Концессия как одна из форм государственно-частного партнерства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Рязанов, А. А. Концессия как одна из форм государственно-частного партнерства / А. А. Рязанов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 35-38. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/388/16360/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье дана характеристика одной из форм государственно-частного партнерства-концессии. Рассмотрены различные типы концессионных соглашений: традиционная концессия, лизинговый контракт, контракт на обслуживание. Отмечены особенности каждого из типов. Отражены сложности, возникающие в процессе реализации концессионных соглашений в условиях пандемии. Предложены возможные пути снижения отрицательного воздействия этих сложностей на развитие ГЧП.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, концессия, гринфилд-проект, лизинговый контракт, контракт на обслуживание.

В последние годы в России наблюдается значительный рост показателей изношенности основных фондов, что ведет к увеличению спроса на строительство новых современных объектов. Вместе с тем, государство не имеет достаточных капитальных вложений для обеспечения такого строительства в полном объеме. Для решения этого вопроса государство использует помощь бизнеса. Одной из форм такого сотрудничества является государственно-частное партнерство (далее-ГЧП).

При реализации проектов ГЧП используются разнообразные механизмы сотрудничества государственных структур и предприятий частного бизнеса. Они определяются в зависимости от различных показателей: объема прав на собственность, передаваемых частному партнеру; обязательств сторон по объемам инвестиций; степени ответственности за проведение различных видов работ; принципов разделения рисков между партнерами.

ГЧП может осуществляться в следующих формах: концессии, контракты или административные договоры, аренда/лизинг, соглашения о разделе продукции, государственно-частные предприятия [2].

Рассмотрим наиболее распространенную форму ГЧП — концессии.

Предметом концессионного соглашения является государственная или муниципальная собственность и вид хозяйственной деятельности, на который распространяется монополия государства.

Взаимоотношения сторон, возникающие в процессе разработки, реализации и прекращения концессионного соглашения регламентируются в России Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

Передача в концессию осуществляется на возмездной основе на определенный срок или без указания срока. Выдача концессии –предоставление государством разрешения частному лицу на осуществление экономической деятельности. Государство всегда является стороной в правоотношении. Вознаграждение может выплачиваться в виде разовых или периодических платежей, процентов от выручки, наценки на оптовую цену товаров.

В рамках концессии государство возлагает на частного партнера полномочия по выполнению в течение определенного срока функций, которые определены в концессионном соглашении.

За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях концессионного соглашения. Право собственности на выработанную по концессии продукцию передается концессионеру. Такие взаимоотношения без перехода права собственности характерны для долгосрочной аренды.

В рамках территории или вида деятельности, на которые концессионер получает исключительное право, не допускается аналогичная деятельность любых третьих лиц, включая само государство.

Вместе с тем, необходимо отметить, что концессионер не может действовать бесконтрольно. Его действия должны подчиняться государственным интересам и соответствовать таким критериям, как обеспечение бесперебойного предоставления услуг и их общедоступности, недопущения дискриминации пользователей, равенства тарифов на одинаковые услуги. В случае причинения ущерба государству или возникновения обстоятельств, ставящих под угрозу общественные интересы, государство может принимать меры, не оговоренные в соглашении, включая изъятие объекта концессионного соглашения из пользования.

Можно выделить несколько типов концессий [3]:

  1. Традиционная концессия

– ВОТ (строительство — эксплуатация/ управление — передача).

Объект создается за счет концессионера. После завершения строительства концессионер получает право эксплуатировать данный объект в течение срока, достаточного для того, чтобы вложенные средства окупились. После этого объект передается государству. Концессионер получает только право использования объекта. Собственником объекта является государство.

– Браунфилд-контракт

Предметом данного концессионного соглашения является деятельность по расширению, восстановлению или реконструкции действующего объекта, не включающая новое строительство.

– BOO (строительство — владение — эксплуатация/управление)- гринфилд-проект.

Инвестор строит объект и управляет им на правах владения и пользования. Срок концессии не фиксируется. Созданный объект по истечении срока действия соглашения не передается государству, а остается в распоряжении инвестора.

Такой тип проектов имеет огромные перспективы для развития в регионах России. Поскольку гринфилд-проекты уже на начальном этапе не имеют сопутствующей инфраструктуры, то инвесторам в целях обеспечения успешной деятельности своей компании, необходимо самостоятельно создавать объекты энергетики, транспорта, социальные и т. д.

Необходимо отметить, что данные проекты имеют положительное значение как для населения регионов (возможность получения новых объектов инфраструктуры, развитие собственного бизнеса), так и для инвесторов (возможность выбора сотрудников при зачислении на работу, рост их квалификации).

– BOOT (строительство — владение — эксплуатация/управление — передача) — разновидность гринфилд — проекта.

Частный партнер получает не только право пользования, но и право владения объектом в течение периода времени, предусмотренного соглашением. По истечении этого срока объект возвращается государству.

– ВТО (строительство — передача — эксплуатация/управление).

Этот механизм предполагает передачу объекта государству сразу по окончанию строительства. Затем объект поступает в пользование частного партнера, но право владения к нему не переходит.

– ВОМТ (строительство — эксплуатация/управление — обслуживание — передача).

Здесь акцент делается на ответственности частного партнера за содержание и текущий ремонт сооруженных им инфраструктурных объектов.

– DBOOT (проектирование — строительство — владение — эксплуатация/управление — передача).

Концессионные соглашения этого типа предполагают наличие ответственности частного партнера как за строительство инфраструктурного объекта, так и за его проектирование.

  1. Лизинговый контракт

По своей сущности близок к договору аренды и договору традиционной концессии. Отличие в том, что объект не построен лизинговой компанией (арендатором), а поступает в ее распоряжение от государства. Лизинговая компания в данном случае несет ответственность за эксплуатацию объекта, получает доход от реализации продукции, произведенной на нем и осуществляет государству платежи за пользование имуществом.

  1. Контракт на обслуживание

Данный контракт предполагает то, что инвестор получает от государства в управление и обслуживание готовый объект. В этом случае не предполагается вложения инвестиций инвестором. Этот тип концессии близок к лизингу.

По состоянию на начало 2020 года в России насчитывалось почти 3,1 тыс. действующих либо завершенных по истечении срока действия концессионных соглашений с общим объемом инвестиционных обязательств в размере более 1,7 трлн. Рублей [4].

Концессионные соглашения используются для привлечения инвестиций в инфраструктуру в 81 из 85 субъектов Российской Федерации.

Наибольшее распространение в современной России концессионные соглашения получили в строительстве и управлении автомобильными дорогами.

В настоящее время на процесс реализации ГЧП проектов, в том числе концессионных соглашений огромное влияние оказывает ситуация, связанная с коронавирусом.

В действующих ГЧП-проектах возросли риски увеличения сроков реализации контрактов или даже приостановки их на неопределенное время. Наблюдается рост цен на материалы и оборудование. В результате роста инфляции и курсов валют выросли также риски переоценки стоимости контрактов. В перспективе возможны также задержки сроков строительства объектов.

Наиболее уязвимыми в данном случае оказались ГЧП-проекты, заключаемые в отраслях, где на возврат инвестиций большое влияние оказывает размер собираемых платежей, в первую очередь жилищно-коммунальное хозяйство.

Неопределенность экономической ситуации оказывает отрицательное влияние на процесс заключения новых концессионных соглашений. Инвесторы, представители органов власти и финансовых организаций ожидают изменений на рынке проектного финансирования и вероятного уменьшения объема свободных средств, доступного в отрасли. Кроме того, есть опасения в том, что уменьшатся объемы доступности кредитных ресурсов, что может привести к закрытию проектов, близких к завершению.

В целях снижения отрицательных последствий пандемии на процесс реализации концессий необходима поддержка государства. Одними из путей такой поддержки могут стать:

– налоговые льготы (отсрочки по расчетам с налоговыми службами и по предоставлению отчетности)

– субсидирование процентных ставок по особо важным концессионным соглашениям

– облегчение ковенант по кредитным соглашениям

– предоставление условий оказания экстренной помощи

– возможность корректировки концессионных соглашений в части взаимных обязательств сторон.

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.07.2005. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
  2. Варнавский В. Г., Клименко Л. В., Королев В. Л. Государственно-частное партнерство: теория и практика. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010. С. 28.
  3. Синякова А. Ф. Концессионные соглашения: привлечение в регион инвестиций с помощью государственно-частного партнерства // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 10(49).
  4. Информационно-аналитический обзор о развитии государственно-частного партнерства в Российской Федерации // Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/6.

Ключевые слова

государственно-частное партнерство, концессия, гринфилд-проект, лизинговый контракт, контракт на обслуживание