с учебными группами разной степени подготовленности по дисциплине Русский язык и культура речи, преподаватель не отступает от стратегии, диктуемой модульной технологией, а лишь меняет дидактические средства и приемы обучения, т. е. осуществляет дифференцированный подход в рамках одной и той же технологии преподавания.

Текущий контроль знаний и умений студентов по дисциплине «Русский язык и культура речи» осуществляется с помощью разнообразных форм и средств. Так, используются:

− диктант с грамматическим заданием (фонетическим и морфемным разбором слов);

− изложение с элементами сочинения;

− сочинение-размышление;

− тест;

− практическая работа;

− грамматическая задача;

 лингвистический анализ текста;

 тренировочные упражнения с разнообразными грамматическими заданиями;

 словарная работа с лексикой по специальностям;

 другие формы и средства.

Система оценивания при модульной технологии способствует повышению качества обучения, если при ее внедрении преподаватель четко определяет содержание оценки («что будет оцениваться») и метод оценки («как будет оцениваться»). Общая оценка по дисциплине складывается из отдельных оценок за все представленные модули. Можно разработать метод балльной оценки и метод коэффициентов, чтоболее полно будет определять работу: значимость каждого модуля в целостной подготовке студентов по русскому языку и культуре речи, расположение модулей, осуществленное по принципу от простого к сложному, выявление контрольных позиций каждого модуля. Итоговая оценка складывается из плановых работ всего 7 (по числу модулей).

Одним из перспективных направлений развития модульного обучения является внедрение в практику дистанционного обучения. Модульное обучение способствует более гибкому подходу к созданию дистанционных курсов.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1- ФКЗ, одобренными Всенародным голосованием граждан РФ 1 июля 2020 года.).
  2. Борисова Н. В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: Учебное пособие. — М.: Домодедово, ВИПК МВД России, 1999. — 174 с. — (Современные образовательные технологии: Модуль 1).
  3. Вазина К. Я. Саморазвитие человека и модульное обучение. — Н. Новгород, 1991. — 50 с
  4. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М., 1989.
  5. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.