О финансовой зависимости Афганистана от международного сообщества | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 мая, печатный экземпляр отправим 5 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 21. Политология

Опубликовано в

XVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2021)

Дата публикации: 03.03.2021

Статья просмотрена: 3 раза

Библиографическое описание:

Шашок, Л. А. О финансовой зависимости Афганистана от международного сообщества / Л. А. Шашок. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 36-38. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/390/16426/ (дата обращения: 18.04.2021).



Статья посвящена анализу текущей экономической ситуации в Афганистане. Рассматриваются факторы его финансовой зависимости от государств, оказывающих поддержку в достижении перемирия. Анализируются финансовые риски и перспективы восстановления афганской экономики.

Ключевые слова: Афганистан, Центральная Азия, экономический кризис, региональная политика, внутриполитический кризис

Даже после вывода из Афганистана сил международной коалиции в обозримом будущем страна будет продолжать полагаться на иностранную финансовую поддержку. По мере того как афганское правительство и талибы медленно продвигаются вперед в вопросах перемирия, отсутствие финансовой независимости страны преподносится как главный стимул для формирования единой политической системы, членам которой также придется приложить усилия для привлечения иностранной помощи.

Президент Афганистана Ашраф Гани неоднократно заявлял, что поддержка важна не только для развития, но и для мира. По его мнению, сокращение иностранной помощи приведет к серьезным сбоям в сфере государственных услуг, негативно отразится на уровне жизни населения, а это в любом случае поставит под угрозу с трудом завоеванный мир.

Афганистан зависел от иностранной помощи и притока денег на протяжении большей части своего существования. Кабул полагается на международную финансовую поддержку на протяжении вот уже более века. Десятилетия боевых действий и вторжения мировых сверхдержав вынудили Афганистан сосредоточиться в основном на выживании, а не на развитии, в результате чего государство утратило экономическую независимость [1].

Годы, когда Афганистан недополучал иностранную помощь (например, во время гражданской войны 1990-х годов или при режиме талибов), были катастрофическим временем для страны. США и Советский Союз боролись за влияние в Афганистане с 1950-х по 1970-е годы. СССР инвестировал более 1 млрд долларов в экономическую помощь, в то время как большинство крупных инфраструктурных проектов Афганистана, таких как плотины гидроэлектростанций и дорожные сети, были построены при поддержке обоих государств. Во время афгано-советской войны 1979–1989 годов Кремль выделил миллиарды долларов на строительство дорог, школ и зданий, а также оказывал поддержку действующему афганскому режиму, финансируя его правительство и вооруженные силы [1].

Проблема иностранной зависимости по-прежнему вызывает серьезную озабоченность в послевоенном Афганистане, особенно когда правительство пытается выступить посредником в значимой сделке по разделению власти с радикальным исламистским движением «Талибан» (запрещено в РФ) на фоне хрупких мирных переговоров. Участники прошедшей 23–24 ноября 2020 года конференции доноров Афганистана 2020 Afghanistan Conference, организованной Финляндией и правительством Афганистана при поддержке ООН в Женеве, планируют предоставить стране в общей сложности 12 млрд долларов финансовой помощи на период с 2021 по 2024 год, чтобы помочь Афганистану продвинуться к миру, процветанию и самообеспечению [4].

Пожертвования сопровождаются строгими условиями, такими как ежегодные взносы в обмен на помощь. На предыдущей конференции в 2016 году доноры пожертвовали Афганистану примерно 15,2 млрд долларов. В связи с неизбежным сокращением численности иностранных войск в ближайшие месяцы, ростом насилия в стране и растущим влиянием «Талибана» в ряде провинций международное сообщество по-прежнему обеспокоено тем, будет ли обеспечен прогресс в области прав человека, образования и развития в целом [4].

Выделение иностранной помощи Кабулу вряд ли прекратится в ближайшие годы, так как финансовая зависимость страны слишком высока. Однако более серьезная проблема заключается в том, насколько эффективно Афганистан будет использовать выделяемые ресурсы, ведь нет сомнений в том, что крупные денежные потоки являются фактором, способствующим коррупции.

Большие объемы денежных средств увеличивают риск коррупции, расточительства и побочных расходов, а это означает, что на нужды рядовых афганцев будет выделено намного меньше финансовой помощи. Согласно организации Transparency International, Афганистан занимает третье место в мире по уровню коррупции, которая способствует снижению уровня жизни и отсутствию функционирующих институтов. Но жизненно важные интересы в сфере безопасности и политические интересы побуждают международное сообщество под эгидой США продолжать оказывать стране всестороннюю помощь [6].

Согласно отчету Специального генерального инспектора по восстановлению Афганистана (SIGAR) Вашингтон с 2001 года выделил Афганистану примерно 132 млрд долларов на восстановление, в основном на военные нужды. Лишь небольшая часть международной помощи идет на развитие гуманитарного сектора, в то время как миллиарды ежегодно тратятся на поддержку сил безопасности и финансирование правительства [5].

Так, в отчете, опубликованном ранее в этом году, организация «Врачи без границ» предупредила, что, несмотря на десятилетия международной поддержки, афганцы продолжают бороться за доступ к необходимой медицинской помощи в условиях роста уровня насилия и бедности. С тех пор как в 2001 году талибов отстранили от власти, сменявшие друг друга афганские правительства предпринимали различные шаги, чтобы повысить шансы страны на самообеспечение [2].

Афганистан стал членом Всемирной торговой организации, в результате чего его торговые взаимоотношения с другими странами стали более разноплановыми. Произошла реформа закона о банкротстве, что повысило доверие инвесторов к банковскому делу. В целом, успехи, достигнутые при администрации Гани, помогли Кабулу встать на устойчивый путь, хоть умеренного, но развития. Были построены крупные водохранилища, реформирован закон о горнодобывающей промышленности. Более того, в ноябре 2020 года правительство Афганистана подписало с компанией Siemens Energy соглашение о создании в стране энергетического узла путем разработки современной, устойчивой и рентабельной энергосистемы. В рамках трехэтапного плана Siemens Energy будет поддерживать энергетический сектор Афганистана путем внедрения методов надежного и доступного электроснабжения при одновременном решении вопросов эффективного использования природных ресурсов, чтобы улучшить поток доходов, возвращаемых правительству [3].

С точки зрения правительства, Афганистан, вероятно, будет зависеть от иностранной помощи еще долгие годы, пока не установится полная стабильность политического ландшафта и не будут определены экономические перспективы. Однако параллельно с политическим урегулированием Афганистан может начать усиливать взаимодействие с другими региональными акторами, создавая больше торговых маршрутов, разрабатывая соглашения с соседними странами и, наконец, сможет полностью использовать потенциал горнодобывающего и энергетического секторов, которые дают импульс экономическому росту.

Литература:

  1. Экономика Афганистана: учебное пособие / Д. П. Елагин, Н. М. Мамедова; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России, каф. мировой экономики. — М.: МГИМО-Университет, 2020. — 265, [1] с. (Экономика стран и регионов мира/ [ред. совет серии: А. В. Торкунов/пред./и др./]).
  2. Reality Check: Afghanistan’s neglected health care crisis, Doctors Without Borders, March 2020;
  3. Siemens Energy signs agreement to develop Afghanistan as an energy hub, https://press.siemens-energy.com/global/en/pressrelease/siemens-energy-signs-agreement-develop-afghanistan-energy-hub.
  4. Strong support for Afghanistan at the 2020 Afghanistan Conference, https://um.fi/afghanistan-conference-2020-news/-/asset_publisher/FZD0VyzqdZXC/content/vahva-tuki-afganistanille-vuoden-2020-apukonferenssissa?_com_liferay_asset_publisher_web_portlet_AssetPublisherPortlet_INSTANCE_FZD0VyzqdZXC_assetEntryId=32097894;
  5. The Special Inspector General for Afghanistan Reconstruction: High-Risk List, https://www.csis.org/events/special-inspector-general-afghanistan-reconstruction-high-risk-list;
  6. Transparency International announces establishment of national contact in Afghanistan, https://www.transparency.org/en/press/transparency-international-announces-establishment-of-national-contact-in-afghanistan;

Ключевые слова

региональная политика, экономический кризис, Афганистан, Центральная Азия, внутриполитический кризис