Проблемы антимонопольного регулирования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 17. Менеджмент

Опубликовано в

XVIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2021)

Дата публикации: 26.02.2021

Статья просмотрена: 161 раз

Библиографическое описание:

Блинова, Т. А. Проблемы антимонопольного регулирования / Т. А. Блинова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/390/16419/ (дата обращения: 24.04.2024).



В данной статье автор выявляет проблемы и тенденции антимонопольного регулирования в России.

Ключевые слова: Федеральная антимонопольная служба, картель, недобросовестная конкуренция, тайна связи.

Конкуренция между компаниями на рынке приносит пользу не только самим компаниям, но и обществу в целом. Так, появляются инновации, а компании с целью превзойти конкурентов находят новые способы и методы эффективного производства. Конкуренция позволяет установить баланс между качеством товаров и услуг и их ценой, происходит увеличение конкурентоспособности товара. Для потребителя будет преимуществом расширение ассортимента товара. Однако в России уровень конкуренции низок. Одной из основных причин такой тенденции является рост числа картелей, которые наносят вред российской экономике. По мнению экспертов, их вред можно оценить в 2–3 % ВВП. Так, согласно данным Росстата, в 2020 году ВВП страны составил 106,6 трлн. руб., соответственно, ущерб превысил 2 триллиона рублей. В действительности потери могут быть еще больше.

Картель — это сговор компаний о ценах или объемах продаж друг с другом. Основным уполномоченным органом по борьбе с ней является ФАС России. В 2019 году антимонопольный орган возбудил больше 450 дел по статье «Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов» ФЗ № 135 «О конкуренции», большинство из которых связано с картелями. Однако данные не отображают действительное число картелей, так как, согласно статс-секретарю Цариковскому, ФАС просто не успевает расследовать все правонарушения.

В настоящее время лидерами по образованию картелей стали такие отрасли, как фармацевтическая, строительная и пищевая (рисунок 1). На рынке лекарств и медикаментов обнаружено более 12 тысяч картелей при проведении открытых аукционов в электронной форме. Можно предположить, что их рост обусловлен пандемией, которая началась в 2019 году. Наличие картелей в строительной сфере обусловлены льготными ипотеками, которые привели к росту цен на недвижимость.

Картели по сферам экономической деятельности

Рис. 1. Картели по сферам экономической деятельности

Еще одна актуальная проблема антимонопольного регулирования — рост антиконкурентных соглашений с участием органов власти. Если сравнивать 2017 и 2018 год, то рост возбужденных дел увеличился почти на 50 %, с 204 до 300. В 2019 году их было больше 350. Наблюдается и тенденция роста числа картелей, связанных со сговором их участников с госзаказчиками. Так, в 2018 году антимонопольный орган возбудил в 2 раза больше дел, чем 2017. Несмотря на то, что такие дела причисляются к уголовным, чиновники не бояться брать взятки, а компании мошенничать. Интересными примерами являются ситуации о сговоре чиновников с хозяйствующим субъектом в Краснодарском крае и в Республики Хакасия. ФАС России провела проверки и выявила сговор по поставке лекарств, после чего Следственный комитет возбудил уголовное дело и арестовал участников картелей. Лидерами по количеству картелей является Республика Дагестан, второе место занимает Самарская область.

Представители антимонопольного органа пояснили, что проблема заключается в том, что зачастую чиновники имеют связи в других структурах и хорошо защищены ими. Так, сотрудники ФАС жалуются на постоянные угрозы со стороны властей о расправе или о черном пиаре. Поэтому такие дела передаются в центральный аппарат, но занимают больше времени на расследование. В Дагестане расследованиями занимается исключительно центральный аппарат. Известный случай произошел в Челябинске, когда участники картеля, а именно губернатор Челябинской области, руководитель Министерства транспорта региона и представитель одной из местных копаний решили повлиять на решение УФАС с помощью черного пиара. Они покупали статьи о несправедливом решении, распускали слухи, писали жалобы на руководителя антимонопольного органа, но их план не сработал, дело не было закрыто.

Начиная с 2018 года, картели стали завоевывать электронное пространство. Из всех заведенных дел по картелям 85 % связаны с электронными аукционами. Такие преступления сложнее раскрыть, чем соглашения на бумаге или устные договоренности, поскольку данные с помощью специальных программ уничтожаются быстрее, однако уже сейчас ФАС России применяет новейшие IT-разработки по выявлению нарушений в закупках, которые позволяют быстро определить сговор участников.

Нерешенной проблемой остается тайна связи. Известно, что участвовать в электронных торгах можно с помощью мобильного телефона. В данном случае операторы вправе не разглашать конфиденциальные данные абонентов, поэтому антимонопольный орган не может расследовать в полной мере такие закупки.

Данные проблемы говорят о том, что необходимо оптимизировать деятельность антимонопольного органа. Автор предлагает ужесточить наказания за выявленные сговоры, а также наделить ФАС России полномочиями получать все запрашиваемые данные в ходе расследования, если их получение обосновано.

Литература:

  1. Официальный сайт ФАС. Режим доступа — http://fas.gov.ru
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
  3. Паламарчук, А. Антимонопольное законодательство: проблемы и пробелы / А. Паламарчук// Законность. — 2018г. — № 9. — с. 35–38.
  4. Таланцев, Владимир Антимонопольное законодательство и регулирование / Владимир Таланцев. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. — 252 c.
  5. Князева, И. В. Антимонопольная политика в России / И. В. Князева. — М.: Омега-Л, 2017. — 512 c.